МОрские обычаи

Подборка наиболее важных документов по запросу МОрские обычаи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Положения о возмещении потерь в локальных нормативных актах корпоративных организаций и правовых обычаях
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)
Любопытно, что в Постановлении Правления ТПП РФ от 24.12.2009 N 67-7 "О Положении о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обычаев морских портов в Российской Федерации" <14> отсутствует какое-либо указание на необходимость содержания в тексте писаных обычаев морского порта норм о том, что договором можно исключить применение обычаев. Кроме того, в ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ в принципе отсутствует упоминание о том, что морские обычаи порта могут не действовать в силу заключенного договора (сделки). Все подходы к толкованию обычаев морского порта гласят лишь о необходимости их соответствия международному праву и российским нормативным правовым актам. Налицо различие систем норм, регулирующих гражданские отношения и отношения, возникающие из торгового мореплавания (предпринимательские отношения).
Статья: Необходимая оборона, крайняя необходимость и принуждение в иудейском праве
(Энкер А.А., Каневский А.М.)
("Закон", 2024, N 8)
Одно из предложенных решений данной дилеммы было основано на институте крайней необходимости: предлагавшаяся операция почти сразу же приведет к смерти Мэри, но это единственный способ избежать худшего результата - смерти обеих. Проблема состояла в том, что со времен решения 1884 года по делу "Королева против Дадли" <4> в судах Англии укоренилось мнение лорда Колриджа, согласно которому крайняя необходимость не исключает преступности убийства. В том знаменитом деле четыре члена экипажа затонувшего корабля оказались в открытом море. У них отсутствовала еда и вода, и никакой помощи извне ожидать не приходилось. Двое членов экипажа убили одного из мужчин, который и без того был крайне ослаблен отсутствием пищи. Трое выживших питались его плотью и кровью, пока четыре дня спустя не были взяты на борт другого судна. Двоим из потерпевших крушение было предъявлено обвинение в убийстве; они не скрывали того, что произошло, ссылаясь на крайнюю необходимость: если бы они не убили своего товарища, никто бы не выжил. Присяжные пришли к выводу, что убитый в любом случае, скорее всего, умер бы раньше других из-за своего весьма ослабленного состояния, а трое питавшихся плотью убитого умерли бы до того, как пришла помощь, не произойди это преступление. Тем не менее высшая инстанция отклонила аргументы защиты. Справедливости ради стоит отметить, что решение лорда Колриджа имело особое значение: оно увенчало многолетние попытки переломить укоренившуюся среди моряков традицию считать каннибализм морским обычаем, подлежащим применению в подобных случаях. Дело Дадли более чем на столетие определило для Англии, что крайняя необходимость не является оправданием убийства.

Нормативные акты

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.03.2024)
"О Государственном флаге Российской Федерации"
Судно под флагом иностранного государства во время плавания и стоянки в территориальном море, во внутренних водах Российской Федерации и во время стоянки в порту Российской Федерации должно в дополнение к своему флагу поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также Государственный флаг Российской Федерации.