Наличие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об учредителе
Подборка наиболее важных документов по запросу Наличие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об учредителе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2024 N 13АП-6792/2024 по делу N А56-83978/2023
Категория: Споры с антимонопольными органами в сфере закупок для государственных нужд.
Требования участника торгов: О признании недействительным решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано тем, что исполнителем ненадлежащим образом оказаны услуги в рамках государственного контракта.
Решение: Удовлетворено.При таких обстоятельствах вопреки выводам суда первой инстанции материалами дела не подтверждается и Управлением не доказано наличия оснований для включения сведений об Обществе и его учредителях (участниках) в реестр недобросовестных поставщиков.
Категория: Споры с антимонопольными органами в сфере закупок для государственных нужд.
Требования участника торгов: О признании недействительным решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано тем, что исполнителем ненадлежащим образом оказаны услуги в рамках государственного контракта.
Решение: Удовлетворено.При таких обстоятельствах вопреки выводам суда первой инстанции материалами дела не подтверждается и Управлением не доказано наличия оснований для включения сведений об Обществе и его учредителях (участниках) в реестр недобросовестных поставщиков.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 N 13АП-4699/2024 по делу N А56-82429/2023
Категория: Споры с антимонопольными органами в сфере закупок для государственных нужд.
Требования участника торгов: О признании недействительным решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано тем, что подрядчиком ненадлежащим образом оказаны услуги в рамках государственного контракта.
Решение: Удовлетворено.При таких обстоятельствах вопреки выводам суда первой инстанции материалами дела не подтверждается и Управлением не доказано наличия оснований для включения сведений об Обществе и его учредителях (участниках) в реестр недобросовестных поставщиков.
Категория: Споры с антимонопольными органами в сфере закупок для государственных нужд.
Требования участника торгов: О признании недействительным решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано тем, что подрядчиком ненадлежащим образом оказаны услуги в рамках государственного контракта.
Решение: Удовлетворено.При таких обстоятельствах вопреки выводам суда первой инстанции материалами дела не подтверждается и Управлением не доказано наличия оснований для включения сведений об Обществе и его учредителях (участниках) в реестр недобросовестных поставщиков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Установление требований к участникам корпоративных закупок в соответствии с условиями документации о закупке не образует состава административного правонарушения
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Положения п. 4.4.3 закупочной документации сконструированы таким образом, что не содержат указания на необходимость представления в составе заявки сведений обо всех участниках хозяйствующего субъекта начиная с даты его образования. Действие данного пункта направлено на защиту заказчиков от заключения договоров с хозяйственными обществами, сведения в отношении учредителей (участников) которых размещены в реестре недобросовестных поставщиков, либо такие учредители (участники) могут иметь какую-либо заинтересованность по отношению к предмету торгов, другим участникам закупки или самому заказчику либо в целях необходимости проверки наличия их согласия на совершение хозяйствующим субъектом крупной сделки (в случае необходимости такого согласия). Для этих целей необходима информация в отношении действующих учредителей (участников) хозяйственного общества, т.е. лиц, которые на момент подачи соответствующим обществом заявки на участие в торгах обладают по отношению к этому обществу властно-распорядительными полномочиями и от действий которых зависит сама по себе возможность участия таких субъектов в торгах и заключения ими договоров.
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Положения п. 4.4.3 закупочной документации сконструированы таким образом, что не содержат указания на необходимость представления в составе заявки сведений обо всех участниках хозяйствующего субъекта начиная с даты его образования. Действие данного пункта направлено на защиту заказчиков от заключения договоров с хозяйственными обществами, сведения в отношении учредителей (участников) которых размещены в реестре недобросовестных поставщиков, либо такие учредители (участники) могут иметь какую-либо заинтересованность по отношению к предмету торгов, другим участникам закупки или самому заказчику либо в целях необходимости проверки наличия их согласия на совершение хозяйствующим субъектом крупной сделки (в случае необходимости такого согласия). Для этих целей необходима информация в отношении действующих учредителей (участников) хозяйственного общества, т.е. лиц, которые на момент подачи соответствующим обществом заявки на участие в торгах обладают по отношению к этому обществу властно-распорядительными полномочиями и от действий которых зависит сама по себе возможность участия таких субъектов в торгах и заключения ими договоров.
Статья: Комментарий к Приказу Федеральной налоговой службы от 17.05.2024 N ЕД-7-31/398@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@ "Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3"
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11)3) состояние данных в ЕГРЮЛ и наличие отметок о недостоверности сведений о компании и исключении их ЕГРЮЛ;
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11)3) состояние данных в ЕГРЮЛ и наличие отметок о недостоверности сведений о компании и исключении их ЕГРЮЛ;
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2020 N 16-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 части 3 статьи 104 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с жалобой гражданина В.В. Сонина"Между тем представленные судебные акты по делу с участием В.В. Сонина свидетельствуют о том, что в судебной практике допускается подход, при котором наличие в едином государственном реестре юридических лиц на момент рассмотрения дела судом информации о недостоверности сведений об одном из учредителей акционерного общества, имеющей юридическое значение, может не учитываться при решении вопроса о возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об учредителе юридического лица (акционерного общества) - физического лица, которое не является его участником (акционером) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. С учетом сферы действия Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подобный подход не отвечает целям достижения справедливого баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в размещении и исполнении заказов для государственных и муниципальных нужд, государства и общества в целом.
"По делу о проверке конституционности пункта 2 части 3 статьи 104 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с жалобой гражданина В.В. Сонина"Между тем представленные судебные акты по делу с участием В.В. Сонина свидетельствуют о том, что в судебной практике допускается подход, при котором наличие в едином государственном реестре юридических лиц на момент рассмотрения дела судом информации о недостоверности сведений об одном из учредителей акционерного общества, имеющей юридическое значение, может не учитываться при решении вопроса о возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об учредителе юридического лица (акционерного общества) - физического лица, которое не является его участником (акционером) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. С учетом сферы действия Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подобный подход не отвечает целям достижения справедливого баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в размещении и исполнении заказов для государственных и муниципальных нужд, государства и общества в целом.
Информация Конституционного Суда РФ
"Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021)В ходе судебного правоприменения отдельные недостатки нормативного регулирования, не противоречащие сами по себе конституционным положениям, могут как преодолеваться, так и, напротив, усугубляться, обретая конституционно значимый характер. В частности, Конституционным Судом было установлено, что указание в Федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на необходимость включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об учредителях юридического лица, в частности в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий другой стороной контракта, и практика его применения в соответствии с буквальным смыслом данной нормы, то есть без учета корпоративных прав учредителей акционерного общества, а значит, и их возможностей через свое корпоративное участие в той или иной степени влиять на деятельность акционерного общества в спорный период, не обеспечивают надлежащей защиты прав и законных интересов физических лиц - учредителей акционерного общества, которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Признав рассмотренное положение названного Закона не соответствующим Конституции в той мере, в какой оно позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах - учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Конституционный Суд подчеркнул, что решение о внесении сведений о физическом лице - одном из учредителей общества - в реестр недобросовестных поставщиков в составе информации о юридическом лице, без учета судами, уполномоченным органом и иными лицами его корпоративного участия в деятельности недобросовестно действовавшего юридического лица, не отвечает общим принципам юридической ответственности, ведет к нарушению прав и законных интересов. Допускаемый в судебной практике подход, при котором наличие в едином государственном реестре юридических лиц на момент рассмотрения дела судом информации о недостоверности сведений об одном из учредителей акционерного общества, имеющей юридическое значение, может не учитываться при решении вопроса о возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об учредителе юридического лица (акционерного общества) - физического лица, которое не является его участником (акционером) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, был расценен Конституционным Судом как противоречащий целям достижения справедливого баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в размещении и исполнении заказов для государственных и муниципальных нужд, государства и общества в целом. Без исследования обстоятельств, подтверждающих или опровергающих добросовестность, разумность и осмотрительность действий (бездействия) физического лица - одного из учредителей общества, в том числе действий, связанных со своевременной подачей заявления о недостоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в регистрирующий орган в случае выхода такого лица из состава общества до заключения контракта (равно как и в случае, если это лицо не являлось учредителем общества, но сведения о нем как одном из учредителей внесены в данный реестр при регистрации юридического лица), как было разъяснено Конституционным Судом, невозможно установить обоснованность внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (Постановление от 9 апреля 2020 года N 16-П).
"Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021)В ходе судебного правоприменения отдельные недостатки нормативного регулирования, не противоречащие сами по себе конституционным положениям, могут как преодолеваться, так и, напротив, усугубляться, обретая конституционно значимый характер. В частности, Конституционным Судом было установлено, что указание в Федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на необходимость включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об учредителях юридического лица, в частности в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий другой стороной контракта, и практика его применения в соответствии с буквальным смыслом данной нормы, то есть без учета корпоративных прав учредителей акционерного общества, а значит, и их возможностей через свое корпоративное участие в той или иной степени влиять на деятельность акционерного общества в спорный период, не обеспечивают надлежащей защиты прав и законных интересов физических лиц - учредителей акционерного общества, которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Признав рассмотренное положение названного Закона не соответствующим Конституции в той мере, в какой оно позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах - учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Конституционный Суд подчеркнул, что решение о внесении сведений о физическом лице - одном из учредителей общества - в реестр недобросовестных поставщиков в составе информации о юридическом лице, без учета судами, уполномоченным органом и иными лицами его корпоративного участия в деятельности недобросовестно действовавшего юридического лица, не отвечает общим принципам юридической ответственности, ведет к нарушению прав и законных интересов. Допускаемый в судебной практике подход, при котором наличие в едином государственном реестре юридических лиц на момент рассмотрения дела судом информации о недостоверности сведений об одном из учредителей акционерного общества, имеющей юридическое значение, может не учитываться при решении вопроса о возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об учредителе юридического лица (акционерного общества) - физического лица, которое не является его участником (акционером) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, был расценен Конституционным Судом как противоречащий целям достижения справедливого баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в размещении и исполнении заказов для государственных и муниципальных нужд, государства и общества в целом. Без исследования обстоятельств, подтверждающих или опровергающих добросовестность, разумность и осмотрительность действий (бездействия) физического лица - одного из учредителей общества, в том числе действий, связанных со своевременной подачей заявления о недостоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в регистрирующий орган в случае выхода такого лица из состава общества до заключения контракта (равно как и в случае, если это лицо не являлось учредителем общества, но сведения о нем как одном из учредителей внесены в данный реестр при регистрации юридического лица), как было разъяснено Конституционным Судом, невозможно установить обоснованность внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (Постановление от 9 апреля 2020 года N 16-П).