Минимальный размер пенсии по старости
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер пенсии по старости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 446 "Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам" ГПК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Должник-пенсионер обратился с заявлением об исключении из конкурсной массы страховой пенсии по старости в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, поскольку региональный размер прожиточного минимума был меньше федерального размера прожиточного минимума.
(Арбитражный суд Уральского округа)Должник-пенсионер обратился с заявлением об исключении из конкурсной массы страховой пенсии по старости в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, поскольку региональный размер прожиточного минимума был меньше федерального размера прожиточного минимума.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 21 "Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Так как апелляционный суд, ошибочно квалифицировав заявленное Нуделем С.Я. требование, не проверил обоснованность вывода суда первой инстанции о том, что положения части 13 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставляют должнику возможность самостоятельно определять, подлежит ли исключению из конкурсной массы величина прожиточного минимума или страховая пенсия по старости, не установил, имеются ли основания для исключения из конкурсной массы Нуделя С.Я. всей его пенсии по старости, дело следует направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционная реформа в России: актуальность, реализация, перспективы. Часть 2. Поправки к Конституции: нерешенные и новые проблемы и вектор дальнейшего реформирования
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)То же касается и поправок, необходимость которых аргументировалась обеспечением принципа социального государства (МРОТ - не ниже прожиточного минимума, принцип солидарности поколений в пенсионной системе, индексация пенсий). Эти положения в основном дублируют нормы, уже имеющиеся в российском законодательстве, а главное, нет никаких гарантий от их выхолащивания низкими размерами прожиточного минимума и пенсий, дальнейшим повышением пенсионного возраста и т.д. И, например, уже сейчас можно наблюдать дискуссию, связанную с предложенным Министерством труда и социальной защиты переходом на новую систему определения размера прожиточного минимума - вместо расчета потребительской корзины установить его равным 44,2% среднедушевого дохода. По мнению ряда известных исследователей уровня жизни населения, это приведет к манипуляциям величиной прожиточного минимума и практически никак не повлияет на бедность: "Представленные цифры показывают, что проценты так "подогнали", чтобы результат был близким к уровню прожиточного минимума, который получался раньше. Увеличение, которое там заложено, - всего примерно 7%. Оно было бы таким же, если бы пересмотрели потребительскую корзину - когда ее пересматривают раз в пять лет, обычно на 5 - 7% она и растет <...> Тот прожиточный минимум, который практически предлагается сохранить, - очень низкий, он не удовлетворяет основных минимальных потребностей" <7>. Что касается нормы о солидарной пенсионной системе, то готовность закрепить ее в Конституции специалисты объясняют тем, что Всемирный банк (по инициативе и на средства которого в России до сих пор проводятся реформы в социальной сфере) признал - после провала в целом ряде стран накопительных пенсионных систем - целесообразность трехуровневой пенсионной системы, но с оговоркой о небольшом размере пенсии, выплачиваемой в рамках солидарной системы (нижний уровень) <8>.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)То же касается и поправок, необходимость которых аргументировалась обеспечением принципа социального государства (МРОТ - не ниже прожиточного минимума, принцип солидарности поколений в пенсионной системе, индексация пенсий). Эти положения в основном дублируют нормы, уже имеющиеся в российском законодательстве, а главное, нет никаких гарантий от их выхолащивания низкими размерами прожиточного минимума и пенсий, дальнейшим повышением пенсионного возраста и т.д. И, например, уже сейчас можно наблюдать дискуссию, связанную с предложенным Министерством труда и социальной защиты переходом на новую систему определения размера прожиточного минимума - вместо расчета потребительской корзины установить его равным 44,2% среднедушевого дохода. По мнению ряда известных исследователей уровня жизни населения, это приведет к манипуляциям величиной прожиточного минимума и практически никак не повлияет на бедность: "Представленные цифры показывают, что проценты так "подогнали", чтобы результат был близким к уровню прожиточного минимума, который получался раньше. Увеличение, которое там заложено, - всего примерно 7%. Оно было бы таким же, если бы пересмотрели потребительскую корзину - когда ее пересматривают раз в пять лет, обычно на 5 - 7% она и растет <...> Тот прожиточный минимум, который практически предлагается сохранить, - очень низкий, он не удовлетворяет основных минимальных потребностей" <7>. Что касается нормы о солидарной пенсионной системе, то готовность закрепить ее в Конституции специалисты объясняют тем, что Всемирный банк (по инициативе и на средства которого в России до сих пор проводятся реформы в социальной сфере) признал - после провала в целом ряде стран накопительных пенсионных систем - целесообразность трехуровневой пенсионной системы, но с оговоркой о небольшом размере пенсии, выплачиваемой в рамках солидарной системы (нижний уровень) <8>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
"О государственной социальной помощи"1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
(ред. от 29.05.2024)
"О государственной социальной помощи"1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.