Нахождение земельных участков в одной территориальной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Нахождение земельных участков в одной территориальной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Порядок установления территориальных зон" Градостроительного кодекса РФ"Из системного толкования пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Следовательно, нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух функциональных зонах не позволяет при установлении территориальных зон соблюсти требование принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и установить единый градостроительный регламент в отношении такого земельного участка."
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 N 21АП-5666/2022 по делу N А83-25454/2021
Требование: О признании незаконными действий органа исполнительной власти субъекта РФ, выразившихся в отказе в согласовании проекта приказа о подготовке документации по планировке территории для реализации инвестиционного проекта, приказа об отказе в принятии решения о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, обязании устранить допущенное нарушение прав и согласовать подготовку документации по планировке территории для размещения объекта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.То обстоятельство, что сведения о нахождении земельного участка в одной из территориальных зон, в том числе в зоне городских лесов не отображены ни в заключенном договоре аренды земельного участка от 15.12.2020, ни в полученном предпринимателем градостроительном плане земельного участка N RU357290007-01.2.10.01202, а также то, что координаты границ лесного фонда ("городских лесов") на территории муниципального образования городской округ Ялта не определены, в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы, не может быть принято во внимание, поскольку не свидетельствует об отсутствии упомянутых разночтений, выявленных именно в ходе рассмотрения заявления предпринимателя.
Требование: О признании незаконными действий органа исполнительной власти субъекта РФ, выразившихся в отказе в согласовании проекта приказа о подготовке документации по планировке территории для реализации инвестиционного проекта, приказа об отказе в принятии решения о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, обязании устранить допущенное нарушение прав и согласовать подготовку документации по планировке территории для размещения объекта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.То обстоятельство, что сведения о нахождении земельного участка в одной из территориальных зон, в том числе в зоне городских лесов не отображены ни в заключенном договоре аренды земельного участка от 15.12.2020, ни в полученном предпринимателем градостроительном плане земельного участка N RU357290007-01.2.10.01202, а также то, что координаты границ лесного фонда ("городских лесов") на территории муниципального образования городской округ Ялта не определены, в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы, не может быть принято во внимание, поскольку не свидетельствует об отсутствии упомянутых разночтений, выявленных именно в ходе рассмотрения заявления предпринимателя.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы реализации принципов градостроительного зонирования в законодательстве Российской Федерации
(Медведенко К.А.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Действие единого градостроительного регламента дополняют положения ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Нахождение же одного земельного участка одновременно в двух территориальных зонах, как справедливо указал Верховный Суд Российской Федерации, означает сохранение неопределенности его правового режима <10>, что ограничивает право правообладателя на использование по назначению принадлежащего ему земельного участка.
(Медведенко К.А.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Действие единого градостроительного регламента дополняют положения ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Нахождение же одного земельного участка одновременно в двух территориальных зонах, как справедливо указал Верховный Суд Российской Федерации, означает сохранение неопределенности его правового режима <10>, что ограничивает право правообладателя на использование по назначению принадлежащего ему земельного участка.
Статья: Тенденции развития федерального законодательства в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Градостроительное зонирование делает назначение участков ясным и публичным, так как оно определяется в правовых актах, доступных для общественного ознакомления на сайте муниципалитета. Судебная практика зачастую устанавливает факты несоответствия функциональных и территориальных зон, где в одних случаях отмечается, что это является прямым нарушением законодательства, а в других подчеркивается приоритет функциональных зон над территориальными, как первичность генплана перед правилами землепользования и застройки <9>. В настоящее время назрела острая необходимость приведения в соответствие функциональных и территориальных зон, поскольку помимо противоречивых данных в разных градостроительных документах действует правило о запрете нахождения одного земельного участка в рамках более чем одной территориальной зоны, что делает для инвесторов затруднительным вопрос размещения объектов различного назначения и инфраструктуры, поскольку функциональные зоны такой запрет не устанавливают, а вот границы территориальных зон подлежат преобразованию. Для оптимизации указанных процессов следовало бы подготовить информацию о соответствии функциональных и территориальных зон друг другу и возможно установление нормативных требований (на муниципальном уровне) о полной идентичности функциональных и территориальных зон (в некоторых муниципалитетах такие требования уже установлены).
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Градостроительное зонирование делает назначение участков ясным и публичным, так как оно определяется в правовых актах, доступных для общественного ознакомления на сайте муниципалитета. Судебная практика зачастую устанавливает факты несоответствия функциональных и территориальных зон, где в одних случаях отмечается, что это является прямым нарушением законодательства, а в других подчеркивается приоритет функциональных зон над территориальными, как первичность генплана перед правилами землепользования и застройки <9>. В настоящее время назрела острая необходимость приведения в соответствие функциональных и территориальных зон, поскольку помимо противоречивых данных в разных градостроительных документах действует правило о запрете нахождения одного земельного участка в рамках более чем одной территориальной зоны, что делает для инвесторов затруднительным вопрос размещения объектов различного назначения и инфраструктуры, поскольку функциональные зоны такой запрет не устанавливают, а вот границы территориальных зон подлежат преобразованию. Для оптимизации указанных процессов следовало бы подготовить информацию о соответствии функциональных и территориальных зон друг другу и возможно установление нормативных требований (на муниципальном уровне) о полной идентичности функциональных и территориальных зон (в некоторых муниципалитетах такие требования уже установлены).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.