Налог на земли общего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на земли общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 31.07.2024 N 33-12294/2024 (УИД 61RS0006-01-2024-000776-33)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что между сторонами был заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в границах СНТ, был подписан передаточный акт, однако право собственности в установленном законном порядке за истицей зарегистрировано не было, с момента приобретения земельного участка она добросовестно уплачивала членские взносы, при этом члены правления СНТ отказались принимать от нее членские взносы, сославшись на то, что на учете СНТ не имеется земельного участка.
Решение: Отказано.Судебная коллегия обращает внимание на то, что, исходя из схемы расположения спорного земельного участка, выполненной кадастровым инженером по заказу истца, он относиться к землям общего пользования СНТ "Виноградарь", не может являться бесхозяйным и признание на него права собственности в порядке приобретательной давности не допускается. Кроме того, на данном земельном участке расположены трансформаторная подстанция и насосная станция, которые также являются имуществом СНТ "Виноградарь". Решение общего собрания членов СНТ об исключении спорного имущества из числа общего имущества членов СНТ и о продаже его в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств открытого и добросовестного владения указанным имуществом (квитанции о внесении повременных и налоговых платежей и т.п.).
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что между сторонами был заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в границах СНТ, был подписан передаточный акт, однако право собственности в установленном законном порядке за истицей зарегистрировано не было, с момента приобретения земельного участка она добросовестно уплачивала членские взносы, при этом члены правления СНТ отказались принимать от нее членские взносы, сославшись на то, что на учете СНТ не имеется земельного участка.
Решение: Отказано.Судебная коллегия обращает внимание на то, что, исходя из схемы расположения спорного земельного участка, выполненной кадастровым инженером по заказу истца, он относиться к землям общего пользования СНТ "Виноградарь", не может являться бесхозяйным и признание на него права собственности в порядке приобретательной давности не допускается. Кроме того, на данном земельном участке расположены трансформаторная подстанция и насосная станция, которые также являются имуществом СНТ "Виноградарь". Решение общего собрания членов СНТ об исключении спорного имущества из числа общего имущества членов СНТ и о продаже его в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств открытого и добросовестного владения указанным имуществом (квитанции о внесении повременных и налоговых платежей и т.п.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая спецтехника облагается транспортным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно ли платить транспортный налог, если использовать спецтехнику только на территории организации и не выезжать на дороги общего пользования
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно ли платить транспортный налог, если использовать спецтехнику только на территории организации и не выезжать на дороги общего пользования
Статья: О бремени содержания общего имущества садоводов и огородников
(Чеговадзе Л.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 12)Отказ вносить платежи на содержание имущества общего назначения садоводы-индивидуалы мотивируют тем, что не являются членами СНТ, что договор о порядке пользования объектами общей инфраструктуры не заключали <6>. Иногда платежи на содержание общего имущества они определяют как "возместительные взносы" <7>, полагая, что товарищество взыскивает их в свою пользу, хотя и не несет бремя содержания земельных участков общего пользования (не уплачивает земельный налог), не имеет законных прав на них (при отсутствии распорядительного акта государственного или муниципального органа) и лишь фактически ведет на данных земельных участках свою хозяйственную деятельность <8>.
(Чеговадзе Л.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 12)Отказ вносить платежи на содержание имущества общего назначения садоводы-индивидуалы мотивируют тем, что не являются членами СНТ, что договор о порядке пользования объектами общей инфраструктуры не заключали <6>. Иногда платежи на содержание общего имущества они определяют как "возместительные взносы" <7>, полагая, что товарищество взыскивает их в свою пользу, хотя и не несет бремя содержания земельных участков общего пользования (не уплачивает земельный налог), не имеет законных прав на них (при отсутствии распорядительного акта государственного или муниципального органа) и лишь фактически ведет на данных земельных участках свою хозяйственную деятельность <8>.
Нормативные акты
Приказ МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90
(ред. от 21.04.2003)
"Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(вместе с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183)Начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка кооператива и товарищества, в т.ч. и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" предоставлены льготы.
(ред. от 21.04.2003)
"Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(вместе с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183)Начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка кооператива и товарищества, в т.ч. и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" предоставлены льготы.
Информация ФНС России
"ФНС России разъяснила особенности налогообложения земель общего пользования СНТ"ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
"ФНС России разъяснила особенности налогообложения земель общего пользования СНТ"ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)3) исключительно муниципальными нормативными актами. Так, судами оценивались нормы порядка использования земель общего пользования на территории города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы, в части того, что размещение аттракционов осуществляется на платной основе по результатам проведения торгов; организация торгов осуществляется в порядке, установленном мэрией города. Административный истец оспаривал указанный муниципальный акт, так как он создавал препятствия для осуществления предпринимательской деятельности - эксплуатации передвижных аттракционов; Череповецкая городская Дума не вправе регулировать порядок и условия размещения объектов, включенных в Постановление N 1300, и устанавливать плату за их размещение. Эти доводы были отклонены судом <13>.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)3) исключительно муниципальными нормативными актами. Так, судами оценивались нормы порядка использования земель общего пользования на территории города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы, в части того, что размещение аттракционов осуществляется на платной основе по результатам проведения торгов; организация торгов осуществляется в порядке, установленном мэрией города. Административный истец оспаривал указанный муниципальный акт, так как он создавал препятствия для осуществления предпринимательской деятельности - эксплуатации передвижных аттракционов; Череповецкая городская Дума не вправе регулировать порядок и условия размещения объектов, включенных в Постановление N 1300, и устанавливать плату за их размещение. Эти доводы были отклонены судом <13>.
Вопрос: О ставках по земельному налогу при наличии на земельном участке в г. Новосибирске городских лесов, объектов улично-дорожной сети и объектов благоустройства.
(Письмо ФНС России от 24.07.2024 N БС-4-21/8409@)Согласно строкам 2, 7, 9 таблицы раздела 1 "Налоговые ставки" Положения о земельном налоге на территории города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 N 105, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), установлена налоговая ставка в размере 0,2%; для земельных участков, занятых городскими лесами, а также земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами, парками, ботаническими садами, дендропарками и другими объектами, установлена налоговая ставка в размере 0%.
(Письмо ФНС России от 24.07.2024 N БС-4-21/8409@)Согласно строкам 2, 7, 9 таблицы раздела 1 "Налоговые ставки" Положения о земельном налоге на территории города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 N 105, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), установлена налоговая ставка в размере 0,2%; для земельных участков, занятых городскими лесами, а также земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами, парками, ботаническими садами, дендропарками и другими объектами, установлена налоговая ставка в размере 0%.
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Безусловно, невозможно отрицать совершенно особый характер и цели публичной собственности, а также то обстоятельство, что источником ее возникновения и содержания в конечном счете является собственность частная, что достигается с помощью такого инструмента публично-правовой политики, как налогообложение. В связи с этим можно вспомнить о некогда существовавшем целевом сборе на содержание территорий общего пользования с юридических лиц, имевших земельные участки на территории соответствующего муниципального образования. Представляется, что подобное публично-правовое решение проблемы дефицита бюджетных средств на содержание муниципальной собственности более соответствует существу дела, поскольку позволяет распределять бремя содержания территорий общего пользования если не между всеми, то по крайней мере между основными их пользователями, а не возлагать его исключительно на собственников или иных пользователей прилегающих земельных участков либо иных объектов недвижимости. Однако по существу неважно, за счет каких именно поступлений в местный бюджет финансируется такое содержание: принципиальное значение имеет то, что осуществляется оно непосредственно их собственником - публичным субъектом.
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Безусловно, невозможно отрицать совершенно особый характер и цели публичной собственности, а также то обстоятельство, что источником ее возникновения и содержания в конечном счете является собственность частная, что достигается с помощью такого инструмента публично-правовой политики, как налогообложение. В связи с этим можно вспомнить о некогда существовавшем целевом сборе на содержание территорий общего пользования с юридических лиц, имевших земельные участки на территории соответствующего муниципального образования. Представляется, что подобное публично-правовое решение проблемы дефицита бюджетных средств на содержание муниципальной собственности более соответствует существу дела, поскольку позволяет распределять бремя содержания территорий общего пользования если не между всеми, то по крайней мере между основными их пользователями, а не возлагать его исключительно на собственников или иных пользователей прилегающих земельных участков либо иных объектов недвижимости. Однако по существу неважно, за счет каких именно поступлений в местный бюджет финансируется такое содержание: принципиальное значение имеет то, что осуществляется оно непосредственно их собственником - публичным субъектом.
Вопрос: Об НДС, налоге на прибыль и земельном налоге при передаче долей в праве общей собственности на земельные участки и иное общее имущество при реализации этих участков, в том числе коттеджных поселков.
(Письмо Минфина России от 09.11.2023 N 03-03-06/1/106649)Пунктом 2 статьи 389 НК РФ установлен ограниченный перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения налогом, при этом земельные участки общего пользования коттеджных поселков в данный перечень не включены.
(Письмо Минфина России от 09.11.2023 N 03-03-06/1/106649)Пунктом 2 статьи 389 НК РФ установлен ограниченный перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения налогом, при этом земельные участки общего пользования коттеджных поселков в данный перечень не включены.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В зависимости от присущих характеристик можно выделить несколько видов земельных участков. Наряду с ранее учтенными земельными участками в качестве отдельного вида следует назвать участки общего пользования, которые формируются как в границах различных категорий и территориальных зон (ст. 85 ЗК РФ), так и в составе земель и зон общего пользования. В последнем случае земельный участок в силу своей принадлежности к категории земель или зоне общего пользования имеет правовой режим и вид разрешенного использования "общее пользование" (ст. 39.11 ЗК РФ). Образование земельного участка для целей общего пользования в составе земель, не относящихся к категории земель общего пользования или располагающегося за пределами зон общего пользования, влечет необходимость установления в отношении данного участка соответствующего вида разрешенного использования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В зависимости от присущих характеристик можно выделить несколько видов земельных участков. Наряду с ранее учтенными земельными участками в качестве отдельного вида следует назвать участки общего пользования, которые формируются как в границах различных категорий и территориальных зон (ст. 85 ЗК РФ), так и в составе земель и зон общего пользования. В последнем случае земельный участок в силу своей принадлежности к категории земель или зоне общего пользования имеет правовой режим и вид разрешенного использования "общее пользование" (ст. 39.11 ЗК РФ). Образование земельного участка для целей общего пользования в составе земель, не относящихся к категории земель общего пользования или располагающегося за пределами зон общего пользования, влечет необходимость установления в отношении данного участка соответствующего вида разрешенного использования.
Готовое решение: Как учитываются расходы на благоустройство территории при исчислении налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)содержание территорий населенных пунктов и расположенных на них объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
(КонсультантПлюс, 2025)содержание территорий населенных пунктов и расположенных на них объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Вопрос: О налоге на имущество организаций и налоге на имущество физлиц в отношении газопровода, проложенного в СНТ и оплаченного за счет членских взносов участников товарищества.
(Письмо Минфина России от 23.12.2022 N 03-05-06-01/126903)Вопрос: На собрании членов СНТ в декабре 2021 г. принято решение о прокладке газопровода по территории общего пользования. Оплата будет произведена за счет поступивших членских взносов. Газопровод будет обеспечивать подачу газа к домам членов СНТ после соответствующего подведения. Кто и какие налоги должен уплачивать с данного имущества (газопровода)?
(Письмо Минфина России от 23.12.2022 N 03-05-06-01/126903)Вопрос: На собрании членов СНТ в декабре 2021 г. принято решение о прокладке газопровода по территории общего пользования. Оплата будет произведена за счет поступивших членских взносов. Газопровод будет обеспечивать подачу газа к домам членов СНТ после соответствующего подведения. Кто и какие налоги должен уплачивать с данного имущества (газопровода)?
Последние изменения: Налогообложение земельным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России: к землям общего пользования не применяется пониженная ставка земельного налога, предусмотренная для участков под объектами жилищного фонда.
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России: к землям общего пользования не применяется пониженная ставка земельного налога, предусмотренная для участков под объектами жилищного фонда.