Монопольно низкая цена
Подборка наиболее важных документов по запросу Монопольно низкая цена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 41. О видах монопольно низкой цены с точки зрения
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 41. О видах монопольно низкой цены с точки зрения
Готовое решение: Как определяется и устанавливается цена договора
(КонсультантПлюс, 2025)соблюдение норм о защите конкуренции. В частности, хозяйствующий субъект, который занимает доминирующее положение на рынке, не может назначить монопольно высокую или монопольно низкую цену, установить различные цены на один и тот же товар без экономического, технологического или иного обоснования, если это не предусмотрено федеральным законом (п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, п. п. 17, 18, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2). Иначе он может быть подвергнут административному штрафу за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)соблюдение норм о защите конкуренции. В частности, хозяйствующий субъект, который занимает доминирующее положение на рынке, не может назначить монопольно высокую или монопольно низкую цену, установить различные цены на один и тот же товар без экономического, технологического или иного обоснования, если это не предусмотрено федеральным законом (п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, п. п. 17, 18, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2). Иначе он может быть подвергнут административному штрафу за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка, в том числе установленная:
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка, в том числе установленная:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"18. В соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением может быть признано поведение доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта, состоящее в установлении (поддержании) монопольно низкой цены на товар как при продаже товара, так и при его приобретении (статья 7, пункт 1 части 1 статьи 10 Закона).
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"18. В соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением может быть признано поведение доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта, состоящее в установлении (поддержании) монопольно низкой цены на товар как при продаже товара, так и при его приобретении (статья 7, пункт 1 части 1 статьи 10 Закона).
Статья: Злоупотребление правом как способ ограничения конкуренции
(Малютина О.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)В ряде случаев существует потенциальная угроза ограничения конкуренции, которая может быть не реализована и, следовательно, не принесет вреда конкуренции на рынке. Например, результатом действий любого монополиста, формально соответствующего признакам лица, занимающего доминирующее положение, в соответствии со ст. 5 Закона о защите конкуренции, могут явиться установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Но ведь не всякое действие такого лица приведет к указанным последствиям. Как не всякое действие может быть квалифицировано в качестве злоупотребления правом.
(Малютина О.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)В ряде случаев существует потенциальная угроза ограничения конкуренции, которая может быть не реализована и, следовательно, не принесет вреда конкуренции на рынке. Например, результатом действий любого монополиста, формально соответствующего признакам лица, занимающего доминирующее положение, в соответствии со ст. 5 Закона о защите конкуренции, могут явиться установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Но ведь не всякое действие такого лица приведет к указанным последствиям. Как не всякое действие может быть квалифицировано в качестве злоупотребления правом.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
Статья: "Действия" или "деятельность"? К проблеме юридических фактов конкурентного права
(Белов В.А.)
("Закон", 2024, N 7)Очевидно, однако, что занимать доминирующее положение и злоупотреблять им - это не одно и то же <16>. Что же в таком случае представляют собой пресловутые злоупотребления - единый длящийся процесс, деятельность (факт-"отрезок") или опять-таки отдельные действия (факты-"точки")? Читаем "запев" ч. 1 ст. 10 Закона: "Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие)" - пока, как видим, и тут речь о традиционных действиях, - но вот мы переходим к конкретным действиям, и (наконец!) впервые все меняется, ибо запрещаются (п. 1 - 11 ч. 1) "установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара" (подробнее об этих понятиях см. ст. 6 и 7 Закона); "изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара"; "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора"; "сокращение или прекращение производства товара"; "отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками)"; "установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар"; "установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги"; "создание дискриминационных условий"; "создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам"; "нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования"; "манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)". Какие из перечисленных "действий" могут быть совершены одномоментно - представлять собой факты-"точки"? Безусловно - отказ от заключения договора; наверное, могут быть разложены на единичные действия некоторые (не шибко грамотные, прямолинейные) практики навязывания невыгодных договорных условий; но все остальное - это всегда деятельность, зачастую длительная, всегда дорогостоящая и, разумеется, рисковая (с непонятным заранее ни производственно-сбытовым, ни торгово-рыночным результатом).
(Белов В.А.)
("Закон", 2024, N 7)Очевидно, однако, что занимать доминирующее положение и злоупотреблять им - это не одно и то же <16>. Что же в таком случае представляют собой пресловутые злоупотребления - единый длящийся процесс, деятельность (факт-"отрезок") или опять-таки отдельные действия (факты-"точки")? Читаем "запев" ч. 1 ст. 10 Закона: "Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие)" - пока, как видим, и тут речь о традиционных действиях, - но вот мы переходим к конкретным действиям, и (наконец!) впервые все меняется, ибо запрещаются (п. 1 - 11 ч. 1) "установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара" (подробнее об этих понятиях см. ст. 6 и 7 Закона); "изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара"; "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора"; "сокращение или прекращение производства товара"; "отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками)"; "установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар"; "установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги"; "создание дискриминационных условий"; "создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам"; "нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования"; "манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)". Какие из перечисленных "действий" могут быть совершены одномоментно - представлять собой факты-"точки"? Безусловно - отказ от заключения договора; наверное, могут быть разложены на единичные действия некоторые (не шибко грамотные, прямолинейные) практики навязывания невыгодных договорных условий; но все остальное - это всегда деятельность, зачастую длительная, всегда дорогостоящая и, разумеется, рисковая (с непонятным заранее ни производственно-сбытовым, ни торгово-рыночным результатом).
Статья: Метод сопоставимых рынков: текущие подходы правоприменительной практики
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)<9> Разъяснение Президиума ФАС России N 1 "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 N 2).
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)<9> Разъяснение Президиума ФАС России N 1 "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 N 2).
Статья: Уголовная ответственность за ограничение конкуренции: вопросы квалификации
(Антонов В.Ф.)
("Конкурентное право", 2021, N 1)Необходимо учитывать, что оценка последствий картельного сговора основывается на экономическом анализе соответствующего сегмента рынка. При этом указанные последствия не всегда ведут к негативному результату. Например, вполне возможны ситуации, когда поддержание монопольно низкой цены создает условия для удовлетворения потребительского спроса на определенную группу товаров.
(Антонов В.Ф.)
("Конкурентное право", 2021, N 1)Необходимо учитывать, что оценка последствий картельного сговора основывается на экономическом анализе соответствующего сегмента рынка. При этом указанные последствия не всегда ведут к негативному результату. Например, вполне возможны ситуации, когда поддержание монопольно низкой цены создает условия для удовлетворения потребительского спроса на определенную группу товаров.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Интересующая нас статья расположена законодателем в главе, посвященной преступлениям в сфере экономической деятельности, и запрещала в этот период монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а также ограничение конкуренции, совершенное следующими способами: 1) раздел рынка; 2) ограничение доступа на рынок; 3) устранение с рынка других субъектов экономической деятельности; 4) установление или поддержание единых цен. Квалифицированный состав этого преступления был определен как те же действия, совершенные неоднократно группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а особо квалифицированный, в свою очередь, определялся как указанные действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Интересующая нас статья расположена законодателем в главе, посвященной преступлениям в сфере экономической деятельности, и запрещала в этот период монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а также ограничение конкуренции, совершенное следующими способами: 1) раздел рынка; 2) ограничение доступа на рынок; 3) устранение с рынка других субъектов экономической деятельности; 4) установление или поддержание единых цен. Квалифицированный состав этого преступления был определен как те же действия, совершенные неоднократно группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а особо квалифицированный, в свою очередь, определялся как указанные действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.
Статья: Законодательная регламентация оснований уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения в государствах - членах ЕАЭС
(Тесленко А.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)<10> При этом первоначальный текст законопроекта, закрепившего соответствующие изменения ст. 178 УК РФ, предусматривал более широкий перечень, содержащий в том числе неоднократное злоупотребление доминирующим положением путем установления и (или) поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, ограничения доступа на рынок. Указанные положения были исключены из текста проекта во втором чтении (см. Федеральный закон N 45-ФЗ "О внесении изменений в ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации").
(Тесленко А.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)<10> При этом первоначальный текст законопроекта, закрепившего соответствующие изменения ст. 178 УК РФ, предусматривал более широкий перечень, содержащий в том числе неоднократное злоупотребление доминирующим положением путем установления и (или) поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, ограничения доступа на рынок. Указанные положения были исключены из текста проекта во втором чтении (см. Федеральный закон N 45-ФЗ "О внесении изменений в ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации").
Статья: Заключения экспертов (специалистов) в практике ведомственной апелляции ФАС России и иных делах, рассматриваемых антимонопольным органом
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)<8> Разъяснение N 1 Президиума ФАС России "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара", утв. Протоколом Президиума ФАС России от 10 февраля 2016 г. N 2 // База решений и правовых актов ФАС России // Официальный сайт ФАС России. URL: https://br.fas.gov.ru/ (дата обращения: 10.10.2024).
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)<8> Разъяснение N 1 Президиума ФАС России "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара", утв. Протоколом Президиума ФАС России от 10 февраля 2016 г. N 2 // База решений и правовых актов ФАС России // Официальный сайт ФАС России. URL: https://br.fas.gov.ru/ (дата обращения: 10.10.2024).
Статья: Российский антитраст в эпоху санкционных войн: последствия для антимонопольного регулирования
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)В свете этого интересно отметить предложения сузить саму возможность обращения к анализу цен на сопоставимых рынках. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект N 409891-8 <26>, который в интересующей нас части исключает рынки за пределами Российской Федерации из понятия "сопоставимый товарный рынок" при определении монопольно высокой и монопольно низкой цены.
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)В свете этого интересно отметить предложения сузить саму возможность обращения к анализу цен на сопоставимых рынках. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект N 409891-8 <26>, который в интересующей нас части исключает рынки за пределами Российской Федерации из понятия "сопоставимый товарный рынок" при определении монопольно высокой и монопольно низкой цены.
Статья: Антимонопольное регулирование власти покупателя в зарубежных юрисдикциях на примере правопорядка США
(Закатаев А.О.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)По аналогии со злоупотреблением монопольным положением, которое выражается в установлении монопольно низкой цены, предполагается, что монопольно низкой может быть и цена, устанавливаемая под влиянием монопсониста. Разница заключается в том, что такие действия монопсониста затрагивают не только его конкурентов, страдающих от ценовой дискриминации, но и непосредственно продавца. Суды США традиционно предъявляют высокие требования к процессу доказывания этого нарушения, как со стороны монополистов, так и со стороны монопсонистов.
(Закатаев А.О.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)По аналогии со злоупотреблением монопольным положением, которое выражается в установлении монопольно низкой цены, предполагается, что монопольно низкой может быть и цена, устанавливаемая под влиянием монопсониста. Разница заключается в том, что такие действия монопсониста затрагивают не только его конкурентов, страдающих от ценовой дискриминации, но и непосредственно продавца. Суды США традиционно предъявляют высокие требования к процессу доказывания этого нарушения, как со стороны монополистов, так и со стороны монопсонистов.