Налогообложение при двойном гражданстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение при двойном гражданстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Поправки, которые предлагаются к внесению в Налоговый кодекс
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)Налог для лиц с двойным гражданством
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)Налог для лиц с двойным гражданством
Статья: Гражданин России утратил статус налогового резидента России: анализ ситуации и основные последствия
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Например, согласно пп. "c" п. 2 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее по тексту - Договор между РФ и США об избежании двойного налогообложения) гражданство может учитываться при определении налогового статуса физического лица в тех случаях, когда физическое лицо считается лицом с постоянным местожительством (налоговым резидентом) в обоих государствах.
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Например, согласно пп. "c" п. 2 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее по тексту - Договор между РФ и США об избежании двойного налогообложения) гражданство может учитываться при определении налогового статуса физического лица в тех случаях, когда физическое лицо считается лицом с постоянным местожительством (налоговым резидентом) в обоих государствах.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 03.08.2022 N ЕД-7-13/715@
"Об утверждении форм, форматов представления и порядков заполнения документов, предусмотренных статьями 24.2 и 284.10 Налогового кодекса Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2022 N 70490)При наличии у гражданина Российской Федерации двойного (множественного) гражданства указывается цифра "1".
"Об утверждении форм, форматов представления и порядков заполнения документов, предусмотренных статьями 24.2 и 284.10 Налогового кодекса Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2022 N 70490)При наличии у гражданина Российской Федерации двойного (множественного) гражданства указывается цифра "1".
Приказ ФНС России от 19.07.2021 N ЕД-7-13/671@
(ред. от 09.10.2023)
"Об утверждении формы, порядка заполнения формы и формата представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2021 N 64432)При наличии у гражданина Российской Федерации двойного гражданства указывается цифра "1";
(ред. от 09.10.2023)
"Об утверждении формы, порядка заполнения формы и формата представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2021 N 64432)При наличии у гражданина Российской Федерации двойного гражданства указывается цифра "1";
Статья: На контроль: выплата и налогообложение дивидендов за 2023 год в банках с участием нерезидентов
(Борисов А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 1)- физическое лицо, имеющее двойное гражданство (РФ и Кипр), в отчетном периоде не являющееся налоговым резидентом РФ;
(Борисов А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 1)- физическое лицо, имеющее двойное гражданство (РФ и Кипр), в отчетном периоде не являющееся налоговым резидентом РФ;
Статья: Договорное регулирование отношений, связанных с множественным и двойным гражданством
(Аджба Д.Д.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)Общеизвестно, что би- и полипатризм служат источником ряда сложностей в различных ситуациях, присутствующих в международном общении, которые нередко перетекают в споры между государствами. Связано это и с дипломатической защитой, и с обеспечением суверенами своих важных внутренних публично-правовых функций - установлением основ несения военной службы или службы в государственных структурах, налогообложения и др. В целях лучшего учета взаимных интересов и совершенствования регулирования в указанных и иных областях, а иногда и с прицелом на полное устранение двойного и множественного гражданства как потенциальной причины появления серьезных проблем юридического порядка государства заключают двусторонние и многосторонние международные договоры.
(Аджба Д.Д.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)Общеизвестно, что би- и полипатризм служат источником ряда сложностей в различных ситуациях, присутствующих в международном общении, которые нередко перетекают в споры между государствами. Связано это и с дипломатической защитой, и с обеспечением суверенами своих важных внутренних публично-правовых функций - установлением основ несения военной службы или службы в государственных структурах, налогообложения и др. В целях лучшего учета взаимных интересов и совершенствования регулирования в указанных и иных областях, а иногда и с прицелом на полное устранение двойного и множественного гражданства как потенциальной причины появления серьезных проблем юридического порядка государства заключают двусторонние и многосторонние международные договоры.
Интервью: Лучшая оптимизация - не переплачивать налоги
("Закон", 2024, N 11)- К сожалению, да, пересмотр уже начался. Можно сказать, что ревизия системы принципов или основных начал законодательства о налогах и сборах началась в прошлом году, когда были внесены поправки в п. 6 ст. 3 НК. В предыдущей редакции после слов "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения" стояла точка, а теперь появилась запятая и оговорка о том, что это правило неприменимо к налогам разового характера (п. 9 ст. 1 НК). Отныне Правительство или Минфин может устанавливать отдельные параметры налоговой базы либо ставки. Я против этого, как человек, который видел, как принимался Налоговый кодекс, какие были баталии. И потом, принципы - это что-то незыблемое, фундаментальное, то, что трогать нельзя. Их нельзя обесценивать. Как я уже говорил, например, предложение ввести налог на бездетность нарушает принцип запрета дискриминации по социальному критерию. То же относится и к идее о введении особых ставок или налогов для лиц, имеющих второе гражданство. Статья 3 НК говорит, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Правда, инициаторы этого налога предлагают и третью статью отменить, но я это абсолютно не поддерживаю. Налоги - это не тот соус, которым можно сдабривать любое экономическое или политическое решение. Если мы углубимся в историю, то увидим, что ни одна налоговая реформа не была проведена сама по себе. Налоговая реформа - это всегда часть какой-то более глобальной экономической и политической реформы. А значит, бездумно изменять правила и принципы налогообложения, вне связи с политическими и экономическими реформами, нельзя.
("Закон", 2024, N 11)- К сожалению, да, пересмотр уже начался. Можно сказать, что ревизия системы принципов или основных начал законодательства о налогах и сборах началась в прошлом году, когда были внесены поправки в п. 6 ст. 3 НК. В предыдущей редакции после слов "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения" стояла точка, а теперь появилась запятая и оговорка о том, что это правило неприменимо к налогам разового характера (п. 9 ст. 1 НК). Отныне Правительство или Минфин может устанавливать отдельные параметры налоговой базы либо ставки. Я против этого, как человек, который видел, как принимался Налоговый кодекс, какие были баталии. И потом, принципы - это что-то незыблемое, фундаментальное, то, что трогать нельзя. Их нельзя обесценивать. Как я уже говорил, например, предложение ввести налог на бездетность нарушает принцип запрета дискриминации по социальному критерию. То же относится и к идее о введении особых ставок или налогов для лиц, имеющих второе гражданство. Статья 3 НК говорит, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Правда, инициаторы этого налога предлагают и третью статью отменить, но я это абсолютно не поддерживаю. Налоги - это не тот соус, которым можно сдабривать любое экономическое или политическое решение. Если мы углубимся в историю, то увидим, что ни одна налоговая реформа не была проведена сама по себе. Налоговая реформа - это всегда часть какой-то более глобальной экономической и политической реформы. А значит, бездумно изменять правила и принципы налогообложения, вне связи с политическими и экономическими реформами, нельзя.
Вопрос: Вправе ли российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, применить пониженный тариф страховых взносов к выплатам в пользу физлица - гражданина РФ и Турции за оказание услуг по договору ГПХ на территории Турции (физлицо не зарегистрировано в качестве самозанятого)?
(Консультация эксперта, 2024)Выплаты по гражданско-правовым договорам об оказании услуг, произведенные в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, которые осуществляют деятельность за пределами территории РФ, страховыми взносами не облагаются (п. 5 ст. 420 НК РФ). Выплаты по договору ГПХ физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, подлежащие учету при определении налоговой базы по НПД, не признаются объектом обложения страховыми взносами для организации при наличии у нее чека, сформированного указанным физическим лицом в установленном порядке (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").
(Консультация эксперта, 2024)Выплаты по гражданско-правовым договорам об оказании услуг, произведенные в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, которые осуществляют деятельность за пределами территории РФ, страховыми взносами не облагаются (п. 5 ст. 420 НК РФ). Выплаты по договору ГПХ физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, подлежащие учету при определении налоговой базы по НПД, не признаются объектом обложения страховыми взносами для организации при наличии у нее чека, сформированного указанным физическим лицом в установленном порядке (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").
Статья: О двухуровневой системе власти федеративного государства
(Ромайкин И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В современной теории государства и права федеративное государство в целом трактуется достаточно единообразно. Так, В.Е. Чиркин указывает, что федерация есть "союзная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации" <1>. Н.А. Власенко определяет федерацию как "союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам)" <2>. В таком государстве "функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др." <3>. А.В. Прохоров понимает федеративное государство как "нецентрализованное государство, конституция которого закрепляет распределение компетенций между общегосударственными органами власти (федеральными органами) и региональными органами власти (органами субъектов федерации), компетенция которых распространяется только на часть территории государства" <4>. Таким образом, все приведенные определения указывают как на отличительный признак федеративного государственного устройства на наличие двойной, или двухуровневой, системы государственной власти, включающей в себя федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации.
(Ромайкин И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В современной теории государства и права федеративное государство в целом трактуется достаточно единообразно. Так, В.Е. Чиркин указывает, что федерация есть "союзная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации" <1>. Н.А. Власенко определяет федерацию как "союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам)" <2>. В таком государстве "функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др." <3>. А.В. Прохоров понимает федеративное государство как "нецентрализованное государство, конституция которого закрепляет распределение компетенций между общегосударственными органами власти (федеральными органами) и региональными органами власти (органами субъектов федерации), компетенция которых распространяется только на часть территории государства" <4>. Таким образом, все приведенные определения указывают как на отличительный признак федеративного государственного устройства на наличие двойной, или двухуровневой, системы государственной власти, включающей в себя федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Таким образом, если лицо недружественного иностранного государства находится под контролем российского физического лица и информация о таком контроле раскрыта российским налоговым органам, то иностранная сторона сделки не признается лицом недружественного иностранного государства и разрешение для сделки с ним резиденту не требуется.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Таким образом, если лицо недружественного иностранного государства находится под контролем российского физического лица и информация о таком контроле раскрыта российским налоговым органам, то иностранная сторона сделки не признается лицом недружественного иностранного государства и разрешение для сделки с ним резиденту не требуется.
Статья: Недобросовестная конкуренция, связанная с использованием средств и методов, не поименованных в Федеральном законе "О защите конкуренции"
(Городов О.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 2)Поэтому является ошибкой камуфлирование под шпионаж, в том числе коммерческий, незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Последний, конечно, может иметь место, но при условии, что собираемые сведения находятся не в режиме коммерческой, а в режиме государственной тайны. Это уже касается российских граждан и граждан с двойным гражданством, для которых уголовное наказание по смыслу ст. 275 УК РФ может наступить за государственную измену, включающую шпионаж и выдачу иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
(Городов О.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 2)Поэтому является ошибкой камуфлирование под шпионаж, в том числе коммерческий, незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Последний, конечно, может иметь место, но при условии, что собираемые сведения находятся не в режиме коммерческой, а в режиме государственной тайны. Это уже касается российских граждан и граждан с двойным гражданством, для которых уголовное наказание по смыслу ст. 275 УК РФ может наступить за государственную измену, включающую шпионаж и выдачу иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
Готовое решение: Как заполнить и подать специальную декларацию по четвертому этапу амнистии капитала до 28 февраля 2023 г. включительно
(КонсультантПлюс, 2023)Если у декларанта - гражданина РФ двойное гражданство, указывается "1" (п. 19 Порядка заполнения формы специальной декларации).
(КонсультантПлюс, 2023)Если у декларанта - гражданина РФ двойное гражданство, указывается "1" (п. 19 Порядка заполнения формы специальной декларации).
Статья: Сравнительный анализ правового регулирования вопросов двойного гражданства в странах межгосударственного объединения БРИКС
(Пронякина С.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Отрицательное отношение к двойному гражданству в Китае сформировалось в силу ряда исторических причин. Китайские подданные, имеющие другое гражданство в силу своего рождения в иностранной концессии, были освобождены от налогообложения в Китае и правовой юрисдикции в пределах китайских границ <3>. Для борьбы с этим явлением иностранное гражданство китайского гражданина не признавалось властями Китая без специального разрешения; натурализованные китайские подданные не могли без разрешения императора занимать высокие военные или политические должности до 20 лет после получения китайского гражданства <4>.
(Пронякина С.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Отрицательное отношение к двойному гражданству в Китае сформировалось в силу ряда исторических причин. Китайские подданные, имеющие другое гражданство в силу своего рождения в иностранной концессии, были освобождены от налогообложения в Китае и правовой юрисдикции в пределах китайских границ <3>. Для борьбы с этим явлением иностранное гражданство китайского гражданина не признавалось властями Китая без специального разрешения; натурализованные китайские подданные не могли без разрешения императора занимать высокие военные или политические должности до 20 лет после получения китайского гражданства <4>.