Методика проведения аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Методика проведения аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности аудита консолидированной отчетности
(Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2025, N 4)Методика проведения аудита отчетности группы
(Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2025, N 4)Методика проведения аудита отчетности группы
Статья: Систематизация процедур аудита финансовых результатов: отраслевой аспект
(Сафонова М.Ф., Олейник И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Аудит финансовых результатов имеет высокую значимость в деятельности хозяйствующего субъекта. Он позволяет оценить корректность отражения прибыли или убытков в бухгалтерском и налогом учете, правомерность распределения и использования прибыли, ее налогообложение, соблюдение положений, соответствующих законодательных и нормативных актов. Методика проведения аудита финансовых результатов достаточно детализировано представлена в научных изысканиях С.В. Козменковой, Е.Н. Шатиной, О.О. Тельгаевой [2].
(Сафонова М.Ф., Олейник И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Аудит финансовых результатов имеет высокую значимость в деятельности хозяйствующего субъекта. Он позволяет оценить корректность отражения прибыли или убытков в бухгалтерском и налогом учете, правомерность распределения и использования прибыли, ее налогообложение, соблюдение положений, соответствующих законодательных и нормативных актов. Методика проведения аудита финансовых результатов достаточно детализировано представлена в научных изысканиях С.В. Козменковой, Е.Н. Шатиной, О.О. Тельгаевой [2].
Нормативные акты
Приказ Госстроя РФ от 29.12.1997 N 17-142
(ред. от 23.02.1999)
"Об утверждении Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 23.02.1999)
"Об утверждении Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Особенности методики и организации налогового аудита
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)1. Алборов Р.А., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Джикия К.А. Совершенствование методики определения уровня существенности при планировании и проведении аудита // Бухучет в сельском хозяйстве. 2024. N 11. С. 763 - 771. DOI: 10.33920/sel-11-2411-03. EDN: UKDGER.
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)1. Алборов Р.А., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Джикия К.А. Совершенствование методики определения уровня существенности при планировании и проведении аудита // Бухучет в сельском хозяйстве. 2024. N 11. С. 763 - 771. DOI: 10.33920/sel-11-2411-03. EDN: UKDGER.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Должностным лицом ФАС России установлено, что Заказчиком по показателю "Описание методики проведения аудита, ее нацеленность на выявление общих и отраслевых рисков в деятельности АО "Почта России" (далее - Показатель N 1) Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки: "30 баллов - при условии отражения в методике подробного описания подходов к организации проведения аудита и аудиторских процедур, детального описания оценки системы внутреннего контроля бухгалтерского учета (описания ключевых элементов системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которым будет уделено особое внимание)".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Должностным лицом ФАС России установлено, что Заказчиком по показателю "Описание методики проведения аудита, ее нацеленность на выявление общих и отраслевых рисков в деятельности АО "Почта России" (далее - Показатель N 1) Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки: "30 баллов - при условии отражения в методике подробного описания подходов к организации проведения аудита и аудиторских процедур, детального описания оценки системы внутреннего контроля бухгалтерского учета (описания ключевых элементов системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которым будет уделено особое внимание)".
Статья: Состояние и проблемы административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности милиции Кыргызской Республики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (по материалам социологического опроса)
(Сайтходжаев Б.Х.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Безусловно, в Республике в последние годы активно осуществляются ремонт и модернизация дорожного полотна в населенных пунктах и на стратегических трассах между ними, но модернизация не всегда сопровождается соблюдением международных стандартов обеспечения безопасности, все еще существует большой дефицит дорожных знаков, ограждений, светофоров и другого необходимого оборудования. Тогда как в существующих технических регламентах по строительству, реконструкции и ремонту дорог отсутствуют стандартные методики оценки рисков и проведения аудита безопасности дорог, параметры безопасности по землепользованию, установке рекламных щитов, парковочных мест, ограждений между проезжей частью дорог и арыков, которые в конечном счете должны усилить контрольно-надзорные функции государства, но в силу объективных причин ими не реализуются в полной мере.
(Сайтходжаев Б.Х.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Безусловно, в Республике в последние годы активно осуществляются ремонт и модернизация дорожного полотна в населенных пунктах и на стратегических трассах между ними, но модернизация не всегда сопровождается соблюдением международных стандартов обеспечения безопасности, все еще существует большой дефицит дорожных знаков, ограждений, светофоров и другого необходимого оборудования. Тогда как в существующих технических регламентах по строительству, реконструкции и ремонту дорог отсутствуют стандартные методики оценки рисков и проведения аудита безопасности дорог, параметры безопасности по землепользованию, установке рекламных щитов, парковочных мест, ограждений между проезжей частью дорог и арыков, которые в конечном счете должны усилить контрольно-надзорные функции государства, но в силу объективных причин ими не реализуются в полной мере.
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования экологического аудита
(Валентик М.С., Юсипова И.В.)
("Экологическое право", 2021, N 2)В нормативном закреплении нуждаются и требования к лицам, осуществляющим экологический аудит. Очевидно, что они должны обладать не только знаниями методики проведения аудита и природоохранного законодательства, но и иметь комплекс знаний в области стандартизации уровня воздействия на окружающую среду, иметь представление о техническом устройстве производственного оборудования предприятия <11>. В связи с этим экоаудиторы должны иметь аккредитацию, подтверждающую их профессиональную компетенцию. Организации, которые предлагают услуги по проведению экологического аудита, должны быть аттестованы органами, осуществляющими государственную политику в области охраны окружающей среды. Обязательным для экологических аудиторов и соответствующих организаций должно быть членство в саморегулируемых организациях, обладающих полномочиями по проведению проверок качества их работы на основании поручений государственных органов <12>.
(Валентик М.С., Юсипова И.В.)
("Экологическое право", 2021, N 2)В нормативном закреплении нуждаются и требования к лицам, осуществляющим экологический аудит. Очевидно, что они должны обладать не только знаниями методики проведения аудита и природоохранного законодательства, но и иметь комплекс знаний в области стандартизации уровня воздействия на окружающую среду, иметь представление о техническом устройстве производственного оборудования предприятия <11>. В связи с этим экоаудиторы должны иметь аккредитацию, подтверждающую их профессиональную компетенцию. Организации, которые предлагают услуги по проведению экологического аудита, должны быть аттестованы органами, осуществляющими государственную политику в области охраны окружающей среды. Обязательным для экологических аудиторов и соответствующих организаций должно быть членство в саморегулируемых организациях, обладающих полномочиями по проведению проверок качества их работы на основании поручений государственных органов <12>.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)На федеральном уровне Счетная палата РФ осуществляет государственный аудит (контроль) в отношении ФГУПов, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ, хозяйственных товариществ и обществ с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах <1>. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований действуют контрольно-счетные органы со схожими полномочиями. При проведении аудита закупок контрольно-счетные органы зачастую используют Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок <2>, в которых при оценке эффективности расходов на закупки рекомендуется применять в том числе следующие показатели:
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)На федеральном уровне Счетная палата РФ осуществляет государственный аудит (контроль) в отношении ФГУПов, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ, хозяйственных товариществ и обществ с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах <1>. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований действуют контрольно-счетные органы со схожими полномочиями. При проведении аудита закупок контрольно-счетные органы зачастую используют Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок <2>, в которых при оценке эффективности расходов на закупки рекомендуется применять в том числе следующие показатели:
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Золотарева Г.И., Федоренко И.В., Денисенко Г.В. Подготовка к планированию и проведению аудита: методический аспект // Аудитор. 2020. N 10.
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Золотарева Г.И., Федоренко И.В., Денисенко Г.В. Подготовка к планированию и проведению аудита: методический аспект // Аудитор. 2020. N 10.
Готовое решение: Как заказчикам по Закону N 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Счетная палата проводит аудит на основании установленных правил - это Стандарт СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", Стандарт СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий", а также Методические указания по проведению аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг (п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона N 41-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Счетная палата проводит аудит на основании установленных правил - это Стандарт СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", Стандарт СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий", а также Методические указания по проведению аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг (п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона N 41-ФЗ).