Методы аудитОрского мероприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Методы аудитОрского мероприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.07.1999 N 829
(ред. от 08.08.2003)
"О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации"
(вместе с "Мерами по реализации среднесрочной программы структурных реформ (письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики)")Преобразования в этой области нацелены на практическое освоение международных стандартов и методов финансового учета и аудита.
(ред. от 08.08.2003)
"О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации"
(вместе с "Мерами по реализации среднесрочной программы структурных реформ (письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики)")Преобразования в этой области нацелены на практическое освоение международных стандартов и методов финансового учета и аудита.
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 N 33
(ред. от 09.12.2022)
"Об утверждении Положения о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза"53. По результатам проведения мероприятий в зависимости от примененных методов внешнего аудита (контроля) оформляются документы в виде актов, заключений или аналитических докладов.
(ред. от 09.12.2022)
"Об утверждении Положения о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза"53. По результатам проведения мероприятий в зависимости от примененных методов внешнего аудита (контроля) оформляются документы в виде актов, заключений или аналитических докладов.
Статья: Планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Таким образом, процесс взаимодействия с контрактной системой начинается с момента, когда заказчик устанавливает необходимость в определенных товарах или услугах. Это требует от него формирования четкого понимания требуемых объемов и спецификаций, после чего следует их систематизация с учетом действующего законодательства, лимитов и стандартов. Важным этапом является экономическое обоснование отдельных элементов закупочного плана, которое предполагает детальный анализ целесообразности планируемых закупок. В процессе эксплуатации контрактной системы осуществляется непрерывный мониторинг, целью которого является выявление потенциальных угроз и несоответствий, что в итоге должно способствовать разработке и внедрению оптимальных решений для повышения эффективности закупок. Основная задача мониторинга - обеспечить прозрачность и соблюдение законодательства в процессе закупок, а также оптимизацию расходов и предотвращение злоупотреблений. В ходе аудиторской проверки применяются различные методы и подходы, начиная от анализа и оценки уже доступных данных и заканчивая проведением обширных контрольных процедур. Последние могут включать в себя детальные инспекции на местах выполнения контрактов и тщательные ревизии документации. Эти мероприятия направлены на выявление несоответствий и отклонений от установленных процедур и стандартов.
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Таким образом, процесс взаимодействия с контрактной системой начинается с момента, когда заказчик устанавливает необходимость в определенных товарах или услугах. Это требует от него формирования четкого понимания требуемых объемов и спецификаций, после чего следует их систематизация с учетом действующего законодательства, лимитов и стандартов. Важным этапом является экономическое обоснование отдельных элементов закупочного плана, которое предполагает детальный анализ целесообразности планируемых закупок. В процессе эксплуатации контрактной системы осуществляется непрерывный мониторинг, целью которого является выявление потенциальных угроз и несоответствий, что в итоге должно способствовать разработке и внедрению оптимальных решений для повышения эффективности закупок. Основная задача мониторинга - обеспечить прозрачность и соблюдение законодательства в процессе закупок, а также оптимизацию расходов и предотвращение злоупотреблений. В ходе аудиторской проверки применяются различные методы и подходы, начиная от анализа и оценки уже доступных данных и заканчивая проведением обширных контрольных процедур. Последние могут включать в себя детальные инспекции на местах выполнения контрактов и тщательные ревизии документации. Эти мероприятия направлены на выявление несоответствий и отклонений от установленных процедур и стандартов.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На наш взгляд, рассматривать цифровой аудит как полномочие, метод, вид или тип не следует, поскольку внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется КСО и СП РФ путем проведения (в форме) контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 41-ФЗ, ст. 10 Федерального закона N 6-ФЗ), но при этом данные органы осуществляют и иную деятельность (финансово-хозяйственную, совершенствование методологии и др.), цифровизация которой также возможна. Представляется, что содержание цифрового аудита образуют исключительно контрольные и экспертно-аналитические мероприятия КСО и СП РФ. При этом полагаем возможной цифровизацию не только финансового аудита, но и иных предусмотренных в документах INTOSAI и сложившихся на практике международно признанных типов аудита: эффективности, законности и иных.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На наш взгляд, рассматривать цифровой аудит как полномочие, метод, вид или тип не следует, поскольку внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется КСО и СП РФ путем проведения (в форме) контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 41-ФЗ, ст. 10 Федерального закона N 6-ФЗ), но при этом данные органы осуществляют и иную деятельность (финансово-хозяйственную, совершенствование методологии и др.), цифровизация которой также возможна. Представляется, что содержание цифрового аудита образуют исключительно контрольные и экспертно-аналитические мероприятия КСО и СП РФ. При этом полагаем возможной цифровизацию не только финансового аудита, но и иных предусмотренных в документах INTOSAI и сложившихся на практике международно признанных типов аудита: эффективности, законности и иных.
Вопрос: Какие процедуры применяются для оптимизации штатной численности организации?
(Консультация эксперта, 2025)Оптимизация штатной численности организации чаще всего происходит после внутреннего аудита и выявления необходимости проведения организационно-штатных мероприятий вследствие внедрения на предприятии новых технологий производства или методов управления, расширения или сокращения производства, падения или увеличения спроса на выпускаемую продукцию или предоставляемые услуги, изменения бизнес-стратегий, а также иных факторов.
(Консультация эксперта, 2025)Оптимизация штатной численности организации чаще всего происходит после внутреннего аудита и выявления необходимости проведения организационно-штатных мероприятий вследствие внедрения на предприятии новых технологий производства или методов управления, расширения или сокращения производства, падения или увеличения спроса на выпускаемую продукцию или предоставляемые услуги, изменения бизнес-стратегий, а также иных факторов.
Статья: Оценка рисков в аудиторской организации в соответствии с Международным стандартом управления качеством (МСК) 1
(Кочинев Ю.Ю.)
("Аудитор", 2023, N 8)Статья посвящена актуальной теме - разработке методики оценки рисков, связанных с качеством работы аудиторской организации. Необходимость выявления и оценки рисков, связанных с качеством, а также разработки аудиторской организацией ответных мероприятий установлена международным стандартом управления качеством (МСК) 1, положения которого применяются с 15 декабря 2022 г. Целью работы является разработка методики оценки рисков, связанных с качеством работы аудиторской организации. В статье обоснован выбор способа оценки рисков, связанных с качеством; выявлены и систематизированы причины, обусловливающие возникновение рисков, связанных с качеством; на основе метода "нечетких множеств" формализована оценка риска, связанного с качеством.
(Кочинев Ю.Ю.)
("Аудитор", 2023, N 8)Статья посвящена актуальной теме - разработке методики оценки рисков, связанных с качеством работы аудиторской организации. Необходимость выявления и оценки рисков, связанных с качеством, а также разработки аудиторской организацией ответных мероприятий установлена международным стандартом управления качеством (МСК) 1, положения которого применяются с 15 декабря 2022 г. Целью работы является разработка методики оценки рисков, связанных с качеством работы аудиторской организации. В статье обоснован выбор способа оценки рисков, связанных с качеством; выявлены и систематизированы причины, обусловливающие возникновение рисков, связанных с качеством; на основе метода "нечетких множеств" формализована оценка риска, связанного с качеством.
Статья: О совершенствовании методики расследования преступлений в финансово-бюджетной сфере
(Клещенко Ю.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Не менее важной задачей, которую способна выполнять программа "Форензик", является идентификация средств, полученных незаконным путем. Так, например, в случаях, когда используются реквизиты счета организации, а денежные средства фактически на него не поступают и используются способы искажения сведений о реальном финансовом положении объекта, появляется возможность их установить и зафиксировать при помощи методов математического анализа <13>. Кроме того, в данной программе используются и аудиторские методы, направленные на установление фактов хищения средств, оценки отраслевых показателей, финансовый анализ, оценка системы внутреннего контроля. Как справедливо замечает З.Д. Дорджиева, совместно с программой "Форензик" следует использовать негласные мероприятия, называемые методами "деловой разведки", когда эксперт внедряется в организацию в целях раскрытия схем по выводу денежных средств, получения дополнительной розыскной и доказательственной информации <14>.
(Клещенко Ю.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Не менее важной задачей, которую способна выполнять программа "Форензик", является идентификация средств, полученных незаконным путем. Так, например, в случаях, когда используются реквизиты счета организации, а денежные средства фактически на него не поступают и используются способы искажения сведений о реальном финансовом положении объекта, появляется возможность их установить и зафиксировать при помощи методов математического анализа <13>. Кроме того, в данной программе используются и аудиторские методы, направленные на установление фактов хищения средств, оценки отраслевых показателей, финансовый анализ, оценка системы внутреннего контроля. Как справедливо замечает З.Д. Дорджиева, совместно с программой "Форензик" следует использовать негласные мероприятия, называемые методами "деловой разведки", когда эксперт внедряется в организацию в целях раскрытия схем по выводу денежных средств, получения дополнительной розыскной и доказательственной информации <14>.
Готовое решение: Каков порядок планирования внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия, методы ВФА, наименования (перечень) объектов ВФА, перечень вопросов, подлежащих изучению, сведения о руководителе аудиторской группы (за исключением случая, когда это уполномоченное должностное лицо) и ее членах - по результатам оценки бюджетных рисков.
(КонсультантПлюс, 2025)цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия, методы ВФА, наименования (перечень) объектов ВФА, перечень вопросов, подлежащих изучению, сведения о руководителе аудиторской группы (за исключением случая, когда это уполномоченное должностное лицо) и ее членах - по результатам оценки бюджетных рисков.
Готовое решение: Какие методы применять при проведении внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов с целью оценки влияния ВФК на минимизацию бюджетных рисков, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков. Метод применяется, если длительность аудиторского мероприятия составляет не менее четырех месяцев или соответствует периоду выполнения бюджетных процедур, операций (действий) по их выполнению в течение текущего финансового года.
(КонсультантПлюс, 2025)мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов с целью оценки влияния ВФК на минимизацию бюджетных рисков, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков. Метод применяется, если длительность аудиторского мероприятия составляет не менее четырех месяцев или соответствует периоду выполнения бюджетных процедур, операций (действий) по их выполнению в течение текущего финансового года.
Статья: Программа проведения ВФА, ее утверждение, внесение в нее изменений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)- цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, методов ВФА, наименования (перечня) объектов ВФА, перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия, сведений о руководителе (за исключением случая, когда руководителем аудиторской группы является уполномоченное должностное лицо) и членах аудиторской группы - по результатам оценки бюджетных рисков.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)- цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, методов ВФА, наименования (перечня) объектов ВФА, перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия, сведений о руководителе (за исключением случая, когда руководителем аудиторской группы является уполномоченное должностное лицо) и членах аудиторской группы - по результатам оценки бюджетных рисков.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)- метод внутреннего финансового аудита - прием, применяемый при проведении аудиторского мероприятия членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом, в зависимости от целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия) и др.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)- метод внутреннего финансового аудита - прием, применяемый при проведении аудиторского мероприятия членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом, в зависимости от целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия) и др.
Статья: Оценка искажений, выявленных в ходе применения выборочных статистических процедур в аудите
(Кочинев Ю.Ю., Зайцев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)Изученность указанной проблемы в значительной мере пополнилась в 2023 г. В конце 2023 г. Минфином России был разработан ряд методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита в государственном секторе, в том числе Методические рекомендации по проведению аудиторских мероприятий <5>. В указанных Рекомендациях содержатся сведения (в числе прочих) о формировании статистической аудиторской выборки и обработке результатов аудита элементов, попавших в выборку. В приведенном примере Минфин России рекомендует определять среднее искажение в выборке (выборочную среднюю) и осуществлять интервальную оценку - оценивать доверительный интервал, в котором с 95-процентной надежностью (5-процентным риском) будет находиться суммарное искажение в генеральной совокупности.
(Кочинев Ю.Ю., Зайцев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)Изученность указанной проблемы в значительной мере пополнилась в 2023 г. В конце 2023 г. Минфином России был разработан ряд методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита в государственном секторе, в том числе Методические рекомендации по проведению аудиторских мероприятий <5>. В указанных Рекомендациях содержатся сведения (в числе прочих) о формировании статистической аудиторской выборки и обработке результатов аудита элементов, попавших в выборку. В приведенном примере Минфин России рекомендует определять среднее искажение в выборке (выборочную среднюю) и осуществлять интервальную оценку - оценивать доверительный интервал, в котором с 95-процентной надежностью (5-процентным риском) будет находиться суммарное искажение в генеральной совокупности.