Медицинский осмотр осужденных

Подборка наиболее важных документов по запросу Медицинский осмотр осужденных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 12 "Основные права осужденных" УИК РФ"Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 10, части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 13 Закона Российской Федерации N 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы", п. 43 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации N 640/190 от 17 октября 2005 года (далее - Порядок), Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, установив, что во 2 полугодии 2011 года, 2012-2013 г.г., 1 полугодии 2014 года, 1 полугодии 2015 года, 1 полугодии 2016 года профилактические медицинские осмотры осужденного К. не проводились, пришел к заключению о доказанности факта незаконного бездействия должностных лиц ответчика, выразившегося в необеспечении проведения профилактических медицинских осмотров в отношении К. в установленной вышеуказанным Порядком периодичностью."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 227.1 "Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении" КАС РФ"Доводы жалобы о том, что истцу оказывалась надлежащая медицинская помощь, опровергаются имеющейся в деле копией медицинской карты осужденного С., из которой следует, что профилактические медицинские осмотры проводились с нарушением периодичности, предусмотренной Порядком, в некоторых случаях на осмотрах присутствовали не все необходимые специалисты. Установление указанного нарушения само по себе является достаточным основанием для присуждения компенсации в порядке ст. 227.1 КАС РФ."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Основания и порядок разрешения вопроса об отсрочке исполнения приговора суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Согласно п. 10 Правил врачебная комиссия при проведении медицинского освидетельствования проводит осмотр осужденного, изучает результаты его обследования, представленную медицинскую документацию и принимает одно из следующих решений, которое оформляется в виде протокола: о наличии у осужденного заболевания, включенного в Перечень; об отсутствии у осужденного заболевания, включенного в Перечень; о прекращении проведения медицинского освидетельствования по основаниям, указанным в п. 9 Правил (в случае отказа осужденного пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или выразить согласие на получение дополнительных сведений о состоянии здоровья из других медицинских организаций). Решение врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало 2/3 членов врачебной комиссии. Особое мнение членов врачебной комиссии, не согласных с принятым решением, отражается в протоколе. Решение врачебной комиссии объявляется осужденному, его законному представителю или его адвокату (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) в день вынесения решения. Об ознакомлении осужденного, его законного представителя или его адвоката (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) с решением врачебной комиссии в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных составляется запись, удостоверяемая подписями осужденного, его законного представителя или его адвоката и членов врачебной комиссии.
Статья: Обязательная геномная регистрация осужденных (проблемы практики)
(Босак Е.Е., Холопова Е.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)
Псковская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области <4> выявила нарушения в деятельности администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области, которой ранее неоднократно допускалось освобождение осужденных без проведения обязательной геномной регистрации. В 2017 г. было освобождено сорок семь таких осужденных, в 2018 г. - трое осужденных, в 2019 г. - без проведения обязательной геномной регистрации освобожден один осужденный. Так, в 2019 г. осужденный доставлялся в медицинскую часть для прохождения медицинского осмотра перед водворением в штрафной изолятор. В медицинскую часть осужденный прибыл в сопровождении начальника отряда, который в ходе медицинского осмотра предложил осужденному пройти геномную регистрацию. Однако осужденный от предложенной процедуры отказался. О факте отказа осужденного от прохождения геномной регистрации начальник отряда уведомил дежурного помощника начальника колонии, его заместителя и заместителя начальника колонии. В дальнейшем осужденный в нарушение требований ст. 115 УИК РФ за отказ от выполнения законных требований администрации не был привлечен к дисциплинарной ответственности. Доставление осужденного на забор биоматериала для геномной регистрации осуществлялось без сотрудника отдела безопасности. Сверка личности осужденного, его опрос по материалам личного дела сотрудником оперативного отдела и специального учета не проводились. В журнал по учету лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, сотрудниками медицинской части запись о ее прохождении осужденным не вносилась. Перед освобождением осужденного было необходимо провести сверку с указанным журналом. Если бы проведение геномной регистрации осужденному осуществлялось в соответствии с внутренним приказом исправительного учреждения, то должностные лица, отвечающие за организацию и проведение геномной регистрации, были бы осведомлены в день отказа. Процедура по забору биоматериала осужденного для проведения геномной регистрации была начата непосредственно перед окончанием срока отбывания наказания.

Нормативные акты

"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
2. При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут по их желанию пройти соответствующее профессиональное обучение или получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих прохождению профессионального обучения или получению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих прохождению профессионального обучения или получению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, определяются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.