Налог на имущество физических лиц кадастровая или инвентаризационная стоимость
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество физических лиц кадастровая или инвентаризационная стоимость (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Спорный объект недвижимости не был включен в Перечень на спорный период, поэтому примененная налогоплательщиком кадастровая стоимость использована для исчисления налога неправомерно. Право требовать в индивидуальном порядке использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости имущества вместо примененной налоговым органом инвентаризационной стоимости предоставлено только физическим лицам (Постановление КС РФ от 15.02.2019 N 10-П).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Спорный объект недвижимости не был включен в Перечень на спорный период, поэтому примененная налогоплательщиком кадастровая стоимость использована для исчисления налога неправомерно. Право требовать в индивидуальном порядке использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости имущества вместо примененной налоговым органом инвентаризационной стоимости предоставлено только физическим лицам (Постановление КС РФ от 15.02.2019 N 10-П).
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 22 "Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости" Федерального закона "О государственной кадастровой оценке""Учитывая изложенное, в рамках действующего правового регулирования не предполагается возможности оспаривания (пересмотра) инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с целью установления ее в размере, приближенном к рыночной стоимости. Такой вывод следует как из сущностных различий между инвентаризационной и кадастровой оценками, так и из содержания взаимосвязанных статьи 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" и статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающих в совокупности механизм такого пересмотра (применительно к кадастровой стоимости). Это приводит к различиям в правовых возможностях налогоплательщиков добиваться корректировки налоговой базы по налогу на имущество физических лиц путем ее определения исходя из рыночной стоимости в установленном порядке в зависимости от того, находится налогооблагаемый объект недвижимости в субъекте Российской Федерации, перешедшем к обложению налогом на имущество физических лиц исходя из его кадастровой стоимости, либо в регионе, в котором такая налоговая база, как и ранее, определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоги на жилье - новое и старое в спорах
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)КС РФ указал, что законодатель рассматривает налогообложение с использованием инвентаризационной стоимости как менее обременительное для налогоплательщика. Однако, когда инвентаризационная стоимость объекта недвижимости такова, что не подтверждается предположение законодателя о ее существенно более низкой стоимости (по сравнению с кадастровой или рыночной стоимостью), размер налогового бремени может оказаться существенно большим, чем исчисленный из кадастровой стоимости. Для недопущения существенного различия в размере налога на имущество физических лиц в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости) следует исходить из того, что может рассматриваться применение кадастровой стоимости. В противном случае сложилось бы нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3), а также недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)КС РФ указал, что законодатель рассматривает налогообложение с использованием инвентаризационной стоимости как менее обременительное для налогоплательщика. Однако, когда инвентаризационная стоимость объекта недвижимости такова, что не подтверждается предположение законодателя о ее существенно более низкой стоимости (по сравнению с кадастровой или рыночной стоимостью), размер налогового бремени может оказаться существенно большим, чем исчисленный из кадастровой стоимости. Для недопущения существенного различия в размере налога на имущество физических лиц в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости) следует исходить из того, что может рассматриваться применение кадастровой стоимости. В противном случае сложилось бы нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3), а также недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения.
Статья: Проблемы исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросам налогового права
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)В некоторых актах Конституционного Суда РФ делаются выводы, которые обязательны для неопределенного круга лиц. В связи с этим периодически возникают проблемы, связанные с неосведомленностью заинтересованных лиц о вынесении Конституционным Судом РФ акта, в котором содержится регулирование того или иного вопроса. О такой ситуации писал С. Черепанов <10> при разборе Постановления Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П <11>. Данное Постановление закрепило возможность в индивидуальном порядке требовать расчета налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, если расчет осуществляется по инвентаризационной стоимости. Однако, несмотря на то что акты Конституционного Суда РФ публикуются, до широкого круга лиц просто не доходят сведения о новых возможностях, которые им предоставлены, и возникает такая ситуация, что одни лица, случайно узнавшие о новых обстоятельствах, снижают сумму налога, а другие просто не знают, что такое может быть осуществлено.
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)В некоторых актах Конституционного Суда РФ делаются выводы, которые обязательны для неопределенного круга лиц. В связи с этим периодически возникают проблемы, связанные с неосведомленностью заинтересованных лиц о вынесении Конституционным Судом РФ акта, в котором содержится регулирование того или иного вопроса. О такой ситуации писал С. Черепанов <10> при разборе Постановления Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П <11>. Данное Постановление закрепило возможность в индивидуальном порядке требовать расчета налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, если расчет осуществляется по инвентаризационной стоимости. Однако, несмотря на то что акты Конституционного Суда РФ публикуются, до широкого круга лиц просто не доходят сведения о новых возможностях, которые им предоставлены, и возникает такая ситуация, что одни лица, случайно узнавшие о новых обстоятельствах, снижают сумму налога, а другие просто не знают, что такое может быть осуществлено.