Медицинское обслуживание сотрудников МВД

Подборка наиболее важных документов по запросу Медицинское обслуживание сотрудников МВД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2024 N 88-3242/2024 по делу N 2-1031/2023 (УИД 25RS0003-01-2022-005732-63)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Обстоятельства: Факт грубого нарушения истцом служебной дисциплины не подтвержден.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что факт грубого нарушения служебной дисциплины нашел свое подтверждение, так как истец отсутствовал на службе в течение полного рабочего дня ДД.ММ.ГГГГ, совершил прогул. Суд исходил из того, что временная нетрудоспособность сотрудника органов внутренних дел должна подтверждаться документами, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями, но зарегистрированными в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления на медицинское обслуживание. Суд согласился с выводом органа внутренних дел о том, что представленные Я. сигнальный лист и листок временной нетрудоспособности с периодом освобождения Я. от служебных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут являться доказательствами наличия у последнего уважительных причин отсутствия на службе ДД.ММ.ГГГГ.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2023 N 88-8810/2023 (УИД 25RS0003-01-2022-005732-63)
Категория: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования: 1) О признании незаконным увольнения за прогул, восстановлении на службе; 2) О взыскании поощрительных вознаграждений, оплаты за вынужденный прогул, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и иных выплат, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу в органах внутренних дел. Основанием для расторжения служебного контракта и увольнения со службы явилось заключение служебной проверки, заключением которой установлено, что Истец отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Признавая законность увольнения Я. по пункту 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истцом было допущено грубое нарушение служебной дисциплины (отсутствие по месту службы без уважительных причин 13 июля 2022 года (прогул)), указав, что временная нетрудоспособность сотрудника органов внутренних дел должна подтверждаться документами, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями, но зарегистрированными в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления на медицинское обслуживание, представленные Я. сигнальный лист и листок временной нетрудоспособности, с периодом освобождения Я. от служебных обязанностей с 19 июля 2022 года по 23 июля 2022 года не могут являться доказательствами наличия у последнего уважительных причин отсутствия на службе 13 июля 2022 года.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Специфика реализации права сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей на охрану здоровья и предоставление им медицинской помощи
(Назарова И.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)
В свою очередь, социальными условиями обеспечения права сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей на охрану здоровья и предоставление им медицинской помощи являются организационно-правовые средства, призванные реально обеспечить рассматриваемое право. Например, к ним возможно отнести: бесплатное медицинское обслуживание сотрудников Росгвардии в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в организациях государственного и муниципального здравоохранения; бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации и организации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Статья: Особенности оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел в России
(Трусов А.И.)
("Медицинское право", 2020, N 3)
Следует констатировать, что для прохождения профилактических медицинских осмотров (диспансеризации) и получения бесплатной медицинской помощи сотрудник ОВД и члены его семьи должны обращаться в ведомственные учреждения МВД России на территории субъекта РФ, в котором сотрудник МВД России проходит службу. На примере Ставропольского края такая Медико-санитарная часть МВД России по Ставропольскому краю находится в городе Ставрополе, и для реализации своего конституционного права сотруднику необходимо приезжать в город Ставрополь каждый раз, когда возникает необходимость медицинской помощи. Думаем, что у сотрудников, проходящих службу в городе Ставрополе, проблем с этим не возникает, а вот сотрудники, работающие в районных отделах МВД России по Ставропольскому краю, и члены их семей предпочли бы получать медицинскую помощь и проходить диспансеризацию в пределах своего муниципального образования, что предусмотрено ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5>. Для этого территориальным отделам МВД России необходимо заключать договоры с администрациями медицинских учреждений по месту службы сотрудников МВД России, проходящих службу за пределами города Ставрополя, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 1563. Однако в связи с недостаточностью финансирования этого не делается. Поэтому сотруднику ОВД гораздо удобнее было бы получить полис ОМС по месту своего жительства и пользоваться медицинскими услугами в своем муниципальном образовании, а также за его пределами, как это делают обычные граждане России. Для этого необходимо обратиться в страховую медицинскую организацию и получить полис ОМС как неработающему населению. Вопрос в том, законно ли это? Думается, что незаконно, а получение медицинских услуг сотрудником ОВД по полису ОМС будет причинять материальный ущерб государству, при определенном размере которого возможна и уголовная ответственность.

Нормативные акты

"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)
Согласно пунктам 1, 3 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1232, в случаях отсутствия по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи, предусмотрено направление сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) в медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющей медицинское обслуживание прикрепленных к ней сотрудников.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.10.2023 N 47-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 65 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и части второй статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Елисеева"
Вместе с тем апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 марта 2021 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2021 года, решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 8 декабря 2020 года отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований С.А. Елисеева в полном объеме. При этом суд апелляционной инстанции, ссылаясь в том числе на оспариваемое заявителем положение Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к выводу, что временная нетрудоспособность сотрудников органов внутренних дел должна подтверждаться исключительно документами, выданными медицинскими организациями системы МВД России, к которым прикрепляются эти сотрудники, или иными медицинскими организациями, зарегистрированными в медицинской организации системы МВД России по месту прикрепления конкретного сотрудника для медицинского обслуживания, а ООО "ЦЛПТ" (клиника "Претор") к числу таковых не относится. С.А. Елисеев же, как указал суд апелляционной инстанции, не предпринял мер по соблюдению установленного порядка оформления документов для подтверждения права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.