Меры социальной поддержки понятие
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры социальной поддержки понятие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Понятие социальной защиты инвалидов" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"СТАТЬЯ 2 "ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ"
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Занятые граждане" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""При этом в статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" законодатель определил круг лиц, считающихся занятыми, включив в их число граждан, выполняющих работы по указанным в абзаце пятом данной статьи договорам, поскольку они осуществляют деятельность, носящую возмездный характер, и в связи с чем установил, что данные лица не имеют права на получение указанных мер социальной поддержки; понятие занятого гражданина в этом случае, вопреки позиции ответчика, не ставится в зависимость от фактического получения или не получения дохода."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Расширяется перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг (31.12.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Расширяется перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг (31.12.2025)
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Глава 6. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ВИДЫ
(ред. от 26.12.2024)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Глава 6. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ВИДЫ
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери (при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступления одинокой матери в брак). При этом наравне с такими матерями соответствующие денежные выплаты назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей, а в отдельные периоды - также вдовам и вдовцам, имеющим детей и не получающим на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию (например, п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям" и п. 8 названного Положения, п. 4 Временного положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, единого ежемесячного пособия на детей, государственного пособия одиноким матерям, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. N 1177, п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери (при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступления одинокой матери в брак). При этом наравне с такими матерями соответствующие денежные выплаты назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей, а в отдельные периоды - также вдовам и вдовцам, имеющим детей и не получающим на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию (например, п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям" и п. 8 названного Положения, п. 4 Временного положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, единого ежемесячного пособия на детей, государственного пособия одиноким матерям, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. N 1177, п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883).
Статья: Проблемы формирования базовых понятий права социального обеспечения
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Значительную роль в этой системе играет социальное обеспечение. Как и понятие "социальная защита", понятие "социальное обеспечение" является многогранным и имеет экономическую, организационную и правовую составляющие. Без создания достаточной, актуарно рассчитанной финансово-экономической базы государственная система социального обеспечения эффективно функционировать не может.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Значительную роль в этой системе играет социальное обеспечение. Как и понятие "социальная защита", понятие "социальное обеспечение" является многогранным и имеет экономическую, организационную и правовую составляющие. Без создания достаточной, актуарно рассчитанной финансово-экономической базы государственная система социального обеспечения эффективно функционировать не может.
Статья: О представительстве граждан в сфере социального обеспечения в современном цивилистическом процессе
(Васильева А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Однако между лицами, которые оценивают себя в качестве заинтересованных и реализуют право на обращение в суд лично или через нанятых ими представителей, и лицами, патологическое состояние которых выводит их в статус недееспособных, право на обращение в суд реализуется соответствующими законными представителями, что прямо предусмотрено процессуальным законодательством, "за скобками" остается оценка состояния социальной защищенности (в широком смысле понятия "социальная защита"), возможности и эффективности реализации судебной защиты лицами, не попадающими в категорию "активно заинтересованных" лиц, с одной стороны, и лиц с патологиями, не приводящими к утрате дееспособности, с другой стороны, что, как представляется, заслуживает отдельного изучения.
(Васильева А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Однако между лицами, которые оценивают себя в качестве заинтересованных и реализуют право на обращение в суд лично или через нанятых ими представителей, и лицами, патологическое состояние которых выводит их в статус недееспособных, право на обращение в суд реализуется соответствующими законными представителями, что прямо предусмотрено процессуальным законодательством, "за скобками" остается оценка состояния социальной защищенности (в широком смысле понятия "социальная защита"), возможности и эффективности реализации судебной защиты лицами, не попадающими в категорию "активно заинтересованных" лиц, с одной стороны, и лиц с патологиями, не приводящими к утрате дееспособности, с другой стороны, что, как представляется, заслуживает отдельного изучения.
Статья: Особые права работниц, являющихся матерями-одиночками
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)"Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах. Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери...".
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)"Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах. Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери...".
Ситуация: Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Понятие "учреждение социальной защиты"
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Понятие "учреждение социальной защиты"
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для детей войны?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Понятие "дети войны", а также меры социальной поддержки, установленные непосредственно для данной категории граждан, предусмотрены законодательством на региональном уровне.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Понятие "дети войны", а также меры социальной поддержки, установленные непосредственно для данной категории граждан, предусмотрены законодательством на региональном уровне.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Лица с ограниченными возможностями здоровья - это не относящиеся к категории инвалидов лица (прежде всего дети) с легкой степенью умственной отсталости, с задержкой психического развития, с речевой патологией или с нарушением слуха и зрения, которые также нуждаются в особой социальной защите. На законодательном уровне данное понятие введено Федеральным законом от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" <80>. До принятия данного Закона использовалось недостаточно корректное понятие "лица с отклонениями в физическом развитии". Рассматриваемый принцип согласуется с требованиями ст. 14 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации" и 15 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Лица с ограниченными возможностями здоровья - это не относящиеся к категории инвалидов лица (прежде всего дети) с легкой степенью умственной отсталости, с задержкой психического развития, с речевой патологией или с нарушением слуха и зрения, которые также нуждаются в особой социальной защите. На законодательном уровне данное понятие введено Федеральным законом от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" <80>. До принятия данного Закона использовалось недостаточно корректное понятие "лица с отклонениями в физическом развитии". Рассматриваемый принцип согласуется с требованиями ст. 14 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации" и 15 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)При этом институт наказания продолжал развиваться в советском уголовном праве. Сам термин "наказание" претерпевал существенные изменения. Изменялась трактовка наказания, а также его сущность, цели и задачи. Первоначально задачи наказания были определены в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. как охрана общественного порядка от совершенного преступления или покушения на него, а также от будущих преступлений, как данного лица, так и других лиц (ст. 8). С принятием УК РСФСР 1922 г. начался постепенный переход от понятия "наказание" к понятию "меры социальной защиты", который предусматривал возможность уголовно-правового преследования не только за преступления, но и за деяния, не являющиеся таковыми (ст. 5, 49), а значит, изменил и цели наказания (ст. 8). В Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. законодатель окончательно отказался от термина "наказание" и закрепил только меры социальной защиты. В УК РСФСР 1926 г. была закреплена другая, чем прежде, иерархия целей карательной политики, где на первом месте была специальная превенция - "предупреждение новых преступлений со стороны лиц, совершивших их".
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)При этом институт наказания продолжал развиваться в советском уголовном праве. Сам термин "наказание" претерпевал существенные изменения. Изменялась трактовка наказания, а также его сущность, цели и задачи. Первоначально задачи наказания были определены в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. как охрана общественного порядка от совершенного преступления или покушения на него, а также от будущих преступлений, как данного лица, так и других лиц (ст. 8). С принятием УК РСФСР 1922 г. начался постепенный переход от понятия "наказание" к понятию "меры социальной защиты", который предусматривал возможность уголовно-правового преследования не только за преступления, но и за деяния, не являющиеся таковыми (ст. 5, 49), а значит, изменил и цели наказания (ст. 8). В Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. законодатель окончательно отказался от термина "наказание" и закрепил только меры социальной защиты. В УК РСФСР 1926 г. была закреплена другая, чем прежде, иерархия целей карательной политики, где на первом месте была специальная превенция - "предупреждение новых преступлений со стороны лиц, совершивших их".