Методика расчета выбросов парниковых газов

Подборка наиболее важных документов по запросу Методика расчета выбросов парниковых газов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Нормативно-правовые механизмы регулирования климатических процессов в России
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)
Новая система климатического регулирования в России была утверждена Федеральным законом от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" <8>. Был введен ряд новых требований для хозяйствующих субъектов <9>. В России экономические потери от климатических изменений составляют до 3 трлн руб. в год <10>. В конце октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Климатическую доктрину <11>, которая является системой взглядов, определяющих принципы, цели, правовые подходы и способы реализации выработанной Российской Федерацией политики, которую она будет подтверждать и отвечать за нее как на международном, так и на государственном уровне. В соответствии с этим документом должны быть созданы условия для достижения государством углеродной нейтральности до 2060 г. В нескольких субъектах РФ успешно начали работу карбоновые полигоны - территории с уникальной экосистемой, созданные для реализации мер контроля климатических активных газов с участием университетов и научных организаций, которые вырабатывают научные и практические рекомендации и материалы для новых нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 N 559-р утвержден Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года <12>. Юристы ведут обобщающую и аналитическую работу для подготовки новых нормативных актов. 10 ноября 2022 г. в рамках работы межфракционной рабочей группы Законодательного Собрания "По правовому обеспечению внедрения "зеленой" экономики как одного из направлений устойчивого развития" состоялся круглый стол Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды на тему "Адаптация к локальным изменениям климата как фактор повышения эффективности использования бюджетных средств" <13>. Субъекты Федерации во исполнение Распоряжения Правительства РФ подготовили планы адаптации к изменениям климата на своих территориях. Так, Республика Карелия распоряжением от 24.03.2023 N 254р-П утвердила План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в апреле 2021 г. определена ответственность субъектов Федерации за принятие планов по изменению климата в субъектах. В России закрепилась система реализации квот на выбросы парниковых газов (Emissions Trading System, ETS). На международном уровне это рыночный инструмент, принцип - "ограничения и торговля". Сложность в том, что в условиях санкций этот механизм для России не работает. Квоты продают по всей Европе, лимиты на парниковые газы устанавливает каждое государство - член Евросоюза <14>. Европейские импортеры должны покупать сертификаты на выбросы углерода, стоимость которых будет соответствовать цене товаров по европейским или иным правилам платы за выбросы углерода <15>. Без решения политических вопросов в Европе сложно реализовать этот механизм <16>. Российские специалисты присматриваются к опыту Европейского Союза. Так, в 2021 г. в ЕС было создано несколько механизмов низкоуглеродного финансирования для помощи энергоемким промышленным секторам и энергетическому сектору с инновационными и инвестиционными задачами перехода к низкоуглеродной экономике <17>. В России сделано очень много для реализации климатических проектов: во-первых, был принят Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" <18> и в сентябре начался эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов. Во-вторых, в России была принята методика расчетов выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.05.2022 N 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" <19>. В-третьих, была закреплена методика мониторинга баланса деградации земель в стране <20>.
Статья: О формировании административно-правового регулирования вопросов реализации лесоклиматических проектов в России
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)
В соответствии с утвержденными правилами климатических проектов расчет фактических объемов поглощений должен осуществляться "с использованием Методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, содержащей в том числе расчетные и инструментальные методы определения объема выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, утвержденной в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 296-ФЗ" <34>. Такая Методика была утверждена Минприроды России в 2022 г. <35>, она в части расчетов объемов поглощений в основном аналогична принятым в 2017 г. Методическим указаниям по количественному определению объема поглощения парниковых газов <36>. Актуализированная Методика 2022 г. не охватывает всех типов ЛКП. Наиболее полно описаны правила расчета поглощений и организации мониторинга только для проектов по лесоразведению и лесовосстановлению.

Нормативные акты

Приказ Минэкономразвития России от 07.02.2024 N 69
"Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Политика низкоуглеродного развития"
(вместе с "Методикой расчета показателя "Количество аккредитованных в национальной системе аккредитации органов по валидации и верификации парниковых газов в соответствии с требованиями (критериями) аккредитации, основанными на международных стандартах" федерального проекта "Политика низкоуглеродного развития", "Методикой расчета показателя "Поглощающая способность в секторе "Землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство" (в % от уровня 2019 года)" федерального проекта "Политика низкоуглеродного развития", "Методикой расчета показателя "Количество стационарных и (или) передвижных пунктов наблюдения и (или) наблюдательных сетей, созданных и (или) модернизированных в рамках проекта" федерального проекта "Политика низкоуглеродного развития", "Методикой расчета показателя "Количество актов использования и (или) внедрения научных и (или) научно-технических результатов (продуктов научной и (или) научно-технической деятельности, содержащих новые знания или решения и зафиксированных на любом информационном носителе), полученных в рамках проекта" федерального проекта "Политика низкоуглеродного развития", "Методикой расчета показателя "Количество расчетных моделей (программ для электронных вычислительных машин, реализующих прогностический и (или) диагностический алгоритм, и (или) методик расчета характеристик окружающей среды, и (или) экономики, и (или) энергетики), в том числе их модулей и региональных конфигураций, созданных и (или) модернизированных в рамках проекта" федерального проекта "Политика низкоуглеродного развития", "Методикой расчета показателя "Количество информационных ресурсов (баз данных, других массивов упорядоченной совокупности документированной информации), созданных и (или) модернизированных в рамках проекта" федерального проекта "Политика низкоуглеродного развития", "Методикой расчета показателя "Количество документов аналитического, и (или) методического, и (или) технического, и (или) инструктивного характера (докладов, бюллетеней, руководящих документов, методик, инструкций, наставлений, правил и др.), подготовленных в целях реализации проекта" федерального проекта "Политика низкоуглеродного развития", "Методикой расчета показателя "Количество методологий Национального кадастра по выполнению оценок антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов, и (или) коэффициентов Национального кадастра по антропогенным выбросам и абсорбции парниковых газов, созданных и (или) модернизированных в рамках проекта" федерального проекта "Политика низкоуглеродного развития")
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ