Монетизация льгот для инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Монетизация льгот для инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оптимизация расходных обязательств субъектов РФ в социальной сфере: возможности и перспективы
(Киреева А.В.)
("Административное право и процесс", 2018, N 6)Третьим способом восстановления ранее отмененных федеральных мандатов стала практика высших судов. На протяжении последних 14 лет имел место ряд случаев, когда суды, вставая на сторону льготника, обжалующего нормы закона, изменяющего форму предоставляемой ему социальной поддержки, фактически обязывали регионы к продолжению финансирования ранее отмененных ими льгот. Так, до монетизации полномочие по обеспечению жильем инвалидов не было четко разграничено между уровнями бюджетной системы <15>. В процессе реформы обязательства по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет до 2005 г., были возложены на федеральный бюджет (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Однако Законом не был определен порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на учет после 2005 г.: ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов содержит отсылку к ЖК РФ, на основании которого инвалиды должны обеспечиваться жильем. ЖК РФ, в свою очередь, не определяет уровень бюджетной системы, ответственный за финансирование жилищных обязательств перед инвалидами. В результате ВС РФ принял решение о том, что это полномочие относится к числу региональных, поскольку за регионами закреплено общее полномочие по социальной поддержке инвалидов, частью которого, по мнению Суда, является и обеспечение жильем (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016). В иных решениях ВС РФ за 2016 - 1017 гг. также встречаются ссылки на то, что районные суды удовлетворяют требования инвалидов и семей, имеющих ребенка-инвалида, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, за счет муниципального образования. Вопрос о выделении муниципалитету ассигнований из регионального бюджета в недостаточном для удовлетворения исковых требований объеме судами, как правило, не принимается во внимание. Суды исходят из того, что реализация прав инвалида на жилье не поставлена в зависимость от межбюджетных отношений. Ссылки в решениях ВС РФ на факты удовлетворения районными судами требований льготников (в части внеочередного обеспечения жильем) встречается в самых различных регионах (Самара, Омск, Тыва и проч.). Примером служат Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 309-ЭС16-20165 по делу N А76-4094/2016; Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2015 N 310-КГ15-8772 по делу N А09-8245/2014; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016); Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2017 N 306-ЭС17-13435 по делу N А55-7801/2016; Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 304-ЭС17-12637 по делу N А46-10094/2016; Определение Верховного Суда РФ от 04.09.2017 N 302-ЭС17-11358 по делу N А69-2404/2016 и др.
(Киреева А.В.)
("Административное право и процесс", 2018, N 6)Третьим способом восстановления ранее отмененных федеральных мандатов стала практика высших судов. На протяжении последних 14 лет имел место ряд случаев, когда суды, вставая на сторону льготника, обжалующего нормы закона, изменяющего форму предоставляемой ему социальной поддержки, фактически обязывали регионы к продолжению финансирования ранее отмененных ими льгот. Так, до монетизации полномочие по обеспечению жильем инвалидов не было четко разграничено между уровнями бюджетной системы <15>. В процессе реформы обязательства по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет до 2005 г., были возложены на федеральный бюджет (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Однако Законом не был определен порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на учет после 2005 г.: ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов содержит отсылку к ЖК РФ, на основании которого инвалиды должны обеспечиваться жильем. ЖК РФ, в свою очередь, не определяет уровень бюджетной системы, ответственный за финансирование жилищных обязательств перед инвалидами. В результате ВС РФ принял решение о том, что это полномочие относится к числу региональных, поскольку за регионами закреплено общее полномочие по социальной поддержке инвалидов, частью которого, по мнению Суда, является и обеспечение жильем (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016). В иных решениях ВС РФ за 2016 - 1017 гг. также встречаются ссылки на то, что районные суды удовлетворяют требования инвалидов и семей, имеющих ребенка-инвалида, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, за счет муниципального образования. Вопрос о выделении муниципалитету ассигнований из регионального бюджета в недостаточном для удовлетворения исковых требований объеме судами, как правило, не принимается во внимание. Суды исходят из того, что реализация прав инвалида на жилье не поставлена в зависимость от межбюджетных отношений. Ссылки в решениях ВС РФ на факты удовлетворения районными судами требований льготников (в части внеочередного обеспечения жильем) встречается в самых различных регионах (Самара, Омск, Тыва и проч.). Примером служат Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 309-ЭС16-20165 по делу N А76-4094/2016; Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2015 N 310-КГ15-8772 по делу N А09-8245/2014; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016); Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2017 N 306-ЭС17-13435 по делу N А55-7801/2016; Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 304-ЭС17-12637 по делу N А46-10094/2016; Определение Верховного Суда РФ от 04.09.2017 N 302-ЭС17-11358 по делу N А69-2404/2016 и др.
"Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография"
(Азарова Е.Г.)
("КОНТРАКТ", 2012)Несмотря на, казалось бы, усилившееся внимание к правам инвалидов, после введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О монетизации льгот" дети-инвалиды лишились многих прав, а соблюдения оставшихся приходится добиваться через суд, как, например, о признании ребенка инвалидом, о предоставлении ему 50%-ной льготы по оплате услуг ЖКХ, выдаче бесплатных лекарств и т.д. Их права на бесплатный проезд в городском транспорте, льготный проезд междугородним транспортом, обеспечение транспортом, изготовление и ремонт протезов, установку телефона, 50%-ную оплату телефона были заменены ежемесячными денежными выплатами небольших размеров, не компенсирующих утраченных льгот.
(Азарова Е.Г.)
("КОНТРАКТ", 2012)Несмотря на, казалось бы, усилившееся внимание к правам инвалидов, после введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О монетизации льгот" дети-инвалиды лишились многих прав, а соблюдения оставшихся приходится добиваться через суд, как, например, о признании ребенка инвалидом, о предоставлении ему 50%-ной льготы по оплате услуг ЖКХ, выдаче бесплатных лекарств и т.д. Их права на бесплатный проезд в городском транспорте, льготный проезд междугородним транспортом, обеспечение транспортом, изготовление и ремонт протезов, установку телефона, 50%-ную оплату телефона были заменены ежемесячными денежными выплатами небольших размеров, не компенсирующих утраченных льгот.
Нормативные акты
<Обзор судебной практики Экономического суда СНГ по делам о толковании межгосударственных соглашений о гарантиях социально-экономических прав различных категорий граждан государств-участников СНГ за период с 1994 по 2011 годы>
(Подготовлен Экономическим Судом СНГ)Например, с учетом монетизации льгот в государствах-участниках СНГ некоторые льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, предусмотренные Соглашением от 12 марта 1993 года и Соглашением от 15 апреля 1994 года, были заменены денежной компенсацией. Затруднения в применении на практике указанных соглашений возникают в связи с различными подходами к регулированию одних и тех же отношений в международных договорах, с одной стороны, и в национальном законодательстве, с другой.
(Подготовлен Экономическим Судом СНГ)Например, с учетом монетизации льгот в государствах-участниках СНГ некоторые льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, предусмотренные Соглашением от 12 марта 1993 года и Соглашением от 15 апреля 1994 года, были заменены денежной компенсацией. Затруднения в применении на практике указанных соглашений возникают в связи с различными подходами к регулированию одних и тех же отношений в международных договорах, с одной стороны, и в национальном законодательстве, с другой.
Решение Совета глав правительств СНГ
"Об Основных направлениях дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010)Реформирование системы социальной защиты ветеранов войн в государствах-участниках СНГ имеет свои особенности. В Республике Казахстан радикальные социальные реформы были проведены в конце 90-х годов XX века по схеме монетизации. Об их эффективности свидетельствовало существенное уменьшение потребления коммунальных услуг за счет того, что граждане научились экономить, избавились от иждивенческого отношения к потреблению услуг, которые раньше оплачивались по льготным тарифам. В Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Молдова, Республике Узбекистан ветеранам войн стали выплачиваться денежные компенсации. С принятием нового закона о социальных льготах в Республике Беларусь растет число получателей адресной социальной помощи, сохранены основные льготы и гарантии для участников и инвалидов войн, родителей погибших. В Российской Федерации проведена монетизация социальных льгот (замена денежными выплатами). Система государственной социальной поддержки в виде ежемесячных выплат и предоставления набора социальных услуг, введенная с 2005 года, предусматривает предоставление права ветеранам и инвалидам отказаться полностью или частично от набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно и проезд на пригородном железнодорожном транспорте) и получить вместо этого соответствующую денежную часть единого денежного вознаграждения.
"Об Основных направлениях дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010)Реформирование системы социальной защиты ветеранов войн в государствах-участниках СНГ имеет свои особенности. В Республике Казахстан радикальные социальные реформы были проведены в конце 90-х годов XX века по схеме монетизации. Об их эффективности свидетельствовало существенное уменьшение потребления коммунальных услуг за счет того, что граждане научились экономить, избавились от иждивенческого отношения к потреблению услуг, которые раньше оплачивались по льготным тарифам. В Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Молдова, Республике Узбекистан ветеранам войн стали выплачиваться денежные компенсации. С принятием нового закона о социальных льготах в Республике Беларусь растет число получателей адресной социальной помощи, сохранены основные льготы и гарантии для участников и инвалидов войн, родителей погибших. В Российской Федерации проведена монетизация социальных льгот (замена денежными выплатами). Система государственной социальной поддержки в виде ежемесячных выплат и предоставления набора социальных услуг, введенная с 2005 года, предусматривает предоставление права ветеранам и инвалидам отказаться полностью или частично от набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно и проезд на пригородном железнодорожном транспорте) и получить вместо этого соответствующую денежную часть единого денежного вознаграждения.