Налог на доходы КИК
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на доходы КИК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 309.1 "Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Новый бенефициарный владелец контролируемой иностранной компании не указал в декларации НДФЛ доход от деятельности КИК ввиду наличия у компании убытка, сформированного за предыдущие периоды. Налоговый орган доначислил незаявленные доходы КИК и привлек контролирующее лицо к ответственности за совершение налогового правонарушения. По мнению инспекции, право переноса убытков возникает только у лиц, имевших контроль над КИК по состоянию на 31 декабря года, следующего за финансовым годом. В данном случае налогоплательщик стал контролирующим лицом только с 2022 года, а убыток был сформирован за 2015 - 2020 годы, то есть в период, когда у КИК был иной бенефициар. Налоговый орган отметил, что при смене контролирующего лица право на перенос убытка КИК, сформированного при предыдущем бенефициаре, утрачивается у нового контролирующего лица. Суд указал, что из буквального толкования п. п. 7 и 7.1 ст. 309.1 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе перенести убыток КИК на будущие периоды без каких-либо ограничений в случае представления уведомления о КИК за период, за который получен убыток. Данные нормы запрещают налогоплательщику переносить убыток КИК на будущие периоды лишь в случае непредставления в налоговый орган такого уведомления. Таким образом, новое контролирующее лицо имеет право на перенос убытков КИК, возникших при предыдущем бенефициаре, поэтому доначисление налогов признано неправомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Новый бенефициарный владелец контролируемой иностранной компании не указал в декларации НДФЛ доход от деятельности КИК ввиду наличия у компании убытка, сформированного за предыдущие периоды. Налоговый орган доначислил незаявленные доходы КИК и привлек контролирующее лицо к ответственности за совершение налогового правонарушения. По мнению инспекции, право переноса убытков возникает только у лиц, имевших контроль над КИК по состоянию на 31 декабря года, следующего за финансовым годом. В данном случае налогоплательщик стал контролирующим лицом только с 2022 года, а убыток был сформирован за 2015 - 2020 годы, то есть в период, когда у КИК был иной бенефициар. Налоговый орган отметил, что при смене контролирующего лица право на перенос убытка КИК, сформированного при предыдущем бенефициаре, утрачивается у нового контролирующего лица. Суд указал, что из буквального толкования п. п. 7 и 7.1 ст. 309.1 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе перенести убыток КИК на будущие периоды без каких-либо ограничений в случае представления уведомления о КИК за период, за который получен убыток. Данные нормы запрещают налогоплательщику переносить убыток КИК на будущие периоды лишь в случае непредставления в налоговый орган такого уведомления. Таким образом, новое контролирующее лицо имеет право на перенос убытков КИК, возникших при предыдущем бенефициаре, поэтому доначисление налогов признано неправомерным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каковы особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
(КонсультантПлюс, 2025)2. Особенности исчисления налога на прибыль по доходам КИК
(КонсультантПлюс, 2025)2. Особенности исчисления налога на прибыль по доходам КИК
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уведомление о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний (КНД 1120417)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уведомление о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний (КНД 1120417)
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний
Вопрос: О признании личного фонда контролирующим лицом при получении им от учредителя доли участия в иностранной организации в управление и ставке налога на прибыль, применяемой к доходам в виде прибыли КИК.
(Письмо Минфина России от 09.01.2025 N 03-12-12/2/283)Вопрос: О признании личного фонда контролирующим лицом при получении им от учредителя доли участия в иностранной организации в управление и ставке налога на прибыль, применяемой к доходам в виде прибыли КИК.
(Письмо Минфина России от 09.01.2025 N 03-12-12/2/283)Вопрос: О признании личного фонда контролирующим лицом при получении им от учредителя доли участия в иностранной организации в управление и ставке налога на прибыль, применяемой к доходам в виде прибыли КИК.
Готовое решение: Какие доходы не учитываются при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)полученные организацией проценты по государственным (муниципальным) ценным бумагам, которые облагаются налогом на прибыль по ставкам 0%, 9%, 20%, а также доходы контролируемых иностранных компаний (п. 2 ст. 346.11, пп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Поэтому повторно платить налог по УСН с этих доходов не нужно.
(КонсультантПлюс, 2025)полученные организацией проценты по государственным (муниципальным) ценным бумагам, которые облагаются налогом на прибыль по ставкам 0%, 9%, 20%, а также доходы контролируемых иностранных компаний (п. 2 ст. 346.11, пп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Поэтому повторно платить налог по УСН с этих доходов не нужно.
Статья: Контролируемые иностранные компании: решение проблем с уклонением от уплаты налогов
(Жутаев А.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<9> Письмо ФНС России от 5 апреля 2021 г. N ШЮ-4-13/4504@ "Об администрировании физических лиц, перешедших на уплату налога на доходы с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний" // СПС "КонсультантПлюс".
(Жутаев А.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<9> Письмо ФНС России от 5 апреля 2021 г. N ШЮ-4-13/4504@ "Об администрировании физических лиц, перешедших на уплату налога на доходы с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний" // СПС "КонсультантПлюс".
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<395> Следует отметить, что период ввода новых институтов и правовых конструкций в законодательство также сопровождается активной исследовательской деятельностью, в том числе призванной стабилизировать новые правовые отношения, в которые вовлекаются налоговые органы и налогоплательщики. Например, по вопросам контролируемых иностранных организаций см.: Старженецкая Л.Н. Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016; Раков И.А. Правила налоговой переквалификации доходов контролируемых иностранных компаний в государствах БРИКС на примере национальных подходов России и Бразилии // Актуальные проблемы российского права. 2021;16(12):11-23. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.133.12.011-023.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<395> Следует отметить, что период ввода новых институтов и правовых конструкций в законодательство также сопровождается активной исследовательской деятельностью, в том числе призванной стабилизировать новые правовые отношения, в которые вовлекаются налоговые органы и налогоплательщики. Например, по вопросам контролируемых иностранных организаций см.: Старженецкая Л.Н. Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016; Раков И.А. Правила налоговой переквалификации доходов контролируемых иностранных компаний в государствах БРИКС на примере национальных подходов России и Бразилии // Актуальные проблемы российского права. 2021;16(12):11-23. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.133.12.011-023.
Готовое решение: Как заполнить форму декларации по налогу на прибыль за отчетные и налоговый периоды 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)разд. Б1 и Б2. В них рассчитывается сумма налога с дохода в виде прибыли КИК.
(КонсультантПлюс, 2025)разд. Б1 и Б2. В них рассчитывается сумма налога с дохода в виде прибыли КИК.
Вопрос: Об обязанности декларировать доходы в целях НДФЛ; о налогообложении доходов, полученных в виде прибыли КИК резидентами РФ, и доходов, полученных резидентами иностранных государств от источников в РФ.
(Письмо Минфина России от 22.03.2024 N 03-04-05/25748)Вопрос: Об обязанности декларировать доходы в целях НДФЛ; о налогообложении доходов, полученных в виде прибыли КИК резидентами РФ, и доходов, полученных резидентами иностранных государств от источников в РФ.
(Письмо Минфина России от 22.03.2024 N 03-04-05/25748)Вопрос: Об обязанности декларировать доходы в целях НДФЛ; о налогообложении доходов, полученных в виде прибыли КИК резидентами РФ, и доходов, полученных резидентами иностранных государств от источников в РФ.
Вопрос: О представлении уведомления о КИК в целях признания дохода по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 21.05.2025 N 03-12-11/2/49637)Вопрос: О представлении уведомления о КИК в целях признания дохода по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 21.05.2025 N 03-12-11/2/49637)Вопрос: О представлении уведомления о КИК в целях признания дохода по налогу на прибыль.
Готовое решение: Как заполнить декларацию по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Строку 070 заполните, если нужно отразить сумму налога, для которой ст. 287 НК РФ не установлен ежемесячный срок уплаты. Например, это может быть налог с процентов по облигациям российской организации, которые на дату признания дохода признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Также по строке 070 отражается налог с доходов в виде прибыли КИК (п. п. 76, 81 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
(КонсультантПлюс, 2025)Строку 070 заполните, если нужно отразить сумму налога, для которой ст. 287 НК РФ не установлен ежемесячный срок уплаты. Например, это может быть налог с процентов по облигациям российской организации, которые на дату признания дохода признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Также по строке 070 отражается налог с доходов в виде прибыли КИК (п. п. 76, 81 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
Статья: Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Статья посвящена исследованию современного состояния института контролируемых иностранных компаний в Российской Федерации и за рубежом. Вводя данные правила, государство налогового резидентства многонациональной компании оставляет за собой право облагать налогом доходы дочерних (контролируемых) иностранных компаний, если налоговая ставка в стране их регистрации (нахождения) ниже установленного в законодательстве порога. С позиции эффективного налогового администрирования важно определить условия, при которых указанные правила, с одной стороны, позволяют достигать целей деофшоризации и предотвращения размывания национальной налоговой базы, с другой - обеспечивать международную конкурентоспособность российских бизнес-структур. Автор статьи обосновывает повышенное значение сбалансированности публичных и частных интересов при создании юридической конструкции правил контролируемых иностранных компаний: (1) правила не должны приводить к двойному налогообложению; (2) важно правильно идентифицировать круг контролирующих лиц, ограничив его субъектами, которые имеют реальную (достаточную) возможность контроля над иностранной компанией; (3) исключение из-под налогообложения ситуаций, когда явным образом отсутствует направленность на отложенное налогообложение и перевод прибыли в налоговые гавани; (4) с учетом существа правил как меры сдерживающего характера необходимо гармонично соотносить их с правилами налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; (5) обеспечивая соразмерность фискального бремени, следует избегать чрезмерного административного бремени, необоснованной трудоемкости соблюдения предписаний закона.
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Статья посвящена исследованию современного состояния института контролируемых иностранных компаний в Российской Федерации и за рубежом. Вводя данные правила, государство налогового резидентства многонациональной компании оставляет за собой право облагать налогом доходы дочерних (контролируемых) иностранных компаний, если налоговая ставка в стране их регистрации (нахождения) ниже установленного в законодательстве порога. С позиции эффективного налогового администрирования важно определить условия, при которых указанные правила, с одной стороны, позволяют достигать целей деофшоризации и предотвращения размывания национальной налоговой базы, с другой - обеспечивать международную конкурентоспособность российских бизнес-структур. Автор статьи обосновывает повышенное значение сбалансированности публичных и частных интересов при создании юридической конструкции правил контролируемых иностранных компаний: (1) правила не должны приводить к двойному налогообложению; (2) важно правильно идентифицировать круг контролирующих лиц, ограничив его субъектами, которые имеют реальную (достаточную) возможность контроля над иностранной компанией; (3) исключение из-под налогообложения ситуаций, когда явным образом отсутствует направленность на отложенное налогообложение и перевод прибыли в налоговые гавани; (4) с учетом существа правил как меры сдерживающего характера необходимо гармонично соотносить их с правилами налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; (5) обеспечивая соразмерность фискального бремени, следует избегать чрезмерного административного бремени, необоснованной трудоемкости соблюдения предписаний закона.