Международные железнодорожные перевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Международные железнодорожные перевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 148 "Место реализации работ (услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оказало услуги по предоставлению железнодорожных вагонов для грузоперевозок железнодорожным транспортом по маршруту со станциями отправления и назначения в Республике Казахстан. Полагая, что данные операции не облагаются НДС, поскольку местом реализации является Республика Казахстан, налогоплательщик не включил стоимость данных услуг в налоговую базу. Инспекция доначислила НДС. Суд признал доначисление правомерным. Сославшись на Договор о Евразийском экономическом союзе, суд указал, что место реализации для целей взимания косвенных налогов при оказании услуг по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях транспортных средств определяется по стране налогоплательщика, оказывающего эти услуги. В данном случае услуги оказывались российской организацией, соответственно, местом реализации должна признаваться Российская Федерация. Суд отклонил довод общества о том, в данном случае услуги должны облагаться по ставке 0 процентов как услуги по международным перевозкам, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Суд отметил, что применение нулевой ставки НДС при оказании таких услуг российским исполнителем в пределах одного государства (в данном случае - Республики Казахстан) налоговым законодательством не предусмотрено.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оказало услуги по предоставлению железнодорожных вагонов для грузоперевозок железнодорожным транспортом по маршруту со станциями отправления и назначения в Республике Казахстан. Полагая, что данные операции не облагаются НДС, поскольку местом реализации является Республика Казахстан, налогоплательщик не включил стоимость данных услуг в налоговую базу. Инспекция доначислила НДС. Суд признал доначисление правомерным. Сославшись на Договор о Евразийском экономическом союзе, суд указал, что место реализации для целей взимания косвенных налогов при оказании услуг по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях транспортных средств определяется по стране налогоплательщика, оказывающего эти услуги. В данном случае услуги оказывались российской организацией, соответственно, местом реализации должна признаваться Российская Федерация. Суд отклонил довод общества о том, в данном случае услуги должны облагаться по ставке 0 процентов как услуги по международным перевозкам, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Суд отметил, что применение нулевой ставки НДС при оказании таких услуг российским исполнителем в пределах одного государства (в данном случае - Республики Казахстан) налоговым законодательством не предусмотрено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Один пояс, один путь": проблемы международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта
(Чжан Ли Ин)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Правовые барьеры, обусловленные фрагментацией правового
(Чжан Ли Ин)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Правовые барьеры, обусловленные фрагментацией правового
Вопрос: Российская организация арендовала у резидента Казахстана железнодорожные вагоны для международной перевозки угля, которые были использованы за пределами РФ на территории иностранных государств. Возникает ли обязанность налогового агента по налогу на прибыль у российской организации?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Российская организация арендовала у иностранной организации - резидента Казахстана, не имеющей представительства в РФ, железнодорожные вагоны для международной перевозки угля, которые были использованы за пределами РФ на территории иностранных государств. Российская организация и иностранная организация не являются взаимозависимыми лицами. Возникает ли обязанность налогового агента по налогу на прибыль у российской организации при оплате услуг иностранной организации - резидента Казахстана?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Российская организация арендовала у иностранной организации - резидента Казахстана, не имеющей представительства в РФ, железнодорожные вагоны для международной перевозки угля, которые были использованы за пределами РФ на территории иностранных государств. Российская организация и иностранная организация не являются взаимозависимыми лицами. Возникает ли обязанность налогового агента по налогу на прибыль у российской организации при оплате услуг иностранной организации - резидента Казахстана?
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта осуществляются также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта осуществляются также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
"Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)"
(с изм. и доп. на 01.07.2025)ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
(с изм. и доп. на 01.07.2025)ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Статья: Совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом: состояние и потенциал развития
(Дианова В.Ю., Ворона А.А.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)- на протяжении времени, которое определено технологической картой железнодорожной станции, при осуществлении международной перевозки или другого срока времени, который определен нормативно-правовой базой Российской Федерации в области таможенного регулирования.
(Дианова В.Ю., Ворона А.А.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)- на протяжении времени, которое определено технологической картой железнодорожной станции, при осуществлении международной перевозки или другого срока времени, который определен нормативно-правовой базой Российской Федерации в области таможенного регулирования.
Готовое решение: Порядок исчисления НДС по работам и услугам, связанным с импортом товаров
(КонсультантПлюс, 2025)при международной перевозке импортируемых товаров, при транспортно-экспедиционных услугах и услугах по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказанных при организации международной перевозки и при железнодорожной перевозке импортируемых товаров по РФ (п. 3.1 ст. 165 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)при международной перевозке импортируемых товаров, при транспортно-экспедиционных услугах и услугах по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказанных при организации международной перевозки и при железнодорожной перевозке импортируемых товаров по РФ (п. 3.1 ст. 165 НК РФ):
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)При международной перевозке железнодорожным грузовым транспортом следует применять положения, установленные Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)При международной перевозке железнодорожным грузовым транспортом следует применять положения, установленные Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС).
Вопрос: Организация арендует у азербайджанского контрагента железнодорожные вагоны (используются для международной перевозки). В каком разделе налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, отразить выплаченные доходы: в разд. 3 или в разд. 4?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Российская организация арендует у азербайджанского контрагента железнодорожные вагоны (используются для международной перевозки). В каком разделе налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов отразить выплаченные доходы: в разд. 3 или в разд. 4 (в случаях, если иностранный контрагент представил документы, установленные п. 1 ст. 312 НК РФ, и не представил)?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Российская организация арендует у азербайджанского контрагента железнодорожные вагоны (используются для международной перевозки). В каком разделе налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов отразить выплаченные доходы: в разд. 3 или в разд. 4 (в случаях, если иностранный контрагент представил документы, установленные п. 1 ст. 312 НК РФ, и не представил)?
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)68. Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 9 мая 1980 года (г. Берн) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902302611 (дата обращения: 09.08.2024).
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)68. Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 9 мая 1980 года (г. Берн) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902302611 (дата обращения: 09.08.2024).
Статья: Ставка НДС 0% по ж/д и автоперевозкам: поправки со II квартала 2025 года
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2025, N 10)Международные ж/д перевозки. С 01.04.2025 при перевозках между Россией и странами, не входящими в ЕАЭС, ж/д транспортом вместе с НДС-декларацией и контрактом на оказание услуг в ИФНС нужно подавать реестр в электронном виде по новой форме. Перевозочные документы с таможенными отметками вместе с декларацией больше не подаются. В новом реестре нужно указывать <10>:
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2025, N 10)Международные ж/д перевозки. С 01.04.2025 при перевозках между Россией и странами, не входящими в ЕАЭС, ж/д транспортом вместе с НДС-декларацией и контрактом на оказание услуг в ИФНС нужно подавать реестр в электронном виде по новой форме. Перевозочные документы с таможенными отметками вместе с декларацией больше не подаются. В новом реестре нужно указывать <10>:
Готовое решение: Как подтвердить ставку НДС 0%
(КонсультантПлюс, 2025)При международной грузоперевозке (кроме перевозки российскими железнодорожными перевозчиками) нужно подать (пп. 2.1 п. 1 ст. 164, п. п. 3.1, 15, 20 ст. 165 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)При международной грузоперевозке (кроме перевозки российскими железнодорожными перевозчиками) нужно подать (пп. 2.1 п. 1 ст. 164, п. п. 3.1, 15, 20 ст. 165 НК РФ):
Вопрос: Признается ли организация налоговым агентом по НДС при приобретении у резидента Франции услуг подачи железнодорожных вагонов под погрузку для осуществления международной перевозки экспортируемых товаров, если обязательства по оплате услуг были погашены путем проведения взаимозачета?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Признается ли организация налоговым агентом по НДС при приобретении у резидента Франции, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, услуг подачи железнодорожных вагонов под погрузку для осуществления международной перевозки экспортируемых товаров, если обязательства по оплате услуг были погашены путем проведения взаимозачета?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Признается ли организация налоговым агентом по НДС при приобретении у резидента Франции, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, услуг подачи железнодорожных вагонов под погрузку для осуществления международной перевозки экспортируемых товаров, если обязательства по оплате услуг были погашены путем проведения взаимозачета?
Готовое решение: Как облагаются НДС транспортные услуги по договору транспортной экспедиции
(КонсультантПлюс, 2025)для услуг, оказанных при организации международной перевозки (кроме железнодорожной перевозки за пределы ЕАЭС или при ввозе товаров тем же способом с территории иностранного государства, не являющегося членом ЕАЭС, а также железнодорожной перевозки импортированных товаров по территории РФ), - копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают вывоз товаров из РФ (ввоз товаров в РФ). Конкретные виды таких документов зависят от того, каким транспортом перевозят груз (пп. 2.1 п. 1 ст. 164, пп. 2 п. 3.1 ст. 165 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)для услуг, оказанных при организации международной перевозки (кроме железнодорожной перевозки за пределы ЕАЭС или при ввозе товаров тем же способом с территории иностранного государства, не являющегося членом ЕАЭС, а также железнодорожной перевозки импортированных товаров по территории РФ), - копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают вывоз товаров из РФ (ввоз товаров в РФ). Конкретные виды таких документов зависят от того, каким транспортом перевозят груз (пп. 2.1 п. 1 ст. 164, пп. 2 п. 3.1 ст. 165 НК РФ).
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Примером может служить Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2006 г. N КА-А40/2925-06 по делу N А40-40765/05-2-272. Филиал ОАО "РЖД" - Дальневосточная железная дорога - уведомил ОАО "Золотое звено" о расторжении временного соглашения о порядке обмена вагонами и контейнерами, заключенного в рамках договора о взаимодействии при осуществлении перевозок грузов в вагонах РЖД в прямом международном сообщении. В этом соглашении были определены основные начала взаимодействия сопредельных железных дорог при перевозках грузов в прямом международном сообщении через международный пограничный переход Камышовая - Хуньчунь, владельцем которого является ОАО "Золотое звено". В итоге ОАО "Золотое звено" был подготовлен проект договора о порядке взаимодействия с ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями п. 1 ст. 11, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". ОАО "РЖД" отказалось от заключения договора. Постановлением суда от 27 декабря 2006 г., 11 января 2007 г. N КА-А40/12707-06-П по делу N А40-40765/05-2-272 была подтверждена обязательность заключения договора (соглашения), определяющего порядок взаимодействия владельцев сопредельных инфраструктур между собой. Кроме того, в данном Постановлении суд отметил, что заключение договора о взаимодействии первично по отношению к договорам, регулирующим деятельность ОАО "Золотое звено" в качестве перевозчика и ОАО "РЖД" как владельца инфраструктуры.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Примером может служить Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2006 г. N КА-А40/2925-06 по делу N А40-40765/05-2-272. Филиал ОАО "РЖД" - Дальневосточная железная дорога - уведомил ОАО "Золотое звено" о расторжении временного соглашения о порядке обмена вагонами и контейнерами, заключенного в рамках договора о взаимодействии при осуществлении перевозок грузов в вагонах РЖД в прямом международном сообщении. В этом соглашении были определены основные начала взаимодействия сопредельных железных дорог при перевозках грузов в прямом международном сообщении через международный пограничный переход Камышовая - Хуньчунь, владельцем которого является ОАО "Золотое звено". В итоге ОАО "Золотое звено" был подготовлен проект договора о порядке взаимодействия с ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями п. 1 ст. 11, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". ОАО "РЖД" отказалось от заключения договора. Постановлением суда от 27 декабря 2006 г., 11 января 2007 г. N КА-А40/12707-06-П по делу N А40-40765/05-2-272 была подтверждена обязательность заключения договора (соглашения), определяющего порядок взаимодействия владельцев сопредельных инфраструктур между собой. Кроме того, в данном Постановлении суд отметил, что заключение договора о взаимодействии первично по отношению к договорам, регулирующим деятельность ОАО "Золотое звено" в качестве перевозчика и ОАО "РЖД" как владельца инфраструктуры.