Межтарифная разница
Подборка наиболее важных документов по запросу Межтарифная разница (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предоставление субсидий (общие правила)
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод о гражданско-правовой природе обязанности по возмещению межтарифной разницы содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации...
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод о гражданско-правовой природе обязанности по возмещению межтарифной разницы содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Участники бюджетного процесса
(КонсультантПлюс, 2025)...именно в результате незаконного занижения размеров тарифов, которые были установлены для Общества Комитетом незаконным Постановлением... Общество было лишено возможности получить компенсацию межтарифной разницы в полном объеме.
(КонсультантПлюс, 2025)...именно в результате незаконного занижения размеров тарифов, которые были установлены для Общества Комитетом незаконным Постановлением... Общество было лишено возможности получить компенсацию межтарифной разницы в полном объеме.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)6.5. Компенсация межтарифной разницы
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)6.5. Компенсация межтарифной разницы
Статья: Привлечение соответчика в судебном процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного, направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы, и если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком по иску о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели. Применительно к ч. 6 ст. 46 АПК РФ суд привлекает такое публично-правовое образование к участию в деле в качестве соответчика (п. 3 Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"). По инициативе суда по делу о признании недействительными торгов осуществляется привлечение победителя торгов в качестве соответчика (Определение Верховного Суда РФ от 16.10.2019 N 302-ЭС17-675(2) по делу N А33-13045/2011).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного, направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы, и если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком по иску о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели. Применительно к ч. 6 ст. 46 АПК РФ суд привлекает такое публично-правовое образование к участию в деле в качестве соответчика (п. 3 Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"). По инициативе суда по делу о признании недействительными торгов осуществляется привлечение победителя торгов в качестве соответчика (Определение Верховного Суда РФ от 16.10.2019 N 302-ЭС17-675(2) по делу N А33-13045/2011).
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Субсидиарная ответственность: актуальные тенденции судебной практики
(Апухтин Ю.В., Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Кроме того, в данном деле суд кассационной инстанции учел специфику деятельности должника - предприятия жилищно-коммунального хозяйства, отметив, что публичная деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства носит убыточный характер (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 19.08.2021 N 305-ЭС21-4666(1,2,4), от 21.10.2021 N 307-ЭС21-5954(2,3), от 26.01.2022 N 304-ЭС17-18149(10-14)), что связано с платежной дисциплиной населения и оплатой поставленных ресурсов и оказанных услуг. Между тем данная сфера отношений выходит за пределы возможного влияния арендодателя как собственника имущественного комплекса. Для цели компенсации убыточной деятельности на законодательном уровне предусмотрены механизмы предоставления субсидий из бюджета соответствующего уровня, взыскания межтарифной разницы и т.д. Доказательства невозможности или недоступности использования восстановительных механизмов заявителем не представлены.
(Апухтин Ю.В., Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Кроме того, в данном деле суд кассационной инстанции учел специфику деятельности должника - предприятия жилищно-коммунального хозяйства, отметив, что публичная деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства носит убыточный характер (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 19.08.2021 N 305-ЭС21-4666(1,2,4), от 21.10.2021 N 307-ЭС21-5954(2,3), от 26.01.2022 N 304-ЭС17-18149(10-14)), что связано с платежной дисциплиной населения и оплатой поставленных ресурсов и оказанных услуг. Между тем данная сфера отношений выходит за пределы возможного влияния арендодателя как собственника имущественного комплекса. Для цели компенсации убыточной деятельности на законодательном уровне предусмотрены механизмы предоставления субсидий из бюджета соответствующего уровня, взыскания межтарифной разницы и т.д. Доказательства невозможности или недоступности использования восстановительных механизмов заявителем не представлены.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)О.Ю. Шилохвост приводит в пример выходящие за пределы гражданского права механизмы компенсации энергоснабжающим организациям за счет средств соответствующих бюджетов межтарифной разницы. В то же время им отмечается, что жилищное законодательство, в определенной мере воспрепятствовав применению построенного на рыночных и конкурентных началах специального законодательства о снабжении энергией через присоединенную сеть, как правило, не содержит скорректированных с учетом необходимости решения указанных социальных задач норм, регулирующих ряд гражданско-правовых вопросов, связанных с энергоснабжением <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)О.Ю. Шилохвост приводит в пример выходящие за пределы гражданского права механизмы компенсации энергоснабжающим организациям за счет средств соответствующих бюджетов межтарифной разницы. В то же время им отмечается, что жилищное законодательство, в определенной мере воспрепятствовав применению построенного на рыночных и конкурентных началах специального законодательства о снабжении энергией через присоединенную сеть, как правило, не содержит скорректированных с учетом необходимости решения указанных социальных задач норм, регулирующих ряд гражданско-правовых вопросов, связанных с энергоснабжением <1>.
"Очерки современного цивилистического процесса: In Memoriam заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Тамары Евгеньевны Абовой"
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)<2> Аналогичное положение содержится в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" // Вестник ВАС РФ. 2014. N 2, и др.
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)<2> Аналогичное положение содержится в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" // Вестник ВАС РФ. 2014. N 2, и др.
Статья: Порядок возмещения вреда, причиненного действием незаконных нормативных предписаний в сфере тарифного регулирования
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 4)<4> Следует иметь в виду, что по делам о взыскании убытков, связанных с невыплатой компенсаций для возмещения потерь ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования, оспаривание акта об установлении тарифа не требуется (см.: п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 4)<4> Следует иметь в виду, что по делам о взыскании убытков, связанных с невыплатой компенсаций для возмещения потерь ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования, оспаривание акта об установлении тарифа не требуется (см.: п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").