Можно ли принять к вычету ндс при отсутствии реализации

Подборка наиболее важных документов по запросу Можно ли принять к вычету ндс при отсутствии реализации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Общество на торгах приобрело арестованное имущество, уплатило за него денежные средства, включая НДС, а затем обратилось к уполномоченному органу как к продавцу арестованного имущества с заявлением о выставлении счетов-фактур. Уполномоченный орган сообщил обществу, что в данном случае является налоговым агентом, поэтому счета-фактуры выставлять не вправе. Общество обратилось в суд с требованием обязать уполномоченный орган выставить счета-фактуры по принудительной реализации арестованного имущества, которые необходимы обществу для принятия к вычету НДС. Суд удовлетворил требования общества, указав, что в силу п. 4 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны выставлять счета-фактуры, а их отсутствие у общества создает препятствия в реализации его права на принятие к вычету НДС.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС по товарам, реализуемым в рамках облагаемой и не облагаемой НДС деятельности (оптовой и розничной торговли) в отсутствие ведения раздельного учета (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Вычет по НДС при отсутствии реализации
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 11)
При отсутствии в налоговом периоде налогооблагаемых операций по реализации возникает вопрос о возможности применения налоговых вычетов по НДС, поскольку Налоговый кодекс РФ не разъясняет, можно ли принять к вычету НДС при условии отсутствия реализации.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
По результатам налоговой проверки налоговым органом установлено, что спорная сумма НДС принята к вычету с нарушением требований подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), согласно которому не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должника, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами). На основании изложенного налоговый орган пришел к выводу об отсутствии предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ оснований для вычета сумм НДС у общества по необлагаемым операциям и принял решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, а также доначислении НДС и пеней.
<Письмо> ФНС России от 21.02.2023 N БВ-4-7/2101
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>
Таким образом, игнорируя договорные условия взаимодействия общества с контрагентами и отказывая в применении налоговых вычетов обществу в отсутствие каких-либо потерь казны, связанных с избранным обществом порядком приобретения продукции в рамках реализации своих обязательств перед Государственной корпорацией "Роскосмос" и Министерством обороны Российской Федерации, инспекция вышла за пределы своих полномочий. Приняв оспариваемые решения, инспекция создала ситуацию, при которой право на вычеты НДС не может быть реализовано ни самим обществом, участвующим в космической деятельности, ни его поставщиками, которые не рассматривались в качестве участников такой деятельности, исходя из условий заключенных с ними договоров, что также не отвечает принципу (требованию) добросовестности налогового администрирования.