Международная морская перевозка груза

Подборка наиболее важных документов по запросу Международная морская перевозка груза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Отечественная доктрина правовой природы института морской перевозки груза (конец XIX - начало XX в.)
(Хабибулаев А.Х.)
("Транспортное право", 2024, N 3)
В контексте заявленной проблематики интересно мнение П.М. Шелудякова о том, что при определении правовой природы любой внешнеэкономической сделки, к которым относят, в частности, и международную морскую перевозку грузов, необходимо учитывать тот факт, что все нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, относятся к публичному праву. Утрата типичности многих элементов внешнеэкономической сделки, а также прямая зависимость ее действительности от значительного числа императивных норм публично-правовых отраслей привели исследователя к выводу, что внешнеэкономическая сделка не может быть урегулирована нормами международного частного права <7>. В случае с институтом морской перевозки груза возникает сразу два повода усомниться в его отраслевой принадлежности, поскольку возникает вопрос о соотношении Гражданского кодекса и Кодекса торгового мореплавания, где первый является актом общим, а второй - специальным, причем последний является актом комплексным, ориентированным на совершенно специфическую область экономической деятельности и, кроме того, имеющим предпочтение перед Гражданским кодексом в применении к договорам морской перевозки груза. Опираясь на позицию Н.М. Ершовой, можно указать на то, что институт морской перевозки груза носит лишь печать гражданско-правового регулирования, при этом он регламентирован нормами транспортного, а не гражданского законодательства <8>. Как верно описал подобную ситуацию С.С. Алексеев, "подмешивание в данный институт элементов отрасли может носить скрытый характер: правовой режим, соприкасающийся с данным институтом отрасли, иногда влияет на чистоту юридической конструкции, обусловливает исключения из императивного правового принципа и т.д." <9>.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)
Конвенция 2008 г. устанавливает единообразный современный правовой режим, регулирующий права и обязанности грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей в соответствии с договором перевозки груза на условиях "от двери к двери", которая включает этап международной морской перевозки. Конвенция основана на принятых ранее конвенциях, касающихся международной морской перевозки грузов, в частности на Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Брюссель, 25 августа 1924 г.) ("Гаагские правила"), и протоколах к ней ("Гаагско-Висбийские правила"), а также на Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Гамбург, 31 марта 1978 г.) ("Гамбургские правила"), и является их современной альтернативой.

Нормативные акты

"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 22.06.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
2) ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, указанным в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов 1965 года, с поправками или в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 года, с поправками;