Минимальный размер оплаты труда в Мурманской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер оплаты труда в Мурманской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2025 N 34-КГ25-28-К3 (УИД 51RS0021-01-2024-000507-04)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности по заработной плате.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что без учета дополнительных стимулирующих выплат его заработная плата за спорный период была меньше минимального размера оплаты труда.
Решение: Дело направлено на новое кассационное рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не дал правовой оценки доводам ответчика с учетом норм материального права, регулирующих спорные отношения, не привел в судебном акте мотивы, по которым пришел к своим выводам, и закон, которым он руководствовался.Бейнорус В.С. полагала, что определенное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности по заработной плате.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что без учета дополнительных стимулирующих выплат его заработная плата за спорный период была меньше минимального размера оплаты труда.
Решение: Дело направлено на новое кассационное рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не дал правовой оценки доводам ответчика с учетом норм материального права, регулирующих спорные отношения, не привел в судебном акте мотивы, по которым пришел к своим выводам, и закон, которым он руководствовался.Бейнорус В.С. полагала, что определенное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2025 N 34-КГ25-30-К3 (УИД 51RS0021-01-2024-000839-75)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности по заработной плате.
Обстоятельства: Работодателем истице выплачивалась заработная плата, а также дополнительные стимулирующие выплаты, без учета которых ее заработная плата была меньше минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не принято во внимание, что оплата труда истице осуществлялась в соответствии с трудовым законодательством РФ с учетом особенностей оплаты труда, а также не учтена правовая природа и целевое назначение дополнительного материального стимулирования.Швалкунас Е.А. полагала, что определенное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности по заработной плате.
Обстоятельства: Работодателем истице выплачивалась заработная плата, а также дополнительные стимулирующие выплаты, без учета которых ее заработная плата была меньше минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не принято во внимание, что оплата труда истице осуществлялась в соответствии с трудовым законодательством РФ с учетом особенностей оплаты труда, а также не учтена правовая природа и целевое назначение дополнительного материального стимулирования.Швалкунас Е.А. полагала, что определенное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Почему в Мурманской области доплата за вредные условия труда входит в МРОТ?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023)"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023)"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2024 N 47-П
"По делу о проверке конституционности статьи 349 и части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 2, 4 и 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки О.И. Мицкевич"С учетом этих обстоятельств, а также того факта, что оспариваемые пункты Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы не регулируют отношений, связанных с начислением заработной платы, доводы О.И. Мицкевич о том, что размер ее заработной платы без учета дополнительного материального стимулирования (премии) не отвечает требованию о минимальном размере оплаты труда, составляет менее минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации - Мурманской области и не обеспечивает реального повышения оплаты труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не подлежат оценке Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем деле.
"По делу о проверке конституционности статьи 349 и части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 2, 4 и 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки О.И. Мицкевич"С учетом этих обстоятельств, а также того факта, что оспариваемые пункты Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы не регулируют отношений, связанных с начислением заработной платы, доводы О.И. Мицкевич о том, что размер ее заработной платы без учета дополнительного материального стимулирования (премии) не отвечает требованию о минимальном размере оплаты труда, составляет менее минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации - Мурманской области и не обеспечивает реального повышения оплаты труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не подлежат оценке Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем деле.
Статья: Региональные законодатели - за чистоту придомовых территорий
(Рыжов А.Б.)
("Жилищное право", 2006, N 11)влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда".
(Рыжов А.Б.)
("Жилищное право", 2006, N 11)влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда".
"Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации"
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2006)В то же время, например, в соответствии с Законом Московской области от 27 ноября 1997 г. N 58/97-ОЗ (ред. от 21 декабря 2001 г.) "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" ежемесячный размер оплаты труда за воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому приемному родителю установлен в размере четырех минимальных размеров оплаты труда. За воспитание каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида размер оплаты труда увеличивается на сумму, равную 1,5 минимального размера оплаты труда, при наличии двух и более из указанных оснований - на сумму, равную двум минимальным размерам оплаты труда. На основании Закона Мурманской области от 10 января 1999 г. N 126-01-ЗМО "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" за воспитание каждого приемного ребенка выплачивается два минимальных размера оплаты труда в месяц с начислением районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с девиантным поведением указанный размер оплаты труда увеличивается на 50%.
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2006)В то же время, например, в соответствии с Законом Московской области от 27 ноября 1997 г. N 58/97-ОЗ (ред. от 21 декабря 2001 г.) "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" ежемесячный размер оплаты труда за воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому приемному родителю установлен в размере четырех минимальных размеров оплаты труда. За воспитание каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида размер оплаты труда увеличивается на сумму, равную 1,5 минимального размера оплаты труда, при наличии двух и более из указанных оснований - на сумму, равную двум минимальным размерам оплаты труда. На основании Закона Мурманской области от 10 января 1999 г. N 126-01-ЗМО "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" за воспитание каждого приемного ребенка выплачивается два минимальных размера оплаты труда в месяц с начислением районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с девиантным поведением указанный размер оплаты труда увеличивается на 50%.
"Комментарий к основным положениям Трудового кодекса РФ"
(Пластинина Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)Статьей 154 ТК РФ установлено жесткое требование: каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" утвержден минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в размере 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
(Пластинина Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)Статьей 154 ТК РФ установлено жесткое требование: каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" утвержден минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в размере 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Статья: Налогообложение игровых автоматов
(Шереметьев А.Г.)
("Налоговый вестник", 2001, N 10)Наименьшее увеличение ставки налога за каждый игровой автомат отмечено в Свердловской области (ставка налога повышена всего на 5%); в Республике Бурятия, Московской области, Мурманской области и г. Москве ставка налога за каждый игровой автомат была увеличена примерно на 11% и составляла 50 МРОТ в год. При этом в 14 субъектах Российской Федерации (среди которых Республика Удмуртия, Ленинградская область, Пермская область, Тверская область), где имеются объекты обложения налогом на игорный бизнес, по состоянию на 1 января 2001 г. размеры ставок налога, подлежащего зачислению в территориальный бюджет, не принимались. Информация о размере ставок налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат в отдельных субъектах Российской Федерации приведена в таблице 2.
(Шереметьев А.Г.)
("Налоговый вестник", 2001, N 10)Наименьшее увеличение ставки налога за каждый игровой автомат отмечено в Свердловской области (ставка налога повышена всего на 5%); в Республике Бурятия, Московской области, Мурманской области и г. Москве ставка налога за каждый игровой автомат была увеличена примерно на 11% и составляла 50 МРОТ в год. При этом в 14 субъектах Российской Федерации (среди которых Республика Удмуртия, Ленинградская область, Пермская область, Тверская область), где имеются объекты обложения налогом на игорный бизнес, по состоянию на 1 января 2001 г. размеры ставок налога, подлежащего зачислению в территориальный бюджет, не принимались. Информация о размере ставок налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат в отдельных субъектах Российской Федерации приведена в таблице 2.
Статья: МРОТ вырос
(Иволгин О.)
("Консультант", 2006, N 11)Так, с 1 мая до положенных 1100 руб. МРОТ вырастет в Новгородской, Оренбургской, Орловской, Тамбовской, Московской, Мурманской, Томской и Липецкой областях. Повысить его решили и республики Алтай и Чечня, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа, а также Ставропольский край.
(Иволгин О.)
("Консультант", 2006, N 11)Так, с 1 мая до положенных 1100 руб. МРОТ вырастет в Новгородской, Оренбургской, Орловской, Тамбовской, Московской, Мурманской, Томской и Липецкой областях. Повысить его решили и республики Алтай и Чечня, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа, а также Ставропольский край.
Вопрос: Работа в учреждении Мурманской области по программе "Работа рядом". Если несовершеннолетний в летний период отработал полную норму часов в месяц (по 35 ч в неделю), почему ему выплачивают сокращенную зарплату, ведь он работает не во время учебы, когда положено оплату труда пропорционально выплачивать?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: В соответствии со статьей 92 ТК РФ несовершеннолетним установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Как и инвалидам, работникам с вредными условиями труда, медицинским и педагогическим работникам. В учреждении з/плата - оклад + полярные надбавки + доплата до МРОТ. Работа в Мурманской области по программе "Работа рядом", установленная Правительством Мурманской области. Если несовершеннолетний в летний период (в каникулярное время) отработал полную норму часов в месяц (по 35 часов в неделю), почему ему выплачивают сокращенную зарплату, ведь он работает не во время учебы, когда положено оплату труда пропорционально выплачивать. Ведь другие категории работников (инвалиды, "вредники", женщины в РКС) с сокращенным режимом рабочего времени получают полную заработную плату - МРОТ. В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Несовершеннолетние выполняют свою норму часов. Почему у категории работников "несовершеннолетние" идет подмена понятий "сокращенный режим рабочего времени" и "неполное рабочее время", в том числе на этой платформе.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: В соответствии со статьей 92 ТК РФ несовершеннолетним установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Как и инвалидам, работникам с вредными условиями труда, медицинским и педагогическим работникам. В учреждении з/плата - оклад + полярные надбавки + доплата до МРОТ. Работа в Мурманской области по программе "Работа рядом", установленная Правительством Мурманской области. Если несовершеннолетний в летний период (в каникулярное время) отработал полную норму часов в месяц (по 35 часов в неделю), почему ему выплачивают сокращенную зарплату, ведь он работает не во время учебы, когда положено оплату труда пропорционально выплачивать. Ведь другие категории работников (инвалиды, "вредники", женщины в РКС) с сокращенным режимом рабочего времени получают полную заработную плату - МРОТ. В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Несовершеннолетние выполняют свою норму часов. Почему у категории работников "несовершеннолетние" идет подмена понятий "сокращенный режим рабочего времени" и "неполное рабочее время", в том числе на этой платформе.
Статья: Трудовой срок. Итоги проверки требований законов при возмещении осужденными ущерба от преступлений
(Куликов А.И.)
("Прокурор", 2012, N 3)Практически во всех проверенных регионах выявлены случаи начисления осужденным заработной платы менее минимального размера оплаты труда. В отдельных из них на рабочих местах, связанных с обработкой древесины и металла, она составляла около 70 руб. в месяц (Республика Дагестан, Чувашская Республика, Забайкальский край).
(Куликов А.И.)
("Прокурор", 2012, N 3)Практически во всех проверенных регионах выявлены случаи начисления осужденным заработной платы менее минимального размера оплаты труда. В отдельных из них на рабочих местах, связанных с обработкой древесины и металла, она составляла около 70 руб. в месяц (Республика Дагестан, Чувашская Республика, Забайкальский край).
Вопрос: Работаю в районах Крайнего Севера, Мурманская область. В моем трудовом договоре установлена оплата: оклад - 16 800, северная надбавка 80% - 13 440, районный коэффициент 80% - 13 440 и доплата до МРОТ - 5 640. Должны ли северные надбавки, включая районный коэффициент, начисляться на размер доплаты до МРОТ?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
Статья: Роструд об оплате труда
(Козлов М.А., Коковкина А.Г.)
("Советник в сфере образования", 2018, N 2)Одновременно в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который не должен быть ниже МРОТ.
(Козлов М.А., Коковкина А.Г.)
("Советник в сфере образования", 2018, N 2)Одновременно в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который не должен быть ниже МРОТ.
Вопрос: Сотруднику начислена зарплата за месяц - 26 910 руб. Сравниваем зарплату без районного коэффициента и "полярной" надбавки с МРОТ: 11 700 руб. < МРОТ (12 130 руб.). Доплата до МРОТ составила: 12 130 - 11 700 = 430 руб. Всего зарплата с учетом доплаты до МРОТ: 26 910 + 430 = 27 340 руб. Расчет доплаты до МРОТ верный?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)Вопрос: Сотруднику начислена заработная за полностью отработанный месяц (работа в районе с особыми климатическими условиями, Мурманская область). Зарплата состоит из оклада 9 000 руб., премии (30% от оклада) - 2 700 руб., районного коэффициента - 5 850 руб., "полярной" надбавки - 9 360 руб. Всего 26 910 руб. МРОТ - 12 130 руб. Сравниваем заработную плату без районного коэффициента и "полярной" надбавки с МРОТ: 9 000 + 2 700 = 11 700 руб. < МРОТ (12 130 руб.). Таким образом, доплата до МРОТ составила: 12 130 - 11 700 = 430 руб. Всего заработная плата за месяц с учетом доплаты до МРОТ составила: 26 910 + 430 = 27 340 руб. Расчет доплаты до МРОТ верный? Или нужно применить к МРОТ "северные" надбавки и районные коэффициенты (тогда МРОТ будет 27 899 руб.) и сравнивать полученную величину с заработной платой, которая включает в себя "северные" надбавки и районные коэффициенты (26 910 < 27 899, 27 899 - 26 910 = 989 руб., тогда доплата до МРОТ будет больше)? Журнал "Учет. Налоги. Право" от 26.12.2019 пишет, что если применить к базе МРОТ 12 130 рублей районный коэффициент (1,5) и "полярные" надбавки 80% (0,8), то есть умножить на 2,3, то минимальная зарплата, которую должны получать жители Мурманской области с 1 января 2020 года, составляет 27 899 рублей. Это минимальная зарплата независимо от того, где числится работник - в федеральной бюджетной организации, в областных учреждениях или в негосударственном секторе.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)Вопрос: Сотруднику начислена заработная за полностью отработанный месяц (работа в районе с особыми климатическими условиями, Мурманская область). Зарплата состоит из оклада 9 000 руб., премии (30% от оклада) - 2 700 руб., районного коэффициента - 5 850 руб., "полярной" надбавки - 9 360 руб. Всего 26 910 руб. МРОТ - 12 130 руб. Сравниваем заработную плату без районного коэффициента и "полярной" надбавки с МРОТ: 9 000 + 2 700 = 11 700 руб. < МРОТ (12 130 руб.). Таким образом, доплата до МРОТ составила: 12 130 - 11 700 = 430 руб. Всего заработная плата за месяц с учетом доплаты до МРОТ составила: 26 910 + 430 = 27 340 руб. Расчет доплаты до МРОТ верный? Или нужно применить к МРОТ "северные" надбавки и районные коэффициенты (тогда МРОТ будет 27 899 руб.) и сравнивать полученную величину с заработной платой, которая включает в себя "северные" надбавки и районные коэффициенты (26 910 < 27 899, 27 899 - 26 910 = 989 руб., тогда доплата до МРОТ будет больше)? Журнал "Учет. Налоги. Право" от 26.12.2019 пишет, что если применить к базе МРОТ 12 130 рублей районный коэффициент (1,5) и "полярные" надбавки 80% (0,8), то есть умножить на 2,3, то минимальная зарплата, которую должны получать жители Мурманской области с 1 января 2020 года, составляет 27 899 рублей. Это минимальная зарплата независимо от того, где числится работник - в федеральной бюджетной организации, в областных учреждениях или в негосударственном секторе.