Налоги для it компаний в 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоги для it компаний в 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик полагал, что налоговый орган должен прекратить проведение начатой в отношении него проверки, так как налогоплательщик включен в реестр аккредитованных IT-компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, проведение видов государственного контроля (надзора) в отношении которых не допускается. По мнению налогоплательщика, справка налогового органа о проведенной налоговой проверке не свидетельствует о том, что проверка завершена. Суд установил, что на момент обращения налогоплательщика в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по непрекращению выездной налоговой проверки выездная налоговая проверка, решение о проведении которой было вынесено 30.09.2021, завершена, справка о проведенной налоговой проверке в порядке ст. 89 НК РФ составлена налоговым органом 16.05.2022. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, отметив, что выездная налоговая проверка считается оконченной на дату составления справки о проведенной проверке, а не на момент вступления в силу решения по итогам проверки.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик полагал, что налоговый орган должен прекратить проведение начатой в отношении него проверки, так как налогоплательщик включен в реестр аккредитованных IT-компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, проведение видов государственного контроля (надзора) в отношении которых не допускается. По мнению налогоплательщика, справка налогового органа о проведенной налоговой проверке не свидетельствует о том, что проверка завершена. Суд установил, что на момент обращения налогоплательщика в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по непрекращению выездной налоговой проверки выездная налоговая проверка, решение о проведении которой было вынесено 30.09.2021, завершена, справка о проведенной налоговой проверке в порядке ст. 89 НК РФ составлена налоговым органом 16.05.2022. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, отметив, что выездная налоговая проверка считается оконченной на дату составления справки о проведенной проверке, а не на момент вступления в силу решения по итогам проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
Статья: Налоговые льготы для высокотехнологичных компаний: особенности и перспективы
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Эффективность применения мер налогового стимулирования деятельности ВТК может быть оценена с учетом налоговых поступлений от них в бюджет и по итогу развития промышленной сферы, количеству фактически представленных или реализованных на рынке продуктов. Как отмечает Минцифры, только за период с января по сентябрь 2021 г. "налоговый маневр" в отношении IT-компаний, в том числе высокотехнологичных, принес бюджету дополнительно 48 млрд руб. в виде налоговых платежей <27>. Вместе с тем эффективность налоговых льгот находится в тесной взаимосвязи с принятыми нормами и практикой их применения.
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Эффективность применения мер налогового стимулирования деятельности ВТК может быть оценена с учетом налоговых поступлений от них в бюджет и по итогу развития промышленной сферы, количеству фактически представленных или реализованных на рынке продуктов. Как отмечает Минцифры, только за период с января по сентябрь 2021 г. "налоговый маневр" в отношении IT-компаний, в том числе высокотехнологичных, принес бюджету дополнительно 48 млрд руб. в виде налоговых платежей <27>. Вместе с тем эффективность налоговых льгот находится в тесной взаимосвязи с принятыми нормами и практикой их применения.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Возобновляется проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок в отношении IT-организаций, аккредитованных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 N 929 (04.03.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Возобновляется проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок в отношении IT-организаций, аккредитованных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 N 929 (04.03.2025)
Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729
(ред. от 26.08.2024)
"Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий"В соответствии с абзацем вторым пункта 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
(ред. от 26.08.2024)
"Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий"В соответствии с абзацем вторым пункта 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Статья: Последствия применения организацией схемы "дробления бизнеса" с взаимозависимыми лицами
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 22)Общество обратилось с заявлением о признании незаконным решения инспекции о проведении выездной проверки во время действия моратория, установленного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 на проведение проверок; признании незаконными действий налогового органа по проведению проверки. Суд отказал в удовлетворении требования организации. Ограничения на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленные указанным Постановлением, не распространяются на проведение налоговых проверок и не устанавливают ограничения на деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения законодательства о налогах и сборах. Согласно письму ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@ "О назначении ВНП в отношении аккредитованных IT-организаций" по поручению Минфина России в отношении организаций, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, проведение ВНП, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, приостанавливается. Выездные проверки в отношении данной категории налогоплательщиков, решения о проведении которых вынесены до получения территориальными налоговыми органами указанного письма, должны быть завершены в порядке, установленном НК РФ. Продление срока таких выездных проверок в порядке, предусмотренном НК РФ, или приостановление по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ, не осуществляется. Указанным письмом налоговым органам предписано завершить в установленном порядке проверки, начатые до его получения. Доказательств того, что заявитель включен в реестр аккредитованных IT-компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не представлено. В связи с тем что выездная проверка в отношении налогоплательщика назначена на 29.12.2021, у инспекции отсутствовали основания для ее прекращения на основании разъяснений, изложенных в указанном письме. Следовательно, правоотношения по осуществлению налогового контроля регулируются законодательством, действующим на дату назначения проверки, и подлежат завершению в порядке, установленном НК РФ.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 22)Общество обратилось с заявлением о признании незаконным решения инспекции о проведении выездной проверки во время действия моратория, установленного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 на проведение проверок; признании незаконными действий налогового органа по проведению проверки. Суд отказал в удовлетворении требования организации. Ограничения на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленные указанным Постановлением, не распространяются на проведение налоговых проверок и не устанавливают ограничения на деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения законодательства о налогах и сборах. Согласно письму ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@ "О назначении ВНП в отношении аккредитованных IT-организаций" по поручению Минфина России в отношении организаций, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, проведение ВНП, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, приостанавливается. Выездные проверки в отношении данной категории налогоплательщиков, решения о проведении которых вынесены до получения территориальными налоговыми органами указанного письма, должны быть завершены в порядке, установленном НК РФ. Продление срока таких выездных проверок в порядке, предусмотренном НК РФ, или приостановление по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ, не осуществляется. Указанным письмом налоговым органам предписано завершить в установленном порядке проверки, начатые до его получения. Доказательств того, что заявитель включен в реестр аккредитованных IT-компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не представлено. В связи с тем что выездная проверка в отношении налогоплательщика назначена на 29.12.2021, у инспекции отсутствовали основания для ее прекращения на основании разъяснений, изложенных в указанном письме. Следовательно, правоотношения по осуществлению налогового контроля регулируются законодательством, действующим на дату назначения проверки, и подлежат завершению в порядке, установленном НК РФ.
Статья: Как стать ИТ-компанией и на какие льготы можно рассчитывать
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Льготная ставка по налогу на прибыль
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Льготная ставка по налогу на прибыль
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, получившей в 2022 г. документ о госаккредитации.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-03-06/1/129642)Одновременно отмечаем, что Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - Положение), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729. При этом постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 N 929 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", действовавшее ранее, утратило силу.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-03-06/1/129642)Одновременно отмечаем, что Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - Положение), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729. При этом постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 N 929 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", действовавшее ранее, утратило силу.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Статья: Трансформация правового статуса налогоплательщика в Российской Федерации
(Цветкова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Необходимо отметить, что в настоящее время в Правительстве РФ идет активная работа над увеличением количества субъектов налогообложения. В частности, в настоящее время готовится законопроект, направленный на создание системы резидентства для ИТ-компаний <12>. В его рамках планируется обязать иностранные компании с аудиторией более 100 - 500 тыс. пользователей на территории Российской Федерации регистрировать в России юридические лица либо создавать филиалы и представительства и уплачивать "цифровой налог". По мнению его авторов, данный законопроект направлен на уравнивание правил игры для российских и иностранных ИТ-компаний с точки зрения их налогообложения.
(Цветкова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Необходимо отметить, что в настоящее время в Правительстве РФ идет активная работа над увеличением количества субъектов налогообложения. В частности, в настоящее время готовится законопроект, направленный на создание системы резидентства для ИТ-компаний <12>. В его рамках планируется обязать иностранные компании с аудиторией более 100 - 500 тыс. пользователей на территории Российской Федерации регистрировать в России юридические лица либо создавать филиалы и представительства и уплачивать "цифровой налог". По мнению его авторов, данный законопроект направлен на уравнивание правил игры для российских и иностранных ИТ-компаний с точки зрения их налогообложения.
Вопрос: Организация применяет ставку по налогу на прибыль для IT-организаций: в 2024 г. - 0%, с 2025 г. - 5%. В 2025 г. обнаружено занижение расходов за 2024 г. Нужно ли подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2024 г., или выявленные расходы прошлого периода можно отразить в 2025 г.?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, IT-организация может провести перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль за налоговый (отчетный) период, в котором выявлена ошибка в виде неучета расходов, отразив соответствующую сумму в составе расходов 2025 г.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, IT-организация может провести перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль за налоговый (отчетный) период, в котором выявлена ошибка в виде неучета расходов, отразив соответствующую сумму в составе расходов 2025 г.
Статья: Налоговая концепция "дробление бизнеса". Законодательство изменилось, проблемы остаются
(Легейда А.Г., Рябов А.А.)
("Закон", 2022, N 11)Изложенные выводы на первый взгляд подтверждались письмом ФНС России от 9 апреля 2021 года N СД-19-3/173@ в отношении распространения мер поддержки IT-компаний как на вновь создаваемые, так и на образованные в результате реорганизации (разделение, выделение) компании. Конечно, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий для применения мер поддержки. В данном случае для применения налоговых преимуществ необходимо рассматривать в качестве достаточной деловой цели реальное ведение соответствующей деятельности или ведение деятельности на определенной территории.
(Легейда А.Г., Рябов А.А.)
("Закон", 2022, N 11)Изложенные выводы на первый взгляд подтверждались письмом ФНС России от 9 апреля 2021 года N СД-19-3/173@ в отношении распространения мер поддержки IT-компаний как на вновь создаваемые, так и на образованные в результате реорганизации (разделение, выделение) компании. Конечно, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий для применения мер поддержки. В данном случае для применения налоговых преимуществ необходимо рассматривать в качестве достаточной деловой цели реальное ведение соответствующей деятельности или ведение деятельности на определенной территории.
Статья: Цифровые налоги или новая архитектура международного налогообложения?
(Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Пока российские цифровые компании не входят в десятку ведущих, однако некоторые из них уже относятся к конкурентоспособным на международном рынке: Яндекс, ВКонтакте, Wildberries. Российские IT-компании стали значимыми игроками на евразийском пространстве, и в связи с этим важен контекстный фактор <25>.
(Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Пока российские цифровые компании не входят в десятку ведущих, однако некоторые из них уже относятся к конкурентоспособным на международном рынке: Яндекс, ВКонтакте, Wildberries. Российские IT-компании стали значимыми игроками на евразийском пространстве, и в связи с этим важен контекстный фактор <25>.
Вопрос: Какие возможны последствия, если IT-организация, аккредитованная в 2021 г., не направила согласие на раскрытие налоговой тайны до 31.10.2022 или направила позже этой даты?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Какие возможны последствия, если IT-организация, аккредитованная в 2021 г., не направила согласие на раскрытие налоговой тайны до 31.10.2022? Будут ли последствия, если согласие направлено позже указанной даты?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Какие возможны последствия, если IT-организация, аккредитованная в 2021 г., не направила согласие на раскрытие налоговой тайны до 31.10.2022? Будут ли последствия, если согласие направлено позже указанной даты?
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<6> См.: Шохина Е. Власти снизят налоговую нагрузку для IT-компаний за счет региональных бюджетов // Ведомости. 20.07.2020. URL: https://vedomosti.ru/economics/articles/2020/07/19/834918-byudzheti-nalogovomu (дата обращения: 30.08.2021).
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<6> См.: Шохина Е. Власти снизят налоговую нагрузку для IT-компаний за счет региональных бюджетов // Ведомости. 20.07.2020. URL: https://vedomosti.ru/economics/articles/2020/07/19/834918-byudzheti-nalogovomu (дата обращения: 30.08.2021).