Минимальный стаж для получения пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный стаж для получения пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2024 N 88-17647/2024 (УИД 86RS0004-01-2023-000165-70)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Возможность внесения предпринимательской деятельности в страховой и специальный стаж зависит от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления предпринимательской деятельности; истцом не представлено достоверных и достаточных доказательств уплаты им страховых взносов в ПФ РФ в период осуществления предпринимательской деятельности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Как верно установлено судами, М. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 19 июля 1999 года, то есть спорный период протекал после регистрации истца, однако выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не подтверждает предпринимательскую деятельность с 11 апреля 2002 года по 04 июля 2002 года; сведения о начислении и уплате страховых взносов в этот период отсутствуют, внесение истцом страховых взносов спустя 20 лет, безотносительно от размера получаемого ею в тот период дохода от предпринимательской деятельности, по минимальным ставкам, действующим в тот период, с целью включения спорного периода в страховой стаж, и как следствие с целью увеличения размера получаемой ею страховой пенсии, противоречит вышеприведенным правилам и принципам.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Возможность внесения предпринимательской деятельности в страховой и специальный стаж зависит от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления предпринимательской деятельности; истцом не представлено достоверных и достаточных доказательств уплаты им страховых взносов в ПФ РФ в период осуществления предпринимательской деятельности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Как верно установлено судами, М. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 19 июля 1999 года, то есть спорный период протекал после регистрации истца, однако выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не подтверждает предпринимательскую деятельность с 11 апреля 2002 года по 04 июля 2002 года; сведения о начислении и уплате страховых взносов в этот период отсутствуют, внесение истцом страховых взносов спустя 20 лет, безотносительно от размера получаемого ею в тот период дохода от предпринимательской деятельности, по минимальным ставкам, действующим в тот период, с целью включения спорного периода в страховой стаж, и как следствие с целью увеличения размера получаемой ею страховой пенсии, противоречит вышеприведенным правилам и принципам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что учитывается при назначении госслужащему пенсии за выслугу лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим в размере 45% их среднемесячного заработка (за последние 12 полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими пенсионного возраста) за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности) и фиксированной выплаты к ней (с учетом повышений). При этом за каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа, установленного для получения пенсии за выслугу лет, размер пенсии увеличивается на 3% среднемесячного заработка.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим в размере 45% их среднемесячного заработка (за последние 12 полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими пенсионного возраста) за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности) и фиксированной выплаты к ней (с учетом повышений). При этом за каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа, установленного для получения пенсии за выслугу лет, размер пенсии увеличивается на 3% среднемесячного заработка.
Статья: Пенсия ИП и самозанятых
(Олифирова И., Сорокина В.)
("Трудовое право", 2024, N 4)В 2024 году минимально необходимый страховой стаж для получения страховой пенсии составляет 15 лет.
(Олифирова И., Сорокина В.)
("Трудовое право", 2024, N 4)В 2024 году минимально необходимый страховой стаж для получения страховой пенсии составляет 15 лет.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 N 1471-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Медниковой Ирины Сергеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"Что касается вопроса о невозможности получения трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием минимального трудового стажа военными пенсионерами, приступившими к осуществлению адвокатской деятельности, поскольку в страховой стаж не включаются периоды службы, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (статья 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), то заявительницей не представлена копия официального документа - постановления суда, подтверждающего применение оспариваемого ею законоположения в указанном аспекте. Следовательно, в этой части ее жалоба не может быть признана допустимой в соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Медниковой Ирины Сергеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"Что касается вопроса о невозможности получения трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием минимального трудового стажа военными пенсионерами, приступившими к осуществлению адвокатской деятельности, поскольку в страховой стаж не включаются периоды службы, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (статья 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), то заявительницей не представлена копия официального документа - постановления суда, подтверждающего применение оспариваемого ею законоположения в указанном аспекте. Следовательно, в этой части ее жалоба не может быть признана допустимой в соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 17-О
"По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"Как следует из пункта 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с его статьями 2 и 7, пунктами 1 и 5 статьи 14, законодатель, используя в качестве общего правила принцип сочетания результатов самостоятельной трудовой активности граждан, характер и продолжительность которой обусловливают размер выплат в рамках страховой части трудовой пенсии по старости, и государственного пенсионного вспомоществования в пределах величины ее базовой части, во всяком случае - при наличии пятилетнего страхового стажа независимо от объема страховых взносов - гарантирует каждому лицу, имеющему право на получение трудовой пенсии по старости, объем пенсионных выплат в размере не меньшем, чем 660 рублей. Данная сумма, по существу, представляет собой минимальный уровень материального пенсионного обеспечения по старости, на который может рассчитывать гражданин. Наряду с этим в целях поэтапного приближения размеров базовых частей трудовой пенсии по старости к величине прожиточного минимума пенсионера законодатель предусмотрел в абзаце третьем пункта 6 статьи 17 названного Федерального закона возможность их установления отдельным федеральным законом одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (что было реализовано лишь в 2001 году).
"По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"Как следует из пункта 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с его статьями 2 и 7, пунктами 1 и 5 статьи 14, законодатель, используя в качестве общего правила принцип сочетания результатов самостоятельной трудовой активности граждан, характер и продолжительность которой обусловливают размер выплат в рамках страховой части трудовой пенсии по старости, и государственного пенсионного вспомоществования в пределах величины ее базовой части, во всяком случае - при наличии пятилетнего страхового стажа независимо от объема страховых взносов - гарантирует каждому лицу, имеющему право на получение трудовой пенсии по старости, объем пенсионных выплат в размере не меньшем, чем 660 рублей. Данная сумма, по существу, представляет собой минимальный уровень материального пенсионного обеспечения по старости, на который может рассчитывать гражданин. Наряду с этим в целях поэтапного приближения размеров базовых частей трудовой пенсии по старости к величине прожиточного минимума пенсионера законодатель предусмотрел в абзаце третьем пункта 6 статьи 17 названного Федерального закона возможность их установления отдельным федеральным законом одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (что было реализовано лишь в 2001 году).
Ситуация: Какие установлены льготы для инвалидов по зрению?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности, вправе получить страховую пенсию по старости до достижения ими общеустановленного возраста: мужчины - с 50 лет, женщины - с 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет. В любом случае для этого необходимо наличие установленного размера индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), минимальная величина которого - 30 (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности, вправе получить страховую пенсию по старости до достижения ими общеустановленного возраста: мужчины - с 50 лет, женщины - с 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет. В любом случае для этого необходимо наличие установленного размера индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), минимальная величина которого - 30 (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что пенсионное страхование предполагает жесткую привязку размера пенсии именно к заработку и стажу, а пенсионное обеспечение датского (англосаксонского) типа - к прожиточному минимуму. Именно поэтому во втором случае введенные сразу после Второй мировой войны в таких странах специальные взносы в пенсионную систему, как правило, поступают в негосударственные финансовые институты (фонды, страховые компании, банки и т.д.), и их уплата носит добровольный или квазидобровольный характер (при непосредственном стимулировании к таким взносам со стороны государства путем предоставления налоговых льгот и софинансирования) <26>.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что пенсионное страхование предполагает жесткую привязку размера пенсии именно к заработку и стажу, а пенсионное обеспечение датского (англосаксонского) типа - к прожиточному минимуму. Именно поэтому во втором случае введенные сразу после Второй мировой войны в таких странах специальные взносы в пенсионную систему, как правило, поступают в негосударственные финансовые институты (фонды, страховые компании, банки и т.д.), и их уплата носит добровольный или квазидобровольный характер (при непосредственном стимулировании к таким взносам со стороны государства путем предоставления налоговых льгот и софинансирования) <26>.
Готовое решение: Как назначить пенсию за выслугу лет федеральным гражданским госслужащим
(КонсультантПлюс, 2025)Получать пенсию за выслугу лет могут госслужащие, которые:
(КонсультантПлюс, 2025)Получать пенсию за выслугу лет могут госслужащие, которые:
Информация: С 1 апреля социальные пенсии предлагается доиндексировать на 3,3%
("Официальный сайт Минтруда России", 2023)Напомним, получатели социальных пенсий - это граждане, которые в силу разных обстоятельств не имеют достаточного трудового стажа для получения страховой пенсии. Гражданам, у кого социальная пенсия меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе, производится социальная доплата, которая позволяет увеличить пенсионное обеспечение до этого уровня.
("Официальный сайт Минтруда России", 2023)Напомним, получатели социальных пенсий - это граждане, которые в силу разных обстоятельств не имеют достаточного трудового стажа для получения страховой пенсии. Гражданам, у кого социальная пенсия меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе, производится социальная доплата, которая позволяет увеличить пенсионное обеспечение до этого уровня.
Ситуация: Каковы минимальные размеры пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия по старости как минимальная пенсия
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия по старости как минимальная пенсия
Ситуация: Как получить накопительную пенсию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)для которых размер накопительной пенсии по расчету на день ее назначения составил бы не более 10% от величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ - при наличии необходимого страхового стажа и установленной величины ИПК.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)для которых размер накопительной пенсии по расчету на день ее назначения составил бы не более 10% от величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ - при наличии необходимого страхового стажа и установленной величины ИПК.
Статья: Принцип эквивалентности страховых взносов в свете теории выгоды: правовое преломление
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Ситуация, рассмотренная Судом США, состояла в том, что заявители - бывшие работники железнодорожной компании - в период работы в железнодорожной отрасли уплачивали страховые взносы по ставке выше стандартной, предусмотренной для "универсальных" работников. Поскольку заявителями не было соблюдено требование о минимальном 10-летнем трудовом стаже в отрасли, они утрачивали право на получение пенсии в соответствии с программой пенсионного обеспечения работников железнодорожной отрасли. Будучи задействованными в другой отрасли, их доходы подпали под действие общего регулирования, а факт и период уплаты страховых взносов по программе в железнодорожной сфере были учтены в общей системе пенсионного страхования. Заявители указали на несправедливость такого обложения, поскольку они были поставлены в худшее положение по сравнению с работниками, изначально уплачивающими взносы по меньшей ставке в соответствии с общей системой пенсионного страхования. Суд США не поддержал заявителей, указав, среди прочего, на наличие законодательной гарантии получения пенсионных выплат в объеме не меньше уплаченных налогов (45 U.S.C. sec. 228e(f) (2)). Указание Суда США на подобную законодательную инициативу не означает отступления от позиции налоговой природы страховых взносов, не предполагающей механизма возмещения. Данное решение выстроено таким образом, что даже при отсутствии такой законодательной гарантии решение было бы вынесено то же. Суд США отметил, что система обязательного социального страхования представляет собой систему, в которой выплаты напрямую не связаны со страховыми взносами <19>.
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Ситуация, рассмотренная Судом США, состояла в том, что заявители - бывшие работники железнодорожной компании - в период работы в железнодорожной отрасли уплачивали страховые взносы по ставке выше стандартной, предусмотренной для "универсальных" работников. Поскольку заявителями не было соблюдено требование о минимальном 10-летнем трудовом стаже в отрасли, они утрачивали право на получение пенсии в соответствии с программой пенсионного обеспечения работников железнодорожной отрасли. Будучи задействованными в другой отрасли, их доходы подпали под действие общего регулирования, а факт и период уплаты страховых взносов по программе в железнодорожной сфере были учтены в общей системе пенсионного страхования. Заявители указали на несправедливость такого обложения, поскольку они были поставлены в худшее положение по сравнению с работниками, изначально уплачивающими взносы по меньшей ставке в соответствии с общей системой пенсионного страхования. Суд США не поддержал заявителей, указав, среди прочего, на наличие законодательной гарантии получения пенсионных выплат в объеме не меньше уплаченных налогов (45 U.S.C. sec. 228e(f) (2)). Указание Суда США на подобную законодательную инициативу не означает отступления от позиции налоговой природы страховых взносов, не предполагающей механизма возмещения. Данное решение выстроено таким образом, что даже при отсутствии такой законодательной гарантии решение было бы вынесено то же. Суд США отметил, что система обязательного социального страхования представляет собой систему, в которой выплаты напрямую не связаны со страховыми взносами <19>.
Статья: Совершенствование системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации: развитие нетипичного в социальном обеспечении
(Плешакова И.Н.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)Единовременная выплата средств пенсионных накоплений, которая установлена статьей 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" <5>, предоставляется: 1) гражданину, который не приобрел право на получение накопительной пенсии (не достигли возраста 60 мужчина и 55 лет женщина), при этом может быть назначена страховая пенсия досрочно в соответствии с законодательством; 2) гражданину, размер накопительной пенсии которого, рассчитанный на дату назначения накопительной пенсии, был бы равен или составил менее 10 процентов от величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России (при достижении возраста 60 мужчиной и 55 лет женщиной), но который не смог набрать стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент для назначения страховой пенсии по старости. В 2024 году месячный прожиточный минимум для пенсионеров составил 13 290 рублей, а с 1 января 2025 года он будет равняться 15 250 рублей.
(Плешакова И.Н.)
("Legal Bulletin", 2024, N 4)Единовременная выплата средств пенсионных накоплений, которая установлена статьей 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" <5>, предоставляется: 1) гражданину, который не приобрел право на получение накопительной пенсии (не достигли возраста 60 мужчина и 55 лет женщина), при этом может быть назначена страховая пенсия досрочно в соответствии с законодательством; 2) гражданину, размер накопительной пенсии которого, рассчитанный на дату назначения накопительной пенсии, был бы равен или составил менее 10 процентов от величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России (при достижении возраста 60 мужчиной и 55 лет женщиной), но который не смог набрать стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент для назначения страховой пенсии по старости. В 2024 году месячный прожиточный минимум для пенсионеров составил 13 290 рублей, а с 1 января 2025 года он будет равняться 15 250 рублей.
Ситуация: Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (одиноко проживающих граждан)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одиноко проживающим лицам, достигшим предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющим страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости (за исключением лиц, получающих пенсии), и доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, также полагается ежемесячная денежная компенсация расходов на плату за жилье. Если такая компенсация назначена до 31.12.2025, то она предоставляется до назначения ее получателям пенсии (п. 28.1 ст. 1, п. 1 ч. 7, ч. 10 ст. 14.2 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одиноко проживающим лицам, достигшим предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющим страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости (за исключением лиц, получающих пенсии), и доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, также полагается ежемесячная денежная компенсация расходов на плату за жилье. Если такая компенсация назначена до 31.12.2025, то она предоставляется до назначения ее получателям пенсии (п. 28.1 ст. 1, п. 1 ч. 7, ч. 10 ст. 14.2 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ).
Готовое решение: В каком случае государственный гражданский служащий может оформить пенсию по старости
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как определить страховой стаж для получения государственным гражданским служащим пенсии по старости
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как определить страховой стаж для получения государственным гражданским служащим пенсии по старости