Можно ли вернуть переплату по налогу на счет третьего лица

Подборка наиболее важных документов по запросу Можно ли вернуть переплату по налогу на счет третьего лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган отказал обществу в возврате излишне уплаченного земельного налога на расчетный счет физического лица, с которого производились платежи, поскольку согласно п. 6 ст. 78 НК РФ возврат излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика. Суд признал отказ правомерным, отметив, что процедура возврата излишне уплаченного налога не предусматривает возможности участия в ней каких-либо третьих лиц, в налоговом законодательстве РФ не предусмотрено никаких исключений из этого правила, в том числе относительно применения порядка передачи налогоплательщиком по гражданско-правовым основаниям (в частности, уступка права требования) права требования, вытекающего из публично-правовых отношений. Возврат из бюджета излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом в строгой законодательно установленной процедуре, то есть непосредственно налогоплательщику, за которого была произведена уплата налога.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган отказал обществу в возврате излишне уплаченных сумм налога по УСН и пеней, сославшись на отсутствие переплаты. Общество ссылалось на уплату за него налога и пеней третьим лицом. По мнению налогового органа, третьим лицом не был соблюден порядок оформления платежных поручений при уплате налога за общество; после выявления данного обстоятельства налоговый орган произвел уточнение платежей по платежным поручениям, уплаченный третьим лицом налог был отражен на едином налоговом счете данного лица и направлен на исполнение его налоговых обязательств. О принятых налоговым органом решениях об уточнении платежей третьему лицу было сообщено, возражений от него не поступило. Суд признал законным решение налогового органа об отказе в возврате переплаты, указав, что НК РФ не ограничивает право налогового органа на повторное уточнение платежей при выявлении ошибок в платежных документах, а право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Налоговые последствия уплаты налога третьим лицом
(Гришина О.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 4)
Также следует учесть, что при наличии у налогоплательщика излишне уплаченных или взысканных налогов, пеней, штрафов он не вправе зачесть эту переплату в счет оплаты налоговых обязательств за третье лицо (см. Письма Минфина России от 18.06.2018 N 03-02-07/1/41421, от 06.03.2017 N 03-02-08/12572).
Статья: Что запросить у ИФНС для анализа сальдо на ЕНС и движения ЕНП
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 5)
- поступивших на единый налоговый счет в качестве ЕНП или приравненных к ЕНП. Поступившие средства приводятся в разделе I "Поступления" справки. В их числе - и поступления от третьих лиц, и сведения о возвращенных переплатах по налогам, которые не входят в единый налоговый платеж <12>;

Нормативные акты

Информационное письмо Банка России от 18.01.2023 N ИН-08-12/6
"О национальной оценке рисков ОД и ФТ"
В целях разрыва цепочек платежей, сокрытия источника происхождения средств и ухода от применяемых частным сектором мер внутреннего контроля в схему легализации могут вовлекаться бюджетные счета (принадлежащие ФНС России или ФТС России), на которые юридическими лицами зачисляются средства в качестве уплаты обязательных платежей (налогов, государственных судебных пошлин и авансовых таможенных платежей) с последующим возвратом таких средств как излишне или ошибочно уплаченных. Причем в случае уплаты налоговых платежей или судебных пошлин возможна уплата за третье лицо, и денежные средства могут быть в дальнейшем возвращены как на счет плательщика в кредитной организации, отличной от используемой для первоначальной уплаты обязательного платежа, так и на счет третьего лица, за которое происходила уплата платежа.
"Методические рекомендации по разделению безналичных операций по счетам налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", на учитываемые и не учитываемые при определении объекта налогообложения"Уплата налогов за третьих лиц по общему правилу не учитывается при определении налоговой базы. В случае, если такая уплата осуществляется налогоплательщиком в счет оплаты товаров, работ или услуг и является экономически обоснованной, она может быть учтена при определении налоговой базы.