Нахождение несовершеннолетних в ночное время
Подборка наиболее важных документов по запросу Нахождение несовершеннолетних в ночное время (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу реализации идеи экономии административной репрессии в отношении несовершеннолетних лиц
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Учитывая различные подходы региональных органов власти к предоставленному праву законодательного закрепления мер, ограничивающих нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах, выбора мер воздействия в отношении указанных лиц, регламентации ответственности лиц, привлекаемых за совершение анализируемого деяния, представляется целесообразным определение и закрепление перечня мер воздействия в федеральном законодательстве, например в КоАП РФ (в настоящее время это особенно актуально, учитывая продолжающуюся работу над новым кодексом). И по аналогии с ч. 2 ст. 90 УК РФ, соглашаясь с мнением, что эта система мер оптимальна <16>, с предложением расширить круг действующих мер воздействия (например, особых требований к поведению несовершеннолетнего, использованию определенных форм досуга, запрет посещать определенные места и т.п.) <17>, предусмотреть в качестве одной из мер воздействия запрет на нахождение несовершеннолетних в общественных местах без сопровождения родителей в определенное время суток. На наш взгляд, в этом случае анализируемая мера принуждения достигнет реализации защитной функции и профилактического результата, что будет способствовать общей идее мер принуждения - повышению эффективности противодействия правонарушениям несовершеннолетних.
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Учитывая различные подходы региональных органов власти к предоставленному праву законодательного закрепления мер, ограничивающих нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах, выбора мер воздействия в отношении указанных лиц, регламентации ответственности лиц, привлекаемых за совершение анализируемого деяния, представляется целесообразным определение и закрепление перечня мер воздействия в федеральном законодательстве, например в КоАП РФ (в настоящее время это особенно актуально, учитывая продолжающуюся работу над новым кодексом). И по аналогии с ч. 2 ст. 90 УК РФ, соглашаясь с мнением, что эта система мер оптимальна <16>, с предложением расширить круг действующих мер воздействия (например, особых требований к поведению несовершеннолетнего, использованию определенных форм досуга, запрет посещать определенные места и т.п.) <17>, предусмотреть в качестве одной из мер воздействия запрет на нахождение несовершеннолетних в общественных местах без сопровождения родителей в определенное время суток. На наш взгляд, в этом случае анализируемая мера принуждения достигнет реализации защитной функции и профилактического результата, что будет способствовать общей идее мер принуждения - повышению эффективности противодействия правонарушениям несовершеннолетних.
Статья: Родительские права на определение места жительства ребенка и порядка общения с ним: проблемы теории и практики
(Зыков С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В то же время странно, на наш взгляд, выглядит привлечение к административной ответственности отдельно проживающего родителя в следующем деле. Несовершеннолетняя, проживая с матерью, пропускала уроки в школе, иногда не ночевала дома. К административной ответственности за ненадлежащее воспитание по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ привлекли ее отца, который не согласился с постановлением, считая, что он "не имел возможности в полной мере осуществлять свои родительские права и обязанности", поскольку он не проживает совместно с дочерью и общению с ней препятствует мать дочери - его бывшая жена (последняя, как следует из материалов дела, к ответственности не была привлечена вообще). Суд счел, что эти обстоятельства "не препятствуют в осуществлении контроля в обучении дочери и посещении ею занятий в школе, а также отдельное проживание с дочерью не препятствует контролировать нахождение несовершеннолетней дочери в ночное время" <32>. На наш взгляд, абсурдность данного судебного постановления не нуждается даже в комментариях. Было бы понятно, если бы несовершеннолетняя не была устроена в образовательное учреждение вообще: пункт 1 ст. 66 СК РФ (право на участие в решении вопросов получения ребенком образования) дает отдельно проживающему родителю возможность решить данный вопрос, либо если пропуски имели бы место в периоды их общения, однако очевидно, что возможность контролировать текущую жизнь ребенка в полном объеме у такого родителя отсутствует.
(Зыков С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В то же время странно, на наш взгляд, выглядит привлечение к административной ответственности отдельно проживающего родителя в следующем деле. Несовершеннолетняя, проживая с матерью, пропускала уроки в школе, иногда не ночевала дома. К административной ответственности за ненадлежащее воспитание по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ привлекли ее отца, который не согласился с постановлением, считая, что он "не имел возможности в полной мере осуществлять свои родительские права и обязанности", поскольку он не проживает совместно с дочерью и общению с ней препятствует мать дочери - его бывшая жена (последняя, как следует из материалов дела, к ответственности не была привлечена вообще). Суд счел, что эти обстоятельства "не препятствуют в осуществлении контроля в обучении дочери и посещении ею занятий в школе, а также отдельное проживание с дочерью не препятствует контролировать нахождение несовершеннолетней дочери в ночное время" <32>. На наш взгляд, абсурдность данного судебного постановления не нуждается даже в комментариях. Было бы понятно, если бы несовершеннолетняя не была устроена в образовательное учреждение вообще: пункт 1 ст. 66 СК РФ (право на участие в решении вопросов получения ребенком образования) дает отдельно проживающему родителю возможность решить данный вопрос, либо если пропуски имели бы место в периоды их общения, однако очевидно, что возможность контролировать текущую жизнь ребенка в полном объеме у такого родителя отсутствует.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 28.04.2023)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
(ред. от 28.04.2023)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
Приказ Минюста России N 189, МВД России N 603, СК России N 87, ФСБ России N 371 от 31.08.2020
"Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2020 N 59635)право Инспекции беспрепятственно проводить проверки нахождения подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста в любое время суток (за исключением ночного времени);
"Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2020 N 59635)право Инспекции беспрепятственно проводить проверки нахождения подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста в любое время суток (за исключением ночного времени);