Мобильный избиратель
Подборка наиболее важных документов по запросу Мобильный избиратель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые технологии как средство реализации избирательных прав граждан Российской Федерации
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Статья представляет собой обзор цифровых ресурсов, применяемых в ходе избирательных кампаний, с выделением их положительных и отрицательных сторон, подкрепленный примерами из практики. Рассматривается электронная демократия как логичное последствие укоренения информационных технологий в жизни общества. Анализируются дистанционное электронное голосование как субсидиарный способ реализации активного избирательного права в Российской Федерации; "Мобильный избиратель" как отвечающая требованиям времени альтернатива открепительным удостоверениям; цифровые сервисы, предоставляемые посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг", а также возможности искусственного интеллекта в рамках выборов. Указывается на содействие цифровых ресурсов реализации не только активного, но и пассивного избирательного права, что выражается в возможности сбора кандидатами подписей онлайн. Отмечается рост значимости технологий искусственного интеллекта в ходе предвыборных кампаний, равно как и необходимость законодательного регулирования пределов его использования из-за рисков распространения фейковой информации, способной влиять на мнение избирателей о баллотирующихся кандидатах и, как следствие, на результаты выборов. Поскольку технологии искусственного интеллекта являются новыми, в Российской Федерации имеются пробелы в правовом регулировании рассматриваемого вопроса, ввиду чего в работе указывается на невозможность решения обозначенной проблемы путем точечного принятия отдельных норм. На примере зарубежного опыта подчеркивается необходимость системного подхода к разработке соответствующего нормативного правового акта, упоминается возможность формирования новой отрасли права (цифровой) в связи с анонсированием принятия цифрового кодекса.
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Статья представляет собой обзор цифровых ресурсов, применяемых в ходе избирательных кампаний, с выделением их положительных и отрицательных сторон, подкрепленный примерами из практики. Рассматривается электронная демократия как логичное последствие укоренения информационных технологий в жизни общества. Анализируются дистанционное электронное голосование как субсидиарный способ реализации активного избирательного права в Российской Федерации; "Мобильный избиратель" как отвечающая требованиям времени альтернатива открепительным удостоверениям; цифровые сервисы, предоставляемые посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг", а также возможности искусственного интеллекта в рамках выборов. Указывается на содействие цифровых ресурсов реализации не только активного, но и пассивного избирательного права, что выражается в возможности сбора кандидатами подписей онлайн. Отмечается рост значимости технологий искусственного интеллекта в ходе предвыборных кампаний, равно как и необходимость законодательного регулирования пределов его использования из-за рисков распространения фейковой информации, способной влиять на мнение избирателей о баллотирующихся кандидатах и, как следствие, на результаты выборов. Поскольку технологии искусственного интеллекта являются новыми, в Российской Федерации имеются пробелы в правовом регулировании рассматриваемого вопроса, ввиду чего в работе указывается на невозможность решения обозначенной проблемы путем точечного принятия отдельных норм. На примере зарубежного опыта подчеркивается необходимость системного подхода к разработке соответствующего нормативного правового акта, упоминается возможность формирования новой отрасли права (цифровой) в связи с анонсированием принятия цифрового кодекса.
Статья: Влияние политического абсентеизма на конституционную легитимацию власти в России
(Русских Е.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)В России в целях увеличения явки избирателей была внедрена система трехдневного голосования. Также активно используются методы привлечения избирателей на избирательные участки путем обещания различных материальных выгод: как гарантированных, так и потенциальных. Кроме того, в стране существует система "Мобильный избиратель", а также активно внедряется система дистанционного электронного голосования, обеспечивающая максимальный комфорт и удобство для голосования всех категорий граждан. Однако ментальность российского электората, которая сложилась у большинства под влиянием семидесятилетней однопартийной системы, не способна на современном этапе своего развития осознать значение индивидуализированного участия в выборах всевозможных уровней власти в плюралистической демократии <12>.
(Русских Е.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)В России в целях увеличения явки избирателей была внедрена система трехдневного голосования. Также активно используются методы привлечения избирателей на избирательные участки путем обещания различных материальных выгод: как гарантированных, так и потенциальных. Кроме того, в стране существует система "Мобильный избиратель", а также активно внедряется система дистанционного электронного голосования, обеспечивающая максимальный комфорт и удобство для голосования всех категорий граждан. Однако ментальность российского электората, которая сложилась у большинства под влиянием семидесятилетней однопартийной системы, не способна на современном этапе своего развития осознать значение индивидуализированного участия в выборах всевозможных уровней власти в плюралистической демократии <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"15. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"15. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
Федеральный закон от 14.03.2022 N 60-ФЗ
(ред. от 29.05.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"15. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
(ред. от 29.05.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"15. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.