МРОТ не ниже прожиточного минимума
Подборка наиболее важных документов по запросу МРОТ не ниже прожиточного минимума (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционализация правопорядка vs конституционный позитивизм в современной России
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Если говорить о конституционной реформе 2020 г., то нельзя не отметить, что ее методология заключалась в переносе в текст Конституции положений текущего законодательства: гражданство как условие замещения государственных должностей, МРОТ не ниже прожиточного минимума, индексация пенсий и т.п. Можно ли назвать этот процесс конституционализацией? На наш взгляд, конституционализация позитивного законодательства прежде всего предполагает приведение его в соответствие с Конституцией РФ, но не наоборот! Поэтому перенос положений (даже самых прогрессивных) ординарных законов в текст конституции представляется нам скорее реконституционализацией, или конституционализацией наоборот!
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Если говорить о конституционной реформе 2020 г., то нельзя не отметить, что ее методология заключалась в переносе в текст Конституции положений текущего законодательства: гражданство как условие замещения государственных должностей, МРОТ не ниже прожиточного минимума, индексация пенсий и т.п. Можно ли назвать этот процесс конституционализацией? На наш взгляд, конституционализация позитивного законодательства прежде всего предполагает приведение его в соответствие с Конституцией РФ, но не наоборот! Поэтому перенос положений (даже самых прогрессивных) ординарных законов в текст конституции представляется нам скорее реконституционализацией, или конституционализацией наоборот!
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Между тем в названной системе он не носит конституционного характера, в отличие, к примеру, от сферы трудовых отношений, где данный стандарт установлен как конституционный. Государство гарантирует установление минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, тогда как сам МРОТ, в свою очередь, выступает важнейшей гарантией социальной защиты работающих граждан и стандартом реализации конституционного права на вознаграждение за труд (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 и ч. 5 ст. 75 Конституции РФ). Тем самым подчеркивается масштабное значение доходов от трудовой деятельности, которые, помимо сферы трудовых отношений, подлежат компенсации в системе социального обеспечения при наступлении социальных рисков (болезни, инвалидности, старости и т.п.) в порядке и на условиях, установленных законом. Повышение уровня оплаты труда, сопряженное с обеспечением своевременной и в полном объеме уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, способно не только оптимизировать финансовую систему такого страхования, но и стать катализатором увеличения размеров социально-страховых выплат.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Между тем в названной системе он не носит конституционного характера, в отличие, к примеру, от сферы трудовых отношений, где данный стандарт установлен как конституционный. Государство гарантирует установление минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, тогда как сам МРОТ, в свою очередь, выступает важнейшей гарантией социальной защиты работающих граждан и стандартом реализации конституционного права на вознаграждение за труд (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 и ч. 5 ст. 75 Конституции РФ). Тем самым подчеркивается масштабное значение доходов от трудовой деятельности, которые, помимо сферы трудовых отношений, подлежат компенсации в системе социального обеспечения при наступлении социальных рисков (болезни, инвалидности, старости и т.п.) в порядке и на условиях, установленных законом. Повышение уровня оплаты труда, сопряженное с обеспечением своевременной и в полном объеме уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, способно не только оптимизировать финансовую систему такого страхования, но и стать катализатором увеличения размеров социально-страховых выплат.
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О минимальном размере оплаты труда"Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.
(ред. от 29.10.2024)
"О минимальном размере оплаты труда"Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" предусматривается исчисление минимального размера оплаты труда исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. При этом предусматриваются требования о том, что МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" предусматривается исчисление минимального размера оплаты труда исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. При этом предусматриваются требования о том, что МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
Статья: Справедливость как критерий баланса публичных и частных интересов
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Публичные интересы, являясь выражением государственной, национальной, социальной общности, закреплены государством в нормах права <9>. Например, ст. 66 Конституции РФ закрепляет общие начала статуса субъекта Федерации. Закон о поправке в Конституцию РФ 2020 г. в качестве публичных закрепил интересы социальной группы, малообеспеченных групп населения Российской Федерации. Поправки закрепляют условия, согласно которым МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума; обязательны индексация пенсий и достойное пенсионное обеспечение.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Публичные интересы, являясь выражением государственной, национальной, социальной общности, закреплены государством в нормах права <9>. Например, ст. 66 Конституции РФ закрепляет общие начала статуса субъекта Федерации. Закон о поправке в Конституцию РФ 2020 г. в качестве публичных закрепил интересы социальной группы, малообеспеченных групп населения Российской Федерации. Поправки закрепляют условия, согласно которым МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума; обязательны индексация пенсий и достойное пенсионное обеспечение.
Статья: Конституционная реформа в России: актуальность, реализация, перспективы. Часть 2. Поправки к Конституции: нерешенные и новые проблемы и вектор дальнейшего реформирования
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)То же касается и поправок, необходимость которых аргументировалась обеспечением принципа социального государства (МРОТ - не ниже прожиточного минимума, принцип солидарности поколений в пенсионной системе, индексация пенсий). Эти положения в основном дублируют нормы, уже имеющиеся в российском законодательстве, а главное, нет никаких гарантий от их выхолащивания низкими размерами прожиточного минимума и пенсий, дальнейшим повышением пенсионного возраста и т.д. И, например, уже сейчас можно наблюдать дискуссию, связанную с предложенным Министерством труда и социальной защиты переходом на новую систему определения размера прожиточного минимума - вместо расчета потребительской корзины установить его равным 44,2% среднедушевого дохода. По мнению ряда известных исследователей уровня жизни населения, это приведет к манипуляциям величиной прожиточного минимума и практически никак не повлияет на бедность: "Представленные цифры показывают, что проценты так "подогнали", чтобы результат был близким к уровню прожиточного минимума, который получался раньше. Увеличение, которое там заложено, - всего примерно 7%. Оно было бы таким же, если бы пересмотрели потребительскую корзину - когда ее пересматривают раз в пять лет, обычно на 5 - 7% она и растет <...> Тот прожиточный минимум, который практически предлагается сохранить, - очень низкий, он не удовлетворяет основных минимальных потребностей" <7>. Что касается нормы о солидарной пенсионной системе, то готовность закрепить ее в Конституции специалисты объясняют тем, что Всемирный банк (по инициативе и на средства которого в России до сих пор проводятся реформы в социальной сфере) признал - после провала в целом ряде стран накопительных пенсионных систем - целесообразность трехуровневой пенсионной системы, но с оговоркой о небольшом размере пенсии, выплачиваемой в рамках солидарной системы (нижний уровень) <8>.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)То же касается и поправок, необходимость которых аргументировалась обеспечением принципа социального государства (МРОТ - не ниже прожиточного минимума, принцип солидарности поколений в пенсионной системе, индексация пенсий). Эти положения в основном дублируют нормы, уже имеющиеся в российском законодательстве, а главное, нет никаких гарантий от их выхолащивания низкими размерами прожиточного минимума и пенсий, дальнейшим повышением пенсионного возраста и т.д. И, например, уже сейчас можно наблюдать дискуссию, связанную с предложенным Министерством труда и социальной защиты переходом на новую систему определения размера прожиточного минимума - вместо расчета потребительской корзины установить его равным 44,2% среднедушевого дохода. По мнению ряда известных исследователей уровня жизни населения, это приведет к манипуляциям величиной прожиточного минимума и практически никак не повлияет на бедность: "Представленные цифры показывают, что проценты так "подогнали", чтобы результат был близким к уровню прожиточного минимума, который получался раньше. Увеличение, которое там заложено, - всего примерно 7%. Оно было бы таким же, если бы пересмотрели потребительскую корзину - когда ее пересматривают раз в пять лет, обычно на 5 - 7% она и растет <...> Тот прожиточный минимум, который практически предлагается сохранить, - очень низкий, он не удовлетворяет основных минимальных потребностей" <7>. Что касается нормы о солидарной пенсионной системе, то готовность закрепить ее в Конституции специалисты объясняют тем, что Всемирный банк (по инициативе и на средства которого в России до сих пор проводятся реформы в социальной сфере) признал - после провала в целом ряде стран накопительных пенсионных систем - целесообразность трехуровневой пенсионной системы, но с оговоркой о небольшом размере пенсии, выплачиваемой в рамках солидарной системы (нижний уровень) <8>.