Меры прокурОрского реагирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры прокурОрского реагирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Решение о проведении прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 N 2-П, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 Закона о прокуратуре служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 N 2-П, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 Закона о прокуратуре служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как проходят прокурорские проверки организаций
(КонсультантПлюс, 2025)7.1. Какие существуют меры прокурорского реагирования
(КонсультантПлюс, 2025)7.1. Какие существуют меры прокурорского реагирования
Путеводитель по кадровым вопросам. Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организаций3. Меры прокурорского реагирования
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Статья: Как изменится взаимодействие следователя и суда при следственных судьях
(Черемисина Т.В.)
("Российский судья", 2025, N 9)Итак, в случае реализации данной модели в российском уголовном процессе следователь в его современном статусе как участник уголовного судопроизводства будет упразднен, а следственный судья установит взаимодействие с прокурором. Последний не сможет осуществлять надзор за процессуальной деятельностью следственного судьи, так как лишится права как применить в отношении него акты прокурорского реагирования, так и отменить его решение.
(Черемисина Т.В.)
("Российский судья", 2025, N 9)Итак, в случае реализации данной модели в российском уголовном процессе следователь в его современном статусе как участник уголовного судопроизводства будет упразднен, а следственный судья установит взаимодействие с прокурором. Последний не сможет осуществлять надзор за процессуальной деятельностью следственного судьи, так как лишится права как применить в отношении него акты прокурорского реагирования, так и отменить его решение.
Статья: Прокурор в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве
(Синельщиков Ю.П.)
("Законность", 2025, N 10)Одним из наиболее кардинально измененных институтов в ГПК РФ применительно к статусу прокурора по сравнению с ГПК РСФСР оказался институт кассационного, надзорного обжалования в Верховном Суде РФ (§ 2 гл. 41, гл. 41.1 ГПК РФ). Полномочия прокурора законодателем сведены, по существу, к представительским функциям. Акт прокурорского реагирования - кассационное, надзорное представление, даже если он подписан Генеральным прокурором РФ - по всем параметрам приравнен к жалобе гражданина. В соответствии со ст. 390.7, 391.5 ГПК представление передается на рассмотрение одному из судей, который единолично принимает решение об истребовании дела и в дальнейшем о передаче (или об отказе в передаче) дела с представлением для рассмотрения по существу в суд кассационной, надзорной инстанции. Решение по представлению принимается не коллегиальным органом, а единолично судьей. Все прокурорские представления, по нашему мнению, должны рассматриваться по существу непосредственно кассационной, надзорной инстанцией, минуя какие-либо предварительные этапы.
(Синельщиков Ю.П.)
("Законность", 2025, N 10)Одним из наиболее кардинально измененных институтов в ГПК РФ применительно к статусу прокурора по сравнению с ГПК РСФСР оказался институт кассационного, надзорного обжалования в Верховном Суде РФ (§ 2 гл. 41, гл. 41.1 ГПК РФ). Полномочия прокурора законодателем сведены, по существу, к представительским функциям. Акт прокурорского реагирования - кассационное, надзорное представление, даже если он подписан Генеральным прокурором РФ - по всем параметрам приравнен к жалобе гражданина. В соответствии со ст. 390.7, 391.5 ГПК представление передается на рассмотрение одному из судей, который единолично принимает решение об истребовании дела и в дальнейшем о передаче (или об отказе в передаче) дела с представлением для рассмотрения по существу в суд кассационной, надзорной инстанции. Решение по представлению принимается не коллегиальным органом, а единолично судьей. Все прокурорские представления, по нашему мнению, должны рассматриваться по существу непосредственно кассационной, надзорной инстанцией, минуя какие-либо предварительные этапы.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)При этом осуществление прокуратурой надзора за исполнением федеральным органом принудительного исполнения предполагает возможность использования им мер прокурорского реагирования (ст. 21 - 25.1 Закона о прокуратуре РФ).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)При этом осуществление прокуратурой надзора за исполнением федеральным органом принудительного исполнения предполагает возможность использования им мер прокурорского реагирования (ст. 21 - 25.1 Закона о прокуратуре РФ).
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Несмотря на то что издание нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, как правило, включает в себя обязательные этапы проведения в отношении него правовой и антикоррупционной экспертизы как самим органом-разработчиком <5>, так и Минюстом России <6>, нередки случаи выявления Генеральной прокуратурой РФ коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию и вступивших в законную силу. Так, согласно данным органов прокуратуры РФ, количество нормативных правовых актов, в которых было выявлено содержание коррупциогенных факторов в 2024 г., составляет 55,4 тыс. (в 2023 г. - 53,6 тыс.; в 2022 г. - 51,4 тыс.). Принятые меры прокурорского реагирования способствовали исключению 58,8 тыс. обнаруженных коррупциогенных факторов в 2024 г. (в 2023 г. - 57,6 тыс.; в 2022 г. - 57,8 тыс.) <7>. В целом приведенная статистика свидетельствует об относительно стабильной динамике ежегодно выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах с небольшим нарастанием.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Несмотря на то что издание нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, как правило, включает в себя обязательные этапы проведения в отношении него правовой и антикоррупционной экспертизы как самим органом-разработчиком <5>, так и Минюстом России <6>, нередки случаи выявления Генеральной прокуратурой РФ коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию и вступивших в законную силу. Так, согласно данным органов прокуратуры РФ, количество нормативных правовых актов, в которых было выявлено содержание коррупциогенных факторов в 2024 г., составляет 55,4 тыс. (в 2023 г. - 53,6 тыс.; в 2022 г. - 51,4 тыс.). Принятые меры прокурорского реагирования способствовали исключению 58,8 тыс. обнаруженных коррупциогенных факторов в 2024 г. (в 2023 г. - 57,6 тыс.; в 2022 г. - 57,8 тыс.) <7>. В целом приведенная статистика свидетельствует об относительно стабильной динамике ежегодно выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах с небольшим нарастанием.
Статья: Что делать с долей умершего участника ООО
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 22)Также можно обратиться в органы прокуратуры с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования или подать жалобу в Росимущество на бездействие его территориальных органов либо жалобу в Минэкономразвития <19>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 22)Также можно обратиться в органы прокуратуры с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования или подать жалобу в Росимущество на бездействие его территориальных органов либо жалобу в Минэкономразвития <19>.
Статья: Деятельность частных домов социального обслуживания инвалидов и престарелых - прокурорская забота
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)В результате принятого прокурором г. Белгорода комплекса мер прокурорского реагирования виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.6, ч. 1 ст. 20.4, ч. 1, 4 ст. 5.27, ч. 1, 3 ст. 5.27.1, ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)В результате принятого прокурором г. Белгорода комплекса мер прокурорского реагирования виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.6, ч. 1 ст. 20.4, ч. 1, 4 ст. 5.27, ч. 1, 3 ст. 5.27.1, ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ.
Статья: Бассейновый принцип организации и деятельности прокуратуры
(Мальханова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)В статье анализируется динамика применения в системе российского права бассейнового подхода к регулированию такой области правоотношений, как использование и охрана водных объектов. Исследуется применение бассейнового подхода при формировании правового режима водных объектов, а также системы уполномоченных органов, осуществляющих непосредственное управление в области использования и охраны вод. Раскрывается влияние бассейнового принципа на структуру природоохранных прокуратур. Рассматривается такой весомый элемент стратегического планирования водохозяйственных мероприятий и сохранения водных экосистем, как схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО), оценивается влияние бассейновых советов на формирование комплексных схем и водохозяйственную обстановку в конкретном бассейне. Отмечается неэффективность их реализации по причине недостаточной силы контроля, отсутствия органов прокуратуры в составе бассейновых советов. На основе анализа изменений в нормативно-правовом регулировании формируется вывод об ослаблении роли советов, фактическом нивелировании их координационной функции наряду с лишением обязательной силы СКИОВО и отсутствием ответственности за ее неисполнение. В условиях негативной динамики изменения качества вод и сокращения запаса чистой пресной питьевой воды обосновывается значимость получения прокурорами информации об исполнении схем для своевременного принятия мер прокурорского реагирования и судебного понуждения к надлежащему выполнению и учету положений СКИОВО, в том числе при принятии документов социально-экономического развития и территориального планирования регионов, входящих в территориальные границы соответствующего бассейна.
(Мальханова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)В статье анализируется динамика применения в системе российского права бассейнового подхода к регулированию такой области правоотношений, как использование и охрана водных объектов. Исследуется применение бассейнового подхода при формировании правового режима водных объектов, а также системы уполномоченных органов, осуществляющих непосредственное управление в области использования и охраны вод. Раскрывается влияние бассейнового принципа на структуру природоохранных прокуратур. Рассматривается такой весомый элемент стратегического планирования водохозяйственных мероприятий и сохранения водных экосистем, как схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО), оценивается влияние бассейновых советов на формирование комплексных схем и водохозяйственную обстановку в конкретном бассейне. Отмечается неэффективность их реализации по причине недостаточной силы контроля, отсутствия органов прокуратуры в составе бассейновых советов. На основе анализа изменений в нормативно-правовом регулировании формируется вывод об ослаблении роли советов, фактическом нивелировании их координационной функции наряду с лишением обязательной силы СКИОВО и отсутствием ответственности за ее неисполнение. В условиях негативной динамики изменения качества вод и сокращения запаса чистой пресной питьевой воды обосновывается значимость получения прокурорами информации об исполнении схем для своевременного принятия мер прокурорского реагирования и судебного понуждения к надлежащему выполнению и учету положений СКИОВО, в том числе при принятии документов социально-экономического развития и территориального планирования регионов, входящих в территориальные границы соответствующего бассейна.
Статья: Участие органов прокуратуры в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования: проблемы правоприменения в части определения наличия вмешательства прокуратуры в хозяйственную деятельность
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)"Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)"Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9
Статья: Порядок обжалования постановлений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.17 Приказа Генпрокуратуры России от 17.09.2021 N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении в порядке ст. 124 УПК РФ жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа следует тщательно проверять изложенные доводы. При необходимости изучать материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб. В случае необоснованного непредоставления прокурору таких материалов, запрошенных в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 21 и ч. 1 ст. 124 УПК РФ, принимать необходимые меры прокурорского реагирования, добиваясь устранения нарушений, препятствующих реализации надзорных полномочий и объективному рассмотрению жалоб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.17 Приказа Генпрокуратуры России от 17.09.2021 N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении в порядке ст. 124 УПК РФ жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа следует тщательно проверять изложенные доводы. При необходимости изучать материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб. В случае необоснованного непредоставления прокурору таких материалов, запрошенных в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 21 и ч. 1 ст. 124 УПК РФ, принимать необходимые меры прокурорского реагирования, добиваясь устранения нарушений, препятствующих реализации надзорных полномочий и объективному рассмотрению жалоб.