Мероприятия налогового контроля при внп
Подборка наиболее важных документов по запросу Мероприятия налогового контроля при внп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, решение о привлечении его к налоговой ответственности, доначислении налога по УСН и пени следует признать недействительным по причине непредоставления ему 15-дневного срока на подачу возражений на дополнение к акту налогового органа и ознакомление с перечнем приведенных мероприятий налогового контроля после проведения выездной проверки. Кроме того, налоговый орган не принял во внимание, что доходы ИП следовало рассчитывать с учетом того, что он оказывал посреднические услуги, за которые получал комиссионные.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, решение о привлечении его к налоговой ответственности, доначислении налога по УСН и пени следует признать недействительным по причине непредоставления ему 15-дневного срока на подачу возражений на дополнение к акту налогового органа и ознакомление с перечнем приведенных мероприятий налогового контроля после проведения выездной проверки. Кроме того, налоговый орган не принял во внимание, что доходы ИП следовало рассчитывать с учетом того, что он оказывал посреднические услуги, за которые получал комиссионные.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о создании налогоплательщиком формального документооборота с контрагентом и необоснованном принятии к вычету НДС, что нашло отражение в акте проверки. После получения акта общество подало уточненную налоговую декларацию, в которой исключило операции с этим контрагентом и отразило операции с другим обществом, по которым ранее не заявляло вычетов. В решении, вынесенном по результатам выездной налоговой проверки, налоговый орган не производил доначисление налога, пени, штрафа. Налогоплательщик оспорил вынесенное по результатам выездной налоговой проверки решение. Суд указал, что в соответствии с положениями ст. ст. 89, 101 НК РФ налоговый орган вправе, но не обязан учитывать факты подачи уточненных налоговых деклараций налогоплательщиками после составления акта выездной налоговой проверки. При этом за инспекцией сохраняется право проведения дальнейших контрольных мероприятий в отношении полученных данных из уточненных деклараций в рамках проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной налоговой проверки либо проведения повторной выездной налоговой проверки. Выбор формы контрольных мероприятий остается на усмотрение налогового органа. В решении, вынесенном по результатам выездной налоговой проверки, налоговый орган указал, что уточненная декларация будет проверена в рамках камеральной проверки. Исключая налоговые вычеты по одному из контрагентов при подаче уточненной налоговой декларации, налогоплательщик тем самым фактически признал правомерность выводов налогового органа о нереальности его операций с данным контрагентом. Суд отказал в признании недействительным решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, поскольку налогоплательщик не представил доказательств, подтверждающих наличие реального нарушения его прав и законных интересов в результате принятия решения, которым на него не возложены какие-либо обязанности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о создании налогоплательщиком формального документооборота с контрагентом и необоснованном принятии к вычету НДС, что нашло отражение в акте проверки. После получения акта общество подало уточненную налоговую декларацию, в которой исключило операции с этим контрагентом и отразило операции с другим обществом, по которым ранее не заявляло вычетов. В решении, вынесенном по результатам выездной налоговой проверки, налоговый орган не производил доначисление налога, пени, штрафа. Налогоплательщик оспорил вынесенное по результатам выездной налоговой проверки решение. Суд указал, что в соответствии с положениями ст. ст. 89, 101 НК РФ налоговый орган вправе, но не обязан учитывать факты подачи уточненных налоговых деклараций налогоплательщиками после составления акта выездной налоговой проверки. При этом за инспекцией сохраняется право проведения дальнейших контрольных мероприятий в отношении полученных данных из уточненных деклараций в рамках проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной налоговой проверки либо проведения повторной выездной налоговой проверки. Выбор формы контрольных мероприятий остается на усмотрение налогового органа. В решении, вынесенном по результатам выездной налоговой проверки, налоговый орган указал, что уточненная декларация будет проверена в рамках камеральной проверки. Исключая налоговые вычеты по одному из контрагентов при подаче уточненной налоговой декларации, налогоплательщик тем самым фактически признал правомерность выводов налогового органа о нереальности его операций с данным контрагентом. Суд отказал в признании недействительным решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, поскольку налогоплательщик не представил доказательств, подтверждающих наличие реального нарушения его прав и законных интересов в результате принятия решения, которым на него не возложены какие-либо обязанности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-02-08/4632)Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-02-08/4632)Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
Вопрос: О предложении по приостановке (отмене) проведения мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки и введении моратория на их проведение в отношении предприятий ОПК.
(Письмо Минфина России от 14.06.2023 N 03-02-06/54373)Вопрос: О предложении по приостановке (отмене) проведения мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки и введении моратория на их проведение в отношении предприятий ОПК.
(Письмо Минфина России от 14.06.2023 N 03-02-06/54373)Вопрос: О предложении по приостановке (отмене) проведения мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки и введении моратория на их проведение в отношении предприятий ОПК.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Кроме того, изменился и подход налоговых органов к проведению налогового контроля. Выездная налоговая проверка требует больших трудозатрат и занимает длительное время. С момента назначения выездной налоговой проверки и до вынесения решения и поступления денежных средств в бюджет РФ проходит больше года, что неэффективно с точки зрения процессуальной экономии и собираемости налоговых платежей в бюджет. Поэтому теперь налоговые органы, собрав и проанализировав большой объем информации по налогоплательщику в рамках предпроверочного анализа, еще до назначения выездной налоговой проверки осуществляют точечные мероприятия налогового контроля вне рамок налоговой проверки с целью побудить налогоплательщика к "добровольному" уточнению налоговых обязательств по конкретным сделкам и операциям. Как результат, в 2020 - 2021 гг. налоговые поступления в бюджет в виде добровольных уточнений по итогам внепроверочных мероприятий налогового контроля превысили налоговые доначисления по результатам выездной налоговой проверки <3>.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Кроме того, изменился и подход налоговых органов к проведению налогового контроля. Выездная налоговая проверка требует больших трудозатрат и занимает длительное время. С момента назначения выездной налоговой проверки и до вынесения решения и поступления денежных средств в бюджет РФ проходит больше года, что неэффективно с точки зрения процессуальной экономии и собираемости налоговых платежей в бюджет. Поэтому теперь налоговые органы, собрав и проанализировав большой объем информации по налогоплательщику в рамках предпроверочного анализа, еще до назначения выездной налоговой проверки осуществляют точечные мероприятия налогового контроля вне рамок налоговой проверки с целью побудить налогоплательщика к "добровольному" уточнению налоговых обязательств по конкретным сделкам и операциям. Как результат, в 2020 - 2021 гг. налоговые поступления в бюджет в виде добровольных уточнений по итогам внепроверочных мероприятий налогового контроля превысили налоговые доначисления по результатам выездной налоговой проверки <3>.
Готовое решение: Какие регламенты используют налоговые органы при проведении выездных проверок
(КонсультантПлюс, 2025)по мероприятиям налогового контроля, в том числе в рамках выездной налоговой проверки:
(КонсультантПлюс, 2025)по мероприятиям налогового контроля, в том числе в рамках выездной налоговой проверки:
Статья: Судебный контроль наличия законных оснований для проведения повторных/неоднократных выездных налоговых проверок
(Коновалов А.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Если составить рейтинг "стрессовости" всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации <1> (далее - НК РФ) мероприятий налогового контроля, то выездная налоговая проверка наверняка окажется в нем на первом месте.
(Коновалов А.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Если составить рейтинг "стрессовости" всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации <1> (далее - НК РФ) мероприятий налогового контроля, то выездная налоговая проверка наверняка окажется в нем на первом месте.
Статья: Ошибка налогового органа как решающий аргумент налогоплательщика
(Медведев А.Н.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 10)Затягивание сроков ВНП в большинстве случаев обусловлено несоблюдением требований Рекомендаций по планированию и подготовке выездных налоговых проверок (Письмо ФНС России от 12.02.2018 N ЕД-5-2/307дсп@), согласно которым доказательства, подтверждающие выводы о наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) несоблюдении условий, установленных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, собираются налоговым органом в рамках проводимых мероприятий налогового контроля до назначения ВНП (например, в ходе камеральной налоговой проверки и (или) вне рамок проведения налоговых проверок).
(Медведев А.Н.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 10)Затягивание сроков ВНП в большинстве случаев обусловлено несоблюдением требований Рекомендаций по планированию и подготовке выездных налоговых проверок (Письмо ФНС России от 12.02.2018 N ЕД-5-2/307дсп@), согласно которым доказательства, подтверждающие выводы о наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) несоблюдении условий, установленных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, собираются налоговым органом в рамках проводимых мероприятий налогового контроля до назначения ВНП (например, в ходе камеральной налоговой проверки и (или) вне рамок проведения налоговых проверок).
Статья: Когда возможна выемка у контрагента в рамках налоговой проверки?
(Келин Д.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Выемка у контрагента проверяемого налогоплательщика является процедурой куда более сложной в сравнении с аналогичным мероприятием налогового контроля, которое проводится в отношении организации в период ВНП. Расскажем, когда такое мероприятие контроля возможно.
(Келин Д.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Выемка у контрагента проверяемого налогоплательщика является процедурой куда более сложной в сравнении с аналогичным мероприятием налогового контроля, которое проводится в отношении организации в период ВНП. Расскажем, когда такое мероприятие контроля возможно.
Готовое решение: Как представить документы по требованию налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)о деятельности лица, в отношении которого проводится камеральная, выездная проверка, дополнительные мероприятия налогового контроля или налоговый мониторинг (п. п. 1, 1.1 ст. 93.1 НК РФ). Это может быть как контрагент, так и иное лицо, сведениями о котором вы располагаете;
(КонсультантПлюс, 2025)о деятельности лица, в отношении которого проводится камеральная, выездная проверка, дополнительные мероприятия налогового контроля или налоговый мониторинг (п. п. 1, 1.1 ст. 93.1 НК РФ). Это может быть как контрагент, так и иное лицо, сведениями о котором вы располагаете;
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Федеральная налоговая служба РФ всего лишь развила данный подход в Письме от 13 сентября 2012 г. N АС-4-2/15309@ "О налоговых проверках", разъяснив, что "необходимо учитывать, что Кодексом не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля. Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа. Согласно положениям пункта 1 статьи 90 Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом Кодексом не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля".
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Федеральная налоговая служба РФ всего лишь развила данный подход в Письме от 13 сентября 2012 г. N АС-4-2/15309@ "О налоговых проверках", разъяснив, что "необходимо учитывать, что Кодексом не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля. Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа. Согласно положениям пункта 1 статьи 90 Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом Кодексом не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля".
Статья: "Принцип внезапности" при проведении мероприятий налогового контроля
(Зимулькин М.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Принцип внезапности, представляющий собой оперативные и неожиданные для налогоплательщика действия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля, направлен на повышение эффективности выездных налоговых проверок.
(Зимулькин М.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Принцип внезапности, представляющий собой оперативные и неожиданные для налогоплательщика действия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля, направлен на повышение эффективности выездных налоговых проверок.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В ситуации, когда адвокат участвует в протоколе допроса свидетеля в рамках мероприятий налогового контроля (выездная налоговая проверка или камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС), эти действия явно выходят за временные рамки проверяемого налогового периода (поскольку все контрольные налоговые мероприятия всегда ретроспективны). Следовательно, запрашиваемые документы и сведения об этих (текущих) адвокатских услугах явно не относятся к проверяемому периоду и деятельности проверяемого лица.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В ситуации, когда адвокат участвует в протоколе допроса свидетеля в рамках мероприятий налогового контроля (выездная налоговая проверка или камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС), эти действия явно выходят за временные рамки проверяемого налогового периода (поскольку все контрольные налоговые мероприятия всегда ретроспективны). Следовательно, запрашиваемые документы и сведения об этих (текущих) адвокатских услугах явно не относятся к проверяемому периоду и деятельности проверяемого лица.
Статья: Могут ли налоговики истребовать документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 40)Суд первой инстанции требования компании удовлетворил. Он пришел к выводу о том, что ни ст. 89 НК РФ, ни ст. 93 НК РФ не устанавливают обязанность налогоплательщика представить по требованию налогового органа документы (информацию) после окончания выездной налоговой проверки на стадии осуществления налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля. Аргументированных доводов и доказательств, подтверждающих необходимость и обоснованность истребования у компании в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля карточек счетов, их относимость к исчислению и уплате налогов применительно к нарушениям, отраженным в акте налоговой проверки, инспекцией не представлено.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 40)Суд первой инстанции требования компании удовлетворил. Он пришел к выводу о том, что ни ст. 89 НК РФ, ни ст. 93 НК РФ не устанавливают обязанность налогоплательщика представить по требованию налогового органа документы (информацию) после окончания выездной налоговой проверки на стадии осуществления налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля. Аргументированных доводов и доказательств, подтверждающих необходимость и обоснованность истребования у компании в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля карточек счетов, их относимость к исчислению и уплате налогов применительно к нарушениям, отраженным в акте налоговой проверки, инспекцией не представлено.