Муниципальный земельный контроль в 2021 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальный земельный контроль в 2021 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 72 "Муниципальный земельный контроль" ЗК РФ"Проверяя довод о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", суды не выяснили, по чьей вине образовалась свалка ТКО, осуществляла ли администрация Усть-Ишимского района полномочия, предусмотренные частью 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле в границах Усть-Ишимского муниципального района Омской области, утвержденным решением Совета Усть-Ишимского муниципального района Омской области от 26 ноября 2021 года N 122, совершала ли иные действия для минимизации возникновения мест несанкционированного размещения отходов."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный земельный и лесной контроль
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 N 15АП-21472/2020 по делу N А32-13545/2017
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 N 15АП-21472/2020 по делу N А32-13545/2017
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См.: Решение Думы Колпашевского района от 30 июня 2021 г. N 70 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования "Колпашевский район" // Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского района. 2021. N 39 (581).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См.: Решение Думы Колпашевского района от 30 июня 2021 г. N 70 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования "Колпашевский район" // Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского района. 2021. N 39 (581).
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Территориальные органы государственного земельного надзора обязаны в пределах своей компетенции рассмотреть данные материалы, принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган муниципального земельного контроля (п. п. 11 - 13 Постановления Правительства РФ от 24 ноября 2021 г. N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Территориальные органы государственного земельного надзора обязаны в пределах своей компетенции рассмотреть данные материалы, принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган муниципального земельного контроля (п. п. 11 - 13 Постановления Правительства РФ от 24 ноября 2021 г. N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 72. Муниципальный земельный контроль
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 72. Муниципальный земельный контроль
Приказ ФНС России от 04.09.2024 N ЕД-7-21/705@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме сведений, предусмотренных пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, а также перечня документов, в соответствии с которыми формируются указанные сведения"
(вместе с "Порядком заполнения формы "Сведения о неиспользовании для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации), об использовании не по целевому назначению земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности, о фактах устранения указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене документов, на основании которых сформированы указанные сведения", "Порядком представления в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о неиспользовании для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации), об использовании не по целевому назначению земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности, о фактах устранения указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене документов, на основании которых сформированы указанные сведения, в электронной форме")
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2024 N 79902)1. Предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о неиспользовании для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации), об использовании не по целевому назначению земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности, о фактах устранения указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене документов, на основании которых сформированы указанные сведения (далее - Сведения), представляются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081, и органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее - уполномоченный орган), в налоговый орган по субъекту Российской Федерации (далее - управление ФНС России).
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме сведений, предусмотренных пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, а также перечня документов, в соответствии с которыми формируются указанные сведения"
(вместе с "Порядком заполнения формы "Сведения о неиспользовании для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации), об использовании не по целевому назначению земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности, о фактах устранения указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене документов, на основании которых сформированы указанные сведения", "Порядком представления в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о неиспользовании для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации), об использовании не по целевому назначению земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности, о фактах устранения указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене документов, на основании которых сформированы указанные сведения, в электронной форме")
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2024 N 79902)1. Предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о неиспользовании для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации), об использовании не по целевому назначению земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности, о фактах устранения указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене документов, на основании которых сформированы указанные сведения (далее - Сведения), представляются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081, и органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее - уполномоченный орган), в налоговый орган по субъекту Российской Федерации (далее - управление ФНС России).
Статья: Взаимодействие как функция административно-организационной деятельности
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)<10> Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2021 г. N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 49 (часть I). Ст. 8216.
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)<10> Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2021 г. N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 49 (часть I). Ст. 8216.
Статья: Объекты самовольного строительства: взгляд со стороны контрольно-надзорных органов
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Нормативные правовые акты в данной сфере - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьи 71, 72, 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статья 54 ГрК РФ. Особенности, полномочия и формы различных видов надзора установлены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)", от 24.11.2021 N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и от 30.06.2021 N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре".
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Нормативные правовые акты в данной сфере - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьи 71, 72, 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статья 54 ГрК РФ. Особенности, полномочия и формы различных видов надзора установлены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)", от 24.11.2021 N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и от 30.06.2021 N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре".
Ситуация: Что делать в случае самовольного захвата места во дворе жилого дома для парковки личного автомобиля?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Наиболее эффективным будет обращение сразу в несколько инстанций (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; п. п. 1, 3 ст. 72 ЗК РФ; ст. 23.21 КоАП РФ; п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 10.12.2003 N 77; п. 1.4 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 02.03.2021 N 262-ПП):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Наиболее эффективным будет обращение сразу в несколько инстанций (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; п. п. 1, 3 ст. 72 ЗК РФ; ст. 23.21 КоАП РФ; п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 10.12.2003 N 77; п. 1.4 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 02.03.2021 N 262-ПП):
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)<17> Сотрудниками муниципального земельного контроля городских округов Московской области в 2021 году проведены контрольные мероприятия без взаимодействия с правообладателями земель (обследований) в отношении 164,2 тыс. земельных участков, выявлено нарушений в отношении 49,7 тыс. земельных участков, устранено нарушений в отношении 2,5 тыс. земельных участков, наложены штрафы за нарушения земельного законодательства в размере 22 млн рублей, начислен земельный налог с повышенной ставкой за нецелевое использование земель в сумме 808 млн рублей. В 2022 году: проведено контрольных мероприятий - 175,5 тыс. земельных участков, выявлено нарушений - 104,3 тыс. земельных участков, устранено нарушений - 10,8 тыс. земельных участков, начислен земельный налог с повышенной ставкой за нецелевое использование земель - 1 628 млн рублей. В 2023 году: проведено контрольных мероприятий - 131,5 тыс. земельных участков, выявлено нарушений - 67,7 тыс. земельных участков.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)<17> Сотрудниками муниципального земельного контроля городских округов Московской области в 2021 году проведены контрольные мероприятия без взаимодействия с правообладателями земель (обследований) в отношении 164,2 тыс. земельных участков, выявлено нарушений в отношении 49,7 тыс. земельных участков, устранено нарушений в отношении 2,5 тыс. земельных участков, наложены штрафы за нарушения земельного законодательства в размере 22 млн рублей, начислен земельный налог с повышенной ставкой за нецелевое использование земель в сумме 808 млн рублей. В 2022 году: проведено контрольных мероприятий - 175,5 тыс. земельных участков, выявлено нарушений - 104,3 тыс. земельных участков, устранено нарушений - 10,8 тыс. земельных участков, начислен земельный налог с повышенной ставкой за нецелевое использование земель - 1 628 млн рублей. В 2023 году: проведено контрольных мероприятий - 131,5 тыс. земельных участков, выявлено нарушений - 67,7 тыс. земельных участков.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)раздел 5 "Особенности выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках проведения государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)раздел 5 "Особенности выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках проведения государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля".
Статья: Достаточно ли полномочий у муниципалитетов для того, чтобы, разрешая проблему невостребованных земельных долей, не усугубить ошибки реформы 1990-х годов?
(Липски С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)- осуществлять на муниципальном уровне земельный контроль <8>. Законодательное регулирование этих вопросов следующее. ЗК РФ, введя в 2001 г. соответствующую форму земельного контроля, первые 13 лет не регламентировал, ОМС какого уровня (район или поселение) его осуществляют. В 2014 - 2021 годах в ст. 72 ЗК РФ содержалось четкое разграничение между этими уровнями (причем противоречащее соответствующим нормам Закона N 131-ФЗ) <9>. С 2021 года в названной статье вновь указаны ОМС без конкретизации их уровня <10> (она осуществлена в Законе N 131-ФЗ). То есть применительно к данному полномочию на протяжении минувшего десятилетия имелись явные коллизии между нормами ЗК РФ и Закона N 131-ФЗ.
(Липски С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)- осуществлять на муниципальном уровне земельный контроль <8>. Законодательное регулирование этих вопросов следующее. ЗК РФ, введя в 2001 г. соответствующую форму земельного контроля, первые 13 лет не регламентировал, ОМС какого уровня (район или поселение) его осуществляют. В 2014 - 2021 годах в ст. 72 ЗК РФ содержалось четкое разграничение между этими уровнями (причем противоречащее соответствующим нормам Закона N 131-ФЗ) <9>. С 2021 года в названной статье вновь указаны ОМС без конкретизации их уровня <10> (она осуществлена в Законе N 131-ФЗ). То есть применительно к данному полномочию на протяжении минувшего десятилетия имелись явные коллизии между нормами ЗК РФ и Закона N 131-ФЗ.
Готовое решение: Как проводится земельный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальный земельный контроль осуществляется на основании положения о виде контроля, которое принято в вашем муниципальном образовании (п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона N 248-ФЗ, п. 1 ст. 72 ЗК РФ). В Москве, например, контроль проводится по Положению, которое утверждено Постановлением Правительства Москвы от 02.03.2021 N 262-ПП.
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальный земельный контроль осуществляется на основании положения о виде контроля, которое принято в вашем муниципальном образовании (п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона N 248-ФЗ, п. 1 ст. 72 ЗК РФ). В Москве, например, контроль проводится по Положению, которое утверждено Постановлением Правительства Москвы от 02.03.2021 N 262-ПП.
Статья: Об использовании инструментов превенции в контрольной деятельности муниципальных органов
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Внесение изменений в отраслевые федеральные законы в целях их приведения в соответствие с обновленным законодательством осуществлялось специальным "законом-спутником" <9>. Данные изменения затрагивали в том числе регламентацию важнейших видов муниципального контроля, например муниципального контроля в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципального контроля в сфере благоустройства, муниципального контроля на автотранспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального земельного контроля, муниципального жилищного контроля, муниципального лесного контроля, муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения <10>.
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Внесение изменений в отраслевые федеральные законы в целях их приведения в соответствие с обновленным законодательством осуществлялось специальным "законом-спутником" <9>. Данные изменения затрагивали в том числе регламентацию важнейших видов муниципального контроля, например муниципального контроля в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципального контроля в сфере благоустройства, муниципального контроля на автотранспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального земельного контроля, муниципального жилищного контроля, муниципального лесного контроля, муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения <10>.