Мировое соглашение 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Мировое соглашение 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2022 N 303-ЭС22-8556 по делу N А59-585/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов.
Обжалуемый результат спора: Отменено определение, которым утверждено мировое соглашение по делу о признании недействительным отказа от исполнения муниципального контракта, производство по делу прекращено, так как мировое соглашение соответствует требованиям закона, не нарушает прав и законных интересов сторон и третьих лиц; дело передано на новое рассмотрение, так как не учтено, что решение об отказе от контракта вступило в силу и контракт был расторгнут более года назад; не дана оценка отсутствию правовых оснований для утверждения мирового соглашения ввиду противоречия его условий положениям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Признавая незаконным определение суда первой инстанции, утвердившего мировое соглашение между сторонами заключенного муниципального контракта, суд округа исходил из отсутствия у суда правовых оснований для утверждения мирового соглашения ввиду противоречия его условий Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку решение об одностороннем отказе от контракта вступило в силу, а контракт расторгнут более года назад.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов.
Обжалуемый результат спора: Отменено определение, которым утверждено мировое соглашение по делу о признании недействительным отказа от исполнения муниципального контракта, производство по делу прекращено, так как мировое соглашение соответствует требованиям закона, не нарушает прав и законных интересов сторон и третьих лиц; дело передано на новое рассмотрение, так как не учтено, что решение об отказе от контракта вступило в силу и контракт был расторгнут более года назад; не дана оценка отсутствию правовых оснований для утверждения мирового соглашения ввиду противоречия его условий положениям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Признавая незаконным определение суда первой инстанции, утвердившего мировое соглашение между сторонами заключенного муниципального контракта, суд округа исходил из отсутствия у суда правовых оснований для утверждения мирового соглашения ввиду противоречия его условий Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку решение об одностороннем отказе от контракта вступило в силу, а контракт расторгнут более года назад.
Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2018 N 309-ЭС18-7369 по делу N А50-30072/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, дело направлено на новое рассмотрение правомерно, так как не были исследованы юридически значимые обстоятельства по делу.Отменяя определение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, суд округа руководствовался статьями 138, 139, 141 АПК РФ, положениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и исходил из того, что условия мирового соглашения противоречат положениям Закона N 44-ФЗ и нарушают публичные права и законные интересы в сфере удовлетворения муниципальной нужды.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, дело направлено на новое рассмотрение правомерно, так как не были исследованы юридически значимые обстоятельства по делу.Отменяя определение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, суд округа руководствовался статьями 138, 139, 141 АПК РФ, положениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и исходил из того, что условия мирового соглашения противоречат положениям Закона N 44-ФЗ и нарушают публичные права и законные интересы в сфере удовлетворения муниципальной нужды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Заключение договоров, стороной которых является публично-правовое образование, подпадает не только под действие гражданского законодательства, но и специального законодательства, предусматривающего особые процедуры отбора контрагентов, издание актов соответствующих органов и др. К таким актам прежде всего относится Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Учитывая отдельный порядок заключения государственных и муниципальных контрактов, реализовать который в рамках судебного мирового соглашения не представляется возможным, определение сторонами мирового соглашения условий, требующих соблюдения такого порядка, должно быть прямо ограничено, а судам в каждом случае следует проверять, не подпадают ли условия мирового соглашения под действие норм указанного акта. Судебная практика вскрывает злоупотребления, порожденные отсутствием названных ограничений, в виде, к примеру, представления для утверждения судом мировых соглашений по контрактам, заключенным без проведения соответствующих конкурсных процедур <1>.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Заключение договоров, стороной которых является публично-правовое образование, подпадает не только под действие гражданского законодательства, но и специального законодательства, предусматривающего особые процедуры отбора контрагентов, издание актов соответствующих органов и др. К таким актам прежде всего относится Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Учитывая отдельный порядок заключения государственных и муниципальных контрактов, реализовать который в рамках судебного мирового соглашения не представляется возможным, определение сторонами мирового соглашения условий, требующих соблюдения такого порядка, должно быть прямо ограничено, а судам в каждом случае следует проверять, не подпадают ли условия мирового соглашения под действие норм указанного акта. Судебная практика вскрывает злоупотребления, порожденные отсутствием названных ограничений, в виде, к примеру, представления для утверждения судом мировых соглашений по контрактам, заключенным без проведения соответствующих конкурсных процедур <1>.
Готовое решение: Как отразить в учете учреждения расходы на уплату неустойки по договору (контракту)
(КонсультантПлюс, 2025)Если оплачиваете по решению суда или мировому соглашению штрафы за нарушение Законов N N 44-ФЗ, 223-ФЗ, а также штрафные санкции (штрафы, пени) за нарушение условий контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, то такие расходы отражайте по подстатье 293 "Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ в увязке с КВР 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" (п. 10.9.3 Порядка N 209н, п. 53.8.4.1 Порядка N 82н).
(КонсультантПлюс, 2025)Если оплачиваете по решению суда или мировому соглашению штрафы за нарушение Законов N N 44-ФЗ, 223-ФЗ, а также штрафные санкции (штрафы, пени) за нарушение условий контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, то такие расходы отражайте по подстатье 293 "Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ в увязке с КВР 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" (п. 10.9.3 Порядка N 209н, п. 53.8.4.1 Порядка N 82н).
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции;".
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции;".
Решение Томского УФАС России от 17.10.2022 по делу N 070/10/104-722/2022
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Согласно п. 1 Мирового соглашения, Истец и ответчик признают, что работы по Контракту N 06/21/1463-44ФЗ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт градостроительного сооружения "Линейное сооружение - дамба (плотина) на р. Ум", Томская область" (Часть 2. Основные работы. Часть 3. Вспомогательные работы) не были выполнены ответчиком в срок в связи с невозможностью их выполнения в установленный контрактом срок из-за необходимости получения утвержденных в производство работ в установленном порядке изменений в проектно-сметную документацию по конструкции башни донного водовыпуска.
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Согласно п. 1 Мирового соглашения, Истец и ответчик признают, что работы по Контракту N 06/21/1463-44ФЗ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт градостроительного сооружения "Линейное сооружение - дамба (плотина) на р. Ум", Томская область" (Часть 2. Основные работы. Часть 3. Вспомогательные работы) не были выполнены ответчиком в срок в связи с невозможностью их выполнения в установленный контрактом срок из-за необходимости получения утвержденных в производство работ в установленном порядке изменений в проектно-сметную документацию по конструкции башни донного водовыпуска.
Вопрос: О размере пеней и штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту.
(Письмо Минфина России от 13.03.2020 N 24-03-08/19363)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части возможности заключения мирового соглашения с уменьшением размера штрафа, в рамках своей компетенции сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 13.03.2020 N 24-03-08/19363)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части возможности заключения мирового соглашения с уменьшением размера штрафа, в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Статья: Злоупотребление правами участниками арбитражного процесса при заключении мирового соглашения
(Корнилова У.В.)
("Судья", 2017, N 11)Несколько сузим предмет нашего исследования и отметим, что в изучаемом аспекте наибольший практический интерес вызывают случаи, когда истцом и ответчиком, представляющим мировое соглашение суду для утверждения, являются стороны государственного или муниципального контракта, заключенного на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" <4> (далее - Закон о контрактной системе), либо стороны договора, заключенного на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <5> (далее - Закон о закупках).
(Корнилова У.В.)
("Судья", 2017, N 11)Несколько сузим предмет нашего исследования и отметим, что в изучаемом аспекте наибольший практический интерес вызывают случаи, когда истцом и ответчиком, представляющим мировое соглашение суду для утверждения, являются стороны государственного или муниципального контракта, заключенного на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" <4> (далее - Закон о контрактной системе), либо стороны договора, заключенного на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <5> (далее - Закон о закупках).
Вопрос: Об основаниях включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(Письмо Минэкономразвития России от 26.02.2016 N Д28и-436)Частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для включения участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(Письмо Минэкономразвития России от 26.02.2016 N Д28и-436)Частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для включения участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).