Молчание знак согласия
Подборка наиболее важных документов по запросу Молчание знак согласия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соглашение о разделе имущества супругов
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 2)Молчание - знак согласия с законным режимом
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 2)Молчание - знак согласия с законным режимом
"Судебное признание в цивилистическом процессе: теоретические проблемы: монография"
(Тряпочкин Н.А.)
("Статут", 2024)<5> См.: Юдин А.В. Молчание - знак согласия? // ЭЖ-Юрист. 2010. N 41. С. 5; Опалев Р.О. Вопросы судопроизводства в арбитражных судах: решения и аргументы, которыми можете воспользоваться и вы: Науч.-приклад. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 74 - 75.
(Тряпочкин Н.А.)
("Статут", 2024)<5> См.: Юдин А.В. Молчание - знак согласия? // ЭЖ-Юрист. 2010. N 41. С. 5; Опалев Р.О. Вопросы судопроизводства в арбитражных судах: решения и аргументы, которыми можете воспользоваться и вы: Науч.-приклад. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 74 - 75.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25
"О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"Молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом (пункт 4 статьи 157.1 ГК РФ). Если третье лицо или соответствующий орган, действующий от имени публично-правового образования как участника гражданских правоотношений, не ответили на запрос стороны сделки в разумный срок (пункт 2 статьи 157.1 ГК РФ), считается, что в даче согласия отказано. Однако указанное обстоятельство не препятствует в дальнейшем выражению согласия на совершение сделки или ее последующему одобрению.
"О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"Молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом (пункт 4 статьи 157.1 ГК РФ). Если третье лицо или соответствующий орган, действующий от имени публично-правового образования как участника гражданских правоотношений, не ответили на запрос стороны сделки в разумный срок (пункт 2 статьи 157.1 ГК РФ), считается, что в даче согласия отказано. Однако указанное обстоятельство не препятствует в дальнейшем выражению согласия на совершение сделки или ее последующему одобрению.
Статья: Признание вины и иска молчанием в уголовном и гражданском процессах
(Гамбарян А.С., Айрапетян Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)<1> Молчание - знак согласия? // Юрист предприятия в вопросах и ответах. 2012. N 12. С. 3. URL: http://www.arbitr.ru/_upimg/ED6482431A9987C50C3482EA78FE36E6_dk.pdf.
(Гамбарян А.С., Айрапетян Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)<1> Молчание - знак согласия? // Юрист предприятия в вопросах и ответах. 2012. N 12. С. 3. URL: http://www.arbitr.ru/_upimg/ED6482431A9987C50C3482EA78FE36E6_dk.pdf.
Статья: Институт молчаливого признания обстоятельств в арбитражном процессе (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ): результаты правоприменительной практики
(Глащенко В.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 3)<1> См.: Каширин А.В. Молчание - знак согласия? // Юрист предприятия в вопросах и ответах. 2011. N 12. С. 16 - 38; Кулакова В.Ю. Проблемы теоретической обоснованности и практической применимости правила ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 10; СПС "КонсультантПлюс"; Жуков А.А. Выводы суда о факте в пользу другой стороны в качестве санкции в гражданском судопроизводстве // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 10; СПС "КонсультантПлюс"; Туманов Д.А., Алехина С.А. О некоторых тенденциях развития гражданского процессуального права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 3; СПС "КонсультантПлюс"; Решетникова И.В. Презумпции и фикции в арбитражном процессе // Вестник гражданского процесса. 2019. N 1; СПС "КонсультантПлюс"; Смола А.А. Признание обстоятельств, не оспоренных стороной // Юрист предприятия в вопросах и ответах. 2011. N 12. С. 8 - 16.
(Глащенко В.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 3)<1> См.: Каширин А.В. Молчание - знак согласия? // Юрист предприятия в вопросах и ответах. 2011. N 12. С. 16 - 38; Кулакова В.Ю. Проблемы теоретической обоснованности и практической применимости правила ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 10; СПС "КонсультантПлюс"; Жуков А.А. Выводы суда о факте в пользу другой стороны в качестве санкции в гражданском судопроизводстве // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 10; СПС "КонсультантПлюс"; Туманов Д.А., Алехина С.А. О некоторых тенденциях развития гражданского процессуального права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 3; СПС "КонсультантПлюс"; Решетникова И.В. Презумпции и фикции в арбитражном процессе // Вестник гражданского процесса. 2019. N 1; СПС "КонсультантПлюс"; Смола А.А. Признание обстоятельств, не оспоренных стороной // Юрист предприятия в вопросах и ответах. 2011. N 12. С. 8 - 16.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> Справедливости ради нельзя не заметить, что такая позиция, видимо, делает ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ редко применимой на практике, поскольку в судебных актах находит отражение подход, согласно которому ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ не применима в случае, если ответчик возражает против удовлетворения иска в целом, не оспаривая при этом каждое конкретное обстоятельство, на которое ссылается истец (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.06.2011 по делу N А31-6496/2010). Имея в виду этот подход, вряд ли, подавая отзывы на иски, являясь в судебные заседания, ответчики не будут указывать, что они в принципе не согласны с предъявленными к ним требованиями. Представляется, что проблема толкования возражений сторон в целях выяснения того, оспариваются ли в них определенные обстоятельства по делу, заслуживает отдельного пристального внимания. В настоящее время она затронута в статье А.В. Юдина (Юдин А. Молчание - знак согласия? // ЭЖ-Юрист. 2010. N 41).
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> Справедливости ради нельзя не заметить, что такая позиция, видимо, делает ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ редко применимой на практике, поскольку в судебных актах находит отражение подход, согласно которому ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ не применима в случае, если ответчик возражает против удовлетворения иска в целом, не оспаривая при этом каждое конкретное обстоятельство, на которое ссылается истец (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.06.2011 по делу N А31-6496/2010). Имея в виду этот подход, вряд ли, подавая отзывы на иски, являясь в судебные заседания, ответчики не будут указывать, что они в принципе не согласны с предъявленными к ним требованиями. Представляется, что проблема толкования возражений сторон в целях выяснения того, оспариваются ли в них определенные обстоятельства по делу, заслуживает отдельного пристального внимания. В настоящее время она затронута в статье А.В. Юдина (Юдин А. Молчание - знак согласия? // ЭЖ-Юрист. 2010. N 41).
Статья: Альтернативные способы защиты прав цессионария, не влекущие нарушение прав должника
(Марцун А.А.)
("Юрист", 2021, N 3)Можно сделать вывод, что законодатель фактически установил правило: молчание - знак согласия должника с предъявленными цессионарием требованиями. Молчание в данном случае является бездействием, влекущим прекращение права на выдвижение возражений. Аналогичных правил и последствий в гражданском законодательстве не находится. Молчание может либо порождать правоотношение (продлять его) (например, п. 2 ст. 621 ГК РФ), либо, напротив, не влечет никаких правовых последствий для лица, проявившего такое бездействие (п. 4 ст. 157.1, п. 2 ст. 438 ГК РФ).
(Марцун А.А.)
("Юрист", 2021, N 3)Можно сделать вывод, что законодатель фактически установил правило: молчание - знак согласия должника с предъявленными цессионарием требованиями. Молчание в данном случае является бездействием, влекущим прекращение права на выдвижение возражений. Аналогичных правил и последствий в гражданском законодательстве не находится. Молчание может либо порождать правоотношение (продлять его) (например, п. 2 ст. 621 ГК РФ), либо, напротив, не влечет никаких правовых последствий для лица, проявившего такое бездействие (п. 4 ст. 157.1, п. 2 ст. 438 ГК РФ).
Статья: Разрешительный метод регулирования предпринимательской деятельности
(Зырянов С.М., Варгова Д.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Международный опыт разрешения проблем государственного регулирования предпринимательской деятельности свидетельствует о высокой эффективности применения строгих административных процедур, обеспечения прозрачности и научной обоснованности принимаемых решений достоверными данными, многостороннего участия в выработке регуляторной политики и выборе методов воздействия на общественные отношения всех заинтересованных сторон, подотчетности и подконтрольности субъектов разрешительной деятельности. В развитых странах уже не одно десятилетие действуют законы об административных процедурах, регулирующие порядок разработки и принятия нормативных правовых актов <23>. В недавно опубликованном Докладе ОЭСР Better Regulation Practices across the European Union 2022 <24> приводятся рекомендации по организации взаимодействия с заинтересованными сторонами, по проведению оценки затрат и выгод, учитывающей воздействие на общество, по проведению оценки регулирующего воздействия (ex ante) и оценки фактического воздействия (ex post), в том числе косвенного воздействия на третьих лиц. Рекомендуется также рассматривать неправовые (нерегуляторные) подходы воздействия на общественные отношения, руководствоваться правилом, аналогичным русскому, "семь раз отмерь, один раз отрежь". В Докладе отмечается, что около 50% государств ЕС требуют изучения альтернативных методов регулирования, включая отказ от регулирования. Заметим, что Словацкое правительство в этом отношении следует в русле рекомендаций Европейской комиссии, предпринимает усилия по замене лицензирования уведомительным порядком, стремится соблюдать принципы недискриминации, объективности и транспарентности, упрощает разрешительные процедуры. Перспективным направлением реформирования разрешительной деятельности представляется распространение действия выдаваемых одной из стран ЕС лицензий на всю территорию Европейского союза <25>. Раздел "Лучшее регулирование" Закона Словацкой Республики от 11 октября 2022 г. N 71/2013 "О поддержке малого и среднего бизнеса" предусматривает комплекс мероприятий, направленных на снижение непропорциональной регулирующей нагрузки на бизнес и улучшение бизнес-среды. Эти мероприятия включают количественную и качественную оценку воздействия предлагаемого и действующего законодательства. Словацкое правительство выделяет полмиллиарда евро на снижение регуляторной нагрузки на компании, судебную реформу и борьбу с коррупцией. При этом под снижением регуляторной нагрузки понимается в том числе внедрение с 2018 г. ОРВ и с 2020 г. оценки фактического воздействия обязательных требований, переход к бессрочным разрешениям. Перспективной регуляторной технологией считается внедренный Португалией метод лицензирования "молчание - знак согласия", предполагающий, что административные процедуры применяются по мере необходимости, и непринятие акта управления в установленный срок рассматривается как официальное одобрение <26>.
(Зырянов С.М., Варгова Д.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Международный опыт разрешения проблем государственного регулирования предпринимательской деятельности свидетельствует о высокой эффективности применения строгих административных процедур, обеспечения прозрачности и научной обоснованности принимаемых решений достоверными данными, многостороннего участия в выработке регуляторной политики и выборе методов воздействия на общественные отношения всех заинтересованных сторон, подотчетности и подконтрольности субъектов разрешительной деятельности. В развитых странах уже не одно десятилетие действуют законы об административных процедурах, регулирующие порядок разработки и принятия нормативных правовых актов <23>. В недавно опубликованном Докладе ОЭСР Better Regulation Practices across the European Union 2022 <24> приводятся рекомендации по организации взаимодействия с заинтересованными сторонами, по проведению оценки затрат и выгод, учитывающей воздействие на общество, по проведению оценки регулирующего воздействия (ex ante) и оценки фактического воздействия (ex post), в том числе косвенного воздействия на третьих лиц. Рекомендуется также рассматривать неправовые (нерегуляторные) подходы воздействия на общественные отношения, руководствоваться правилом, аналогичным русскому, "семь раз отмерь, один раз отрежь". В Докладе отмечается, что около 50% государств ЕС требуют изучения альтернативных методов регулирования, включая отказ от регулирования. Заметим, что Словацкое правительство в этом отношении следует в русле рекомендаций Европейской комиссии, предпринимает усилия по замене лицензирования уведомительным порядком, стремится соблюдать принципы недискриминации, объективности и транспарентности, упрощает разрешительные процедуры. Перспективным направлением реформирования разрешительной деятельности представляется распространение действия выдаваемых одной из стран ЕС лицензий на всю территорию Европейского союза <25>. Раздел "Лучшее регулирование" Закона Словацкой Республики от 11 октября 2022 г. N 71/2013 "О поддержке малого и среднего бизнеса" предусматривает комплекс мероприятий, направленных на снижение непропорциональной регулирующей нагрузки на бизнес и улучшение бизнес-среды. Эти мероприятия включают количественную и качественную оценку воздействия предлагаемого и действующего законодательства. Словацкое правительство выделяет полмиллиарда евро на снижение регуляторной нагрузки на компании, судебную реформу и борьбу с коррупцией. При этом под снижением регуляторной нагрузки понимается в том числе внедрение с 2018 г. ОРВ и с 2020 г. оценки фактического воздействия обязательных требований, переход к бессрочным разрешениям. Перспективной регуляторной технологией считается внедренный Португалией метод лицензирования "молчание - знак согласия", предполагающий, что административные процедуры применяются по мере необходимости, и непринятие акта управления в установленный срок рассматривается как официальное одобрение <26>.
Статья: Самовольные отпуска
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)- Не оставляйте без внимания поступившие от работников заявления. Если отпуск не может быть (законно!) предоставлен в указанный работником срок, обязательно уведомьте работника под подпись об этом, предложите альтернативные даты. А если решено отпуск предоставить, оформляйте его предоставление приказом с обязательным доведением его до сведения работника. Система обратной связи должна быть налажена и работать без сбоев. В судах порой рассыпаются дела именно из-за молчания работодателя, никак не отреагировавшего на заявление работника. Ведь молчание, как говорится, - знак согласия.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)- Не оставляйте без внимания поступившие от работников заявления. Если отпуск не может быть (законно!) предоставлен в указанный работником срок, обязательно уведомьте работника под подпись об этом, предложите альтернативные даты. А если решено отпуск предоставить, оформляйте его предоставление приказом с обязательным доведением его до сведения работника. Система обратной связи должна быть налажена и работать без сбоев. В судах порой рассыпаются дела именно из-за молчания работодателя, никак не отреагировавшего на заявление работника. Ведь молчание, как говорится, - знак согласия.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Поскольку речь идет о распоряжении общим имуществом, нужно различать распоряжение совместным имуществом (без определения долей) и распоряжение долей в праве. В первом случае сделка может исходить как от всех сособственников, выступающих солидарно, так и от любого из них. Если сделка в отношении совместного имущества совершена не всеми сособственниками, то согласие других предполагается (п. 2 ст. 253 ГК). В известном смысле это правило восходит к римскому "молчание - знак согласия", которое было сформулировано именно применительно к общей собственности <1>.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Поскольку речь идет о распоряжении общим имуществом, нужно различать распоряжение совместным имуществом (без определения долей) и распоряжение долей в праве. В первом случае сделка может исходить как от всех сособственников, выступающих солидарно, так и от любого из них. Если сделка в отношении совместного имущества совершена не всеми сособственниками, то согласие других предполагается (п. 2 ст. 253 ГК). В известном смысле это правило восходит к римскому "молчание - знак согласия", которое было сформулировано именно применительно к общей собственности <1>.
"Коммерческие корпорации: виды и организационное устройство"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Отсутствие письменных отказов всех участников означает, что в течение установленного срока в общество не представлены письменные заявления об отказе в даче согласия на переход доли (части доли) по иному основанию. В данном случае применяется конструкция "молчание - знак согласия".
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Отсутствие письменных отказов всех участников означает, что в течение установленного срока в общество не представлены письменные заявления об отказе в даче согласия на переход доли (части доли) по иному основанию. В данном случае применяется конструкция "молчание - знак согласия".