Методика расчета вреда причиненного почвам
Подборка наиболее важных документов по запросу Методика расчета вреда причиненного почвам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Прокурор (иной Уполномоченный орган) хочет взыскать ущерб (возместить вред), причиненный земле (недрам, почве)
(КонсультантПлюс, 2024)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 75, 77, 78 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Закон о недрах, ст. ст. 42, 76 ЗК РФ, ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 N 49, от 18.10.2012 N 21, Методика исчисления размера вреда почвам, Правила расчета размера вреда недрам, п. п. 1, 3, 4, 11, 14 - 16 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 24.06.2022
(КонсультантПлюс, 2024)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 75, 77, 78 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Закон о недрах, ст. ст. 42, 76 ЗК РФ, ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 N 49, от 18.10.2012 N 21, Методика исчисления размера вреда почвам, Правила расчета размера вреда недрам, п. п. 1, 3, 4, 11, 14 - 16 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 24.06.2022
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 N 07АП-3561/22 по делу N А67-4787/2020
Требование: О возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Относительно иных веществ, использованных Управлением при расчете вреда в заявлении об уточнении требований от 24.01.2022, судом отмечено, что, несмотря на то, что обе лаборатории аккредитованы, тот подход, который применен Управлением, а именно объединение при расчете вреда результатов испытаний проб, проведенных различными лабораториями, Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в целях исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, не предусматривает.
Требование: О возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Относительно иных веществ, использованных Управлением при расчете вреда в заявлении об уточнении требований от 24.01.2022, судом отмечено, что, несмотря на то, что обе лаборатории аккредитованы, тот подход, который применен Управлением, а именно объединение при расчете вреда результатов испытаний проб, проведенных различными лабораториями, Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в целях исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, не предусматривает.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности расчета вреда, причиненного почвам
(Ремизова В.А., Баскаков К.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)Помимо этого, законодателю также необходимо регламентировать и закрепить на законодательном уровне процедуру применения данных формул для расчета вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды. Данное действие необходимо для того, чтобы исключить возможность возникновения правовых коллизий и неточностей в рамках проведения экспертиз и непосредственно во время судебного разбирательства.
(Ремизова В.А., Баскаков К.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)Помимо этого, законодателю также необходимо регламентировать и закрепить на законодательном уровне процедуру применения данных формул для расчета вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды. Данное действие необходимо для того, чтобы исключить возможность возникновения правовых коллизий и неточностей в рамках проведения экспертиз и непосредственно во время судебного разбирательства.
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)В 2010 г. Минприроды России в Приказе "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" <1> утвердило эту самую Методику в отношении земли. В ней вводятся новые технологии расчета ущерба, причиненного почвам химическими и другими загрязнителями. Однако согласно п. 3 данного Приказа на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, захламления их радиоактивными отходами, биологическими или медицинскими отходами данная Методика не распространяется, что также является недостатком действующего законодательства, который необходимо устранить.
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)В 2010 г. Минприроды России в Приказе "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" <1> утвердило эту самую Методику в отношении земли. В ней вводятся новые технологии расчета ущерба, причиненного почвам химическими и другими загрязнителями. Однако согласно п. 3 данного Приказа на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, захламления их радиоактивными отходами, биологическими или медицинскими отходами данная Методика не распространяется, что также является недостатком действующего законодательства, который необходимо устранить.
Нормативные акты
Заключение Минэкономразвития России от 01.08.2013
"По итогам экспертизы приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"Как уже отмечалось, формулы расчета вреда по Методике 1 не учитывают, в частности, ситуации, когда содержание загрязняющего вещества в почве участка, подвергшегося загрязнению, не превышает установленного норматива качества или содержания загрязняющего вещества на фоновом участке. По данным ОАО "Сургутнефтегаз", в таких случаях при фактическом отсутствии негативного воздействия на почвы размер вреда, исчисляемого по Методике, составляет в среднем по территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры около 11,25 млн. рублей за 1 га. Реальная стоимость рекультивации почв в ценах 2012 - 2013 гг. составляет в среднем от 0,5 до 2,5 млн. рублей/га.
"По итогам экспертизы приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"Как уже отмечалось, формулы расчета вреда по Методике 1 не учитывают, в частности, ситуации, когда содержание загрязняющего вещества в почве участка, подвергшегося загрязнению, не превышает установленного норматива качества или содержания загрязняющего вещества на фоновом участке. По данным ОАО "Сургутнефтегаз", в таких случаях при фактическом отсутствии негативного воздействия на почвы размер вреда, исчисляемого по Методике, составляет в среднем по территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры около 11,25 млн. рублей за 1 га. Реальная стоимость рекультивации почв в ценах 2012 - 2013 гг. составляет в среднем от 0,5 до 2,5 млн. рублей/га.
Приказ Росприроднадзора от 09.08.2022 N 367
"Об утверждении перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена по аттестации экспертов, привлекаемых Росприроднадзором (его территориальными органами) к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора)"3.10. Случаи нарушения земельного законодательства, при совершении которых для расчета размера вреда применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
"Об утверждении перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена по аттестации экспертов, привлекаемых Росприроднадзором (его территориальными органами) к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора)"3.10. Случаи нарушения земельного законодательства, при совершении которых для расчета размера вреда применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.