Мораторий на выплату пеней за услуги ЖКХ
Подборка наиболее важных документов по запросу Мораторий на выплату пеней за услуги ЖКХ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2023 N 47-КГ23-5-К6 (УИД 56RS0009-01-2022-001415-87)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что обязанность по своевременному внесению платы за содержание жилого помещения ответчиками надлежащим образом не исполняется.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как из материалов дела не представляется возможным определить размер неустойки и период ее начисления, который учитывался судом. Расчетов суд не привел.Из содержания искового заявления, а также расчета задолженности истца следует, что за период с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г. ответчикам начислялись пени в связи с несвоевременной оплатой жилищно-коммунальных услуг.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что обязанность по своевременному внесению платы за содержание жилого помещения ответчиками надлежащим образом не исполняется.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как из материалов дела не представляется возможным определить размер неустойки и период ее начисления, который учитывался судом. Расчетов суд не привел.Из содержания искового заявления, а также расчета задолженности истца следует, что за период с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г. ответчикам начислялись пени в связи с несвоевременной оплатой жилищно-коммунальных услуг.
Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2023 N 305-ЭС23-3772 по делу N А40-290439/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, неустойки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части, поскольку доказательства уплаты задолженности Минобороны РФ не представлены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суд апелляционной инстанции (с которым согласился окружной суд), исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы гражданского и жилищного законодательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Общества (управляющей компании) о взыскании с ответчика (собственника помещений в спорных многоквартирных домах) только части испрашиваемого долга по оплате жилищно-коммунальных услуг и пеней, начисленных на сумму долга, с учетом введенного государственными органами моратория.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, неустойки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части, поскольку доказательства уплаты задолженности Минобороны РФ не представлены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суд апелляционной инстанции (с которым согласился окружной суд), исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы гражданского и жилищного законодательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Общества (управляющей компании) о взыскании с ответчика (собственника помещений в спорных многоквартирных домах) только части испрашиваемого долга по оплате жилищно-коммунальных услуг и пеней, начисленных на сумму долга, с учетом введенного государственными органами моратория.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ретроспективный анализ института оплаты за жилищные и коммунальные услуги: практический аспект в условиях пандемии
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Практически юридические лица, нарушившие сроки оплаты коммунальных услуг, могут быть привлечены к административной ответственности, так как фактически мораторий в достаточно противоречивом виде установлен только для штрафных санкций (пеней, неустоек); возможностей отсрочки платежей по услугам жилищно-коммунального комплекса не предусмотрено. Обратимся в этой связи к ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность "бюджетных потребителей" за неоплату по госконтрактам. Примечательна и норма ст. 14.61 КоАП РФ, согласно которой нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Практически юридические лица, нарушившие сроки оплаты коммунальных услуг, могут быть привлечены к административной ответственности, так как фактически мораторий в достаточно противоречивом виде установлен только для штрафных санкций (пеней, неустоек); возможностей отсрочки платежей по услугам жилищно-коммунального комплекса не предусмотрено. Обратимся в этой связи к ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность "бюджетных потребителей" за неоплату по госконтрактам. Примечательна и норма ст. 14.61 КоАП РФ, согласно которой нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Вопрос: Вправе ли управляющая компания, оказывающая услуги ЖКХ, после 01.01.2021 начислять пени на задолженность, возникшую в период с 06.04.2020 по 31.12.2020 (когда действовал мораторий на начисление) и не оплаченную до 01.01.2021, или указанный период из расчета необходимо исключать?
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 4)"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 4
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 4)"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 4
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Ответ: Статья 18 Закона N 98-ФЗ предусматривает, что до 1 января 2021 г. Правительство Российской Федерации вправе вводить особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Ответ: Статья 18 Закона N 98-ФЗ предусматривает, что до 1 января 2021 г. Правительство Российской Федерации вправе вводить особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
<Памятка> Роспотребнадзора
"Коронавирус COVID-19: меры поддержки и защита потребителей в новых условиях"Подробнее с информацией о моратории на оплату услуг ЖКХ можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе для информирования населения по вопросам коронавируса (COVID-19) "Стопкоронавирус.рф".
"Коронавирус COVID-19: меры поддержки и защита потребителей в новых условиях"Подробнее с информацией о моратории на оплату услуг ЖКХ можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе для информирования населения по вопросам коронавируса (COVID-19) "Стопкоронавирус.рф".