Минимальный размер штрафа ук рф

Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер штрафа ук рф (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 46 "Штраф" УК РФ"Между тем, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 58 (в редакции от 18 декабря 2018 года) "О практике назначения судами РФ уголовного наказания", а также исходя из положений ч. 2 ст. 46 УК РФ, минимальный размер штрафа, назначенного за совершенное преступление в определенной сумме, в том числе с применением положений ст. 64 УК РФ, не может быть ниже 5 000 рублей."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 157 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" УК РФ"Признавая беременность осужденной смягчающим наказание обстоятельством, суд кассационной инстанции полагает, что совокупность смягчающих наказание Ш. обстоятельств и сведений о ее положительных характеристиках дает основания признать их исключительными, позволяющими применить ст. 64 УК РФ и назначить осужденной более мягкий вид наказания, нежели предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 157 УК РФ, а именно штраф в минимально предусмотренном уголовным законом размере, что улучшит положение Ш."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Допустимость административной преюдиции в контексте общности отраслей уголовного и административного права
(Маслов В.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 7)
Описывая в общих чертах "единство" административного и уголовного права, мы уже отметили схожесть методов принуждения; чуть нагляднее эта схожесть обнаруживается в видах наказаний. Например, наказание в виде штрафа есть в арсенале и УК РФ, и КоАП РФ, при этом минимальный размер штрафа согласно статье 46 УК РФ составляет 5 000 рублей - размер, как известно, достаточно часто используемый и в санкциях КоАП РФ. Более того, если принимать во внимание штрафы, предусмотренные для должностных или юридических лиц, то найти границу между административными правонарушениями и преступлениями будет крайне сложно.
Статья: Дискреционные полномочия судей в уголовном процессе: критический анализ
(Пономарев Н.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)
Не перегружая статью цифрами, рассмотрим предложенную схему на примере. Очень показательна в этом смысле ст. 290 (ч. 1) УК РФ. Согласно данной статье, получение должностным лицом лично или через посредника взятки "наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового". Нельзя не заметить, что в данной статье обозначены 9 вариантов судейского усмотрения. За отправную точку наших рассуждений целесообразно взять штраф, который первым указан в приведенном перечне. Руководствуясь указанной нормой с учетом положений ст. 46 (ч. 2) УК РФ, где минимальный размер штрафа определен в пять тысяч рублей, суд может в 200 раз - с одного миллиона до пяти тысяч рублей - сократить сумму денежного взыскания, налагаемого на осужденного. Не являются исключением в этом смысле и исправительные работы, верхний предел которых в санкции данной нормы установлен в два года, а нижний в ст. 50 (ч. 2) УК РФ - в два месяца. Следовательно, суд может снизить назначаемый срок отбывания исправительных работ в двенадцать раз. Сказанное в полной мере относится и к принудительным работам. За получение взятки срок исправительных работ ст. 290 (ч. 1) УК РФ установлен до пяти лет, тогда как в ст. 53.1 УК РФ их минимальный срок определен в два месяца. То есть и при назначении принудительных работ суд может сократить срок их отбывания в тридцать раз. Рассмотрим теперь самый суровый из всех поименованных в этом перечне видов наказания - лишение свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 290 УК РФ осужденному может быть назначено лишение свободы на срок до трех лет, однако его минимальный размер составляет два месяца (ст. 56 (ч. 2) УК РФ). Значит, суд может снизить осужденному наказание в виде лишения свободы в восемнадцать раз. При этом он вправе не применять в качестве дополнительного наказания такую эффективную профилактическую меру, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В то время как при назначении других, более мягких, видов наказания вышеуказанная мера применяется обязательно. Таким образом, формально соблюдая все требования закона, суд, реализуя свое субъективное право как меру возможного поведения, может назначить за получение взятки или штраф в размере пяти тысяч рублей, или исправительные работы на срок два месяца, либо принудительные работы на два месяца, либо лишение свободы на шесть месяцев. Разумеется, в этой схеме результаты судейского усмотрения намеренно доведены до крайних значений, но они не так далеки от современных реалий. Судя по официальной статистике Судебного департамента при Верховном Суде РФ <12>, точно зафиксировавшей результаты судебной практики по этой категории дел, в 2022 г. за получение взяток по ч. 1 и 3 ст. 290 (включая ч. 1 - 2 старой ред.) было осуждено 562 человека. Из них к лишению свободы условно приговорено 315 человек (56%), к реальному лишению свободы - 123 (21%) человека. Штраф назначен 109 (19%) осужденным. Любопытная деталь: по делам 512 (91%) осужденных суд признал смягчающие обстоятельства как основание снижения наказания. И лишь 6 (!), то есть всего одному проценту осужденных, вменялось в вину совершение преступления при отягчающих обстоятельствах. Не взяточники, а белокрылые ангелы! Но это еще не все. Конфискация имущества как эффективный элемент восстановительной юстиции применялась лишь в отношении 52 (9%) осужденных. Отвечает ли судейское усмотрение в его нынешнем виде, не знающем рациональных границ, общественным ожиданиям и представлениям граждан о справедливости правосудия? Конечно, нет!

Нормативные акты

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2024)
Статья 74. В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, превышения установленных макропруденциальных лимитов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала (за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи) либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"
Исходя из положений части 2 статьи 46 УК РФ минимальный размер штрафа, назначенного за совершенное преступление в определенной сумме, в том числе с применением положений статьи 64 УК РФ, не может быть ниже пяти тысяч рублей, а при его назначении в размере заработной платы или иного дохода осужденного - за период менее двух недель. К иным доходам следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.