Меры поддержки малого и среднего бизнеса в период коронавируса
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры поддержки малого и среднего бизнеса в период коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 N 12АП-775/2022 по делу N А12-14739/2021
Требование: О признании недействительным перевода на период погашения договора об открытии кредитной линии, признании незаконными действий по списанию в безакцептном порядке с расчетного счета задолженности.
Решение: Требование удовлетворено.С учетом того, что целью принятия указанного Постановления явилось в повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, суд апелляционной инстанции считает, что достижение численности сотрудников в 169 человек в августе 2020 года с учетом приведенного выше расчета, не свидетельствует о нарушении обществом условий пунктов 11, 24 Постановления N 696 и не является основанием для перевода кредитного соглашения в период погашения.
Требование: О признании недействительным перевода на период погашения договора об открытии кредитной линии, признании незаконными действий по списанию в безакцептном порядке с расчетного счета задолженности.
Решение: Требование удовлетворено.С учетом того, что целью принятия указанного Постановления явилось в повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, суд апелляционной инстанции считает, что достижение численности сотрудников в 169 человек в августе 2020 года с учетом приведенного выше расчета, не свидетельствует о нарушении обществом условий пунктов 11, 24 Постановления N 696 и не является основанием для перевода кредитного соглашения в период погашения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации в статье проведена классификация мер государственной финансовой поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии COVID-19. Более подробно рассмотрены меры налоговой и бюджетной поддержки, которые оказались наиболее эффективными в этой связи, дана их оценка. Выявлена правовая коллизия между нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409, которым в 2020 г. было введено иное, отличное от Налогового кодекса Российской Федерации, регулирование налоговых отношений. Сделан вывод о наличии парадоксальной ситуации: мер, оказываемых государством в поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, - большое множество, но эффект от них оказался неочевиден. В статье сформулированы причины возникновения такой ситуации и предложены меры по ее устранению.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации в статье проведена классификация мер государственной финансовой поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии COVID-19. Более подробно рассмотрены меры налоговой и бюджетной поддержки, которые оказались наиболее эффективными в этой связи, дана их оценка. Выявлена правовая коллизия между нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409, которым в 2020 г. было введено иное, отличное от Налогового кодекса Российской Федерации, регулирование налоговых отношений. Сделан вывод о наличии парадоксальной ситуации: мер, оказываемых государством в поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, - большое множество, но эффект от них оказался неочевиден. В статье сформулированы причины возникновения такой ситуации и предложены меры по ее устранению.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316
(ред. от 18.07.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"36. При распределении субсидий между субъектами Российской Федерации по инициативе субъекта Российской Федерации объем субсидии на реализацию одного из направлений, указанных в пункте 3 настоящих Правил, по согласованию с проектным комитетом может быть перераспределен на другое направление, за исключением субсидии на реализацию направления, указанного в абзаце пятом подпункта "б" пункта 3 настоящих Правил, а также за исключением субсидии, предоставляемой в целях оказания в 2020 году неотложных мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
(ред. от 18.07.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"36. При распределении субсидий между субъектами Российской Федерации по инициативе субъекта Российской Федерации объем субсидии на реализацию одного из направлений, указанных в пункте 3 настоящих Правил, по согласованию с проектным комитетом может быть перераспределен на другое направление, за исключением субсидии на реализацию направления, указанного в абзаце пятом подпункта "б" пункта 3 настоящих Правил, а также за исключением субсидии, предоставляемой в целях оказания в 2020 году неотложных мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
"Перечень поручений по итогам встречи с представителями предпринимательского сообщества"
(утв. Президентом РФ 11.04.2020 N Пр-645)б) рассмотреть возможность поддержки и развития онлайн-сервисов доставки готового общественного питания, в том числе посредством частичного субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства стоимости доставки в период распространения новой коронавирусной инфекции.
(утв. Президентом РФ 11.04.2020 N Пр-645)б) рассмотреть возможность поддержки и развития онлайн-сервисов доставки готового общественного питания, в том числе посредством частичного субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства стоимости доставки в период распространения новой коронавирусной инфекции.