Местные налоги и сБоры
Подборка наиболее важных документов по запросу Местные налоги и сБоры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Финансовые органы муниципальных образований
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заместитель прокурора... обратился в Арбитражный суд... с заявлением о признании бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах... незаконным.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заместитель прокурора... обратился в Арбитражный суд... с заявлением о признании бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах... незаконным.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 Конституции РФ"Между тем органы местного самоуправления в систему органов государственной власти не входят (статья 12 Конституция Российской Федерации). Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, закрепляя за органами местного самоуправления право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения (статья 132), поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40), другие полномочия не предусматривает."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О порядке отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 03-02-08/61085)Вопрос: О порядке отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 03-02-08/61085)Вопрос: О порядке отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
(ред. от 17.11.2025)Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В результате действия незаконного нормативного предписания могут быть нарушены субъективные права граждан или организаций в конкретных правоотношениях (относительные права), в том числе имущественные права лиц, например, при установлении местных налогов и сборов, завышенных коммунальных тарифов и т.д.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В результате действия незаконного нормативного предписания могут быть нарушены субъективные права граждан или организаций в конкретных правоотношениях (относительные права), в том числе имущественные права лиц, например, при установлении местных налогов и сборов, завышенных коммунальных тарифов и т.д.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)§ 2. Порядок исчисления и уплаты федеральных,
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)§ 2. Порядок исчисления и уплаты федеральных,
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Примечательно, что в русской финансово-правовой литературе понятие сбора трактовалось достаточно широко. Под ним понималось любое получение денежных средств как в добровольном, так и в обязательном (принудительном) порядке. Это позволяло многим авторам определять налог как сбор, обладающий соответствующими признаками <64>. Для обозначения взимания, обладающего признаками сбора, предусмотренными действующим российским законодательством, использовался термин "пошлина" <65>. В советский период юридическая наука, следуя изменениям, произошедшим к тому времени в действовавшем законодательстве, использовала термины как "пошлина", так и "сбор". При этом пошлины и отдельные виды сборов (за регистрацию товарных знаков в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий; за проверку и клеймение местными органами Государственного комитета СССР по стандартам мер и измерительных приборов и т.д.) относились к неналоговым доходам. К налоговым доходам относились местные сборы, что следовало из содержания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.1981 "О местных налогах и сборах" и утвержденного им Положения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Примечательно, что в русской финансово-правовой литературе понятие сбора трактовалось достаточно широко. Под ним понималось любое получение денежных средств как в добровольном, так и в обязательном (принудительном) порядке. Это позволяло многим авторам определять налог как сбор, обладающий соответствующими признаками <64>. Для обозначения взимания, обладающего признаками сбора, предусмотренными действующим российским законодательством, использовался термин "пошлина" <65>. В советский период юридическая наука, следуя изменениям, произошедшим к тому времени в действовавшем законодательстве, использовала термины как "пошлина", так и "сбор". При этом пошлины и отдельные виды сборов (за регистрацию товарных знаков в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий; за проверку и клеймение местными органами Государственного комитета СССР по стандартам мер и измерительных приборов и т.д.) относились к неналоговым доходам. К налоговым доходам относились местные сборы, что следовало из содержания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.1981 "О местных налогах и сборах" и утвержденного им Положения.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 20.03.2024 N 03-02-06/25065 <О предоставлении финансовым органам субъектов РФ полномочий по установлению оснований и условий для отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки по налогам, поступающим в бюджеты субъектов РФ>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)Положениями пункта 13 статьи 64 НК РФ предусмотрено, что законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов или сборов.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)Положениями пункта 13 статьи 64 НК РФ предусмотрено, что законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов или сборов.
Вопрос: О порядке согласования отсрочки или рассрочки по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также об основаниях и условиях их предоставления.
(Письмо Минфина России от 08.05.2024 N 03-02-06/42568)Вопрос: О порядке согласования отсрочки или рассрочки по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также об основаниях и условиях их предоставления.
(Письмо Минфина России от 08.05.2024 N 03-02-06/42568)Вопрос: О порядке согласования отсрочки или рассрочки по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также об основаниях и условиях их предоставления.
Готовое решение: Какие меры поддержки существуют для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)
(КонсультантПлюс, 2025)По местным налогам и сборам, а в установленных случаях и по специальным налоговым режимам льготы и иные особенности налогообложения для СОНКО могут быть предусмотрены (помимо Налогового кодекса РФ) представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. п. 4, 7 ст. 12, п. 3 ст. 56 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По местным налогам и сборам, а в установленных случаях и по специальным налоговым режимам льготы и иные особенности налогообложения для СОНКО могут быть предусмотрены (помимо Налогового кодекса РФ) представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. п. 4, 7 ст. 12, п. 3 ст. 56 НК РФ).
Вопрос: Об отнесении предоставления письменных разъяснений законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и НПА муниципальных образований о местных налогах и сборах к муниципальным услугам.
(Письмо Минфина России от 05.05.2023 N 03-02-06/41672)Вопрос: Об отнесении предоставления письменных разъяснений законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и НПА муниципальных образований о местных налогах и сборах к муниципальным услугам.
(Письмо Минфина России от 05.05.2023 N 03-02-06/41672)Вопрос: Об отнесении предоставления письменных разъяснений законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и НПА муниципальных образований о местных налогах и сборах к муниципальным услугам.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституцией РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132). Субъекты РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов. Вместе с тем в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в этой части федеральным законодательством устанавливаются границы нормотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Рассмотрим эти правила подробнее.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституцией РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132). Субъекты РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов. Вместе с тем в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в этой части федеральным законодательством устанавливаются границы нормотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Рассмотрим эти правила подробнее.
Статья: Налогообложение туризма: белорусский опыт
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Из туристических налогов, применяемых в белорусской налоговой системе по типу и подобию налогов на проживание, можно обратить внимание на местный налог - курортный сбор, введенный с 1997 г. Уплачивается он непосредственно физическими лицами за проживание в санаторно-курортных организациях и оздоровительных центрах различного типа, оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, домах (базах) отдыха, пансионатах. Сбор установлен в процентах к стоимости предоставляемых услуг (путевки) в пределах 5%. Местные органы власти дифференцированно подходят к установлению сбора и предоставлению льгот.
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Из туристических налогов, применяемых в белорусской налоговой системе по типу и подобию налогов на проживание, можно обратить внимание на местный налог - курортный сбор, введенный с 1997 г. Уплачивается он непосредственно физическими лицами за проживание в санаторно-курортных организациях и оздоровительных центрах различного типа, оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, домах (базах) отдыха, пансионатах. Сбор установлен в процентах к стоимости предоставляемых услуг (путевки) в пределах 5%. Местные органы власти дифференцированно подходят к установлению сбора и предоставлению льгот.
Статья: Муниципальная функция: понятие и содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установление, введение в действие и прекращение действия ранее введенных местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установление, введение в действие и прекращение действия ранее введенных местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;