Налогоплательщик не получил налоговое уведомление
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогоплательщик не получил налоговое уведомление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 286 "Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций" КАС РФ"Неполучение налогоплательщиком налоговых уведомлений и требований об уплате налогов одним из способов, предусмотренных налоговым законодательством, лишает инспекцию возможности взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени в принудительном порядке."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 52 "Порядок исчисления налога, сбора, страховых взносов" НК РФ"Тот факт, что налогоплательщик зарегистрирован по другому адресу, в связи с чем корреспонденцию не получал, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок налогообложения налогом на имущество физических лиц недвижимости, находящейся в собственности несовершеннолетних граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом налогоплательщик обязан не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим годом, представить (направить) в налоговый орган (в том числе через МФЦ) сообщение о каждом объекте налогообложения, по которому налогоплательщик ранее налоговые уведомления не получал, не пользовался льготой по этому имуществу и не уплачивал налог по нему (п. п. 2.1, 7 ст. 23 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом налогоплательщик обязан не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим годом, представить (направить) в налоговый орган (в том числе через МФЦ) сообщение о каждом объекте налогообложения, по которому налогоплательщик ранее налоговые уведомления не получал, не пользовался льготой по этому имуществу и не уплачивал налог по нему (п. п. 2.1, 7 ст. 23 НК РФ).
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)По нашему мнению, такой подход вряд ли правомерен. По своей правовой значимости налоговое уведомление не уступает вышеназванным документам, для которых предпочтение в вариантах вручения отдается способам, "свидетельствующим о дате его получения". Наша позиция основывается на том, что: 1) речь идет о такой категории налогоплательщиков (в большинстве своем физические лица, не являющиеся ИП), которые мало сведущи в особенностях функционирования системы налогообложения в Российской Федерации в целом и в вопросах прав и обязанностей своих и налоговых органов в частности; 2) обязанность исчислить сумму налога и направить налогоплательщику должным образом налоговое уведомление связана с определением момента возникновения у налогоплательщика обязанности внести сумму налога: не ранее получения налогового уведомления (ст. 57 НК РФ); 3) своевременное исполнение налоговой обязанности всецело зависит от факта вручения налогового уведомления; 4) при возникновении спора доказыванию налоговыми органами подлежит не просто факт направления, а получения. Законодатель же предпочитает заведомо предполагаемый факт неполучения компенсировать, с одной стороны, правом налоговых органов исчислять сумму налога за предшествующие три года, с другой - возложением на налогоплательщика обязанности в случае неполучения налогового уведомления явиться со всеми правоустанавливающими документами в налоговый орган. Таким образом, неисполнение обязанности одним лицом порождает появление новой обязанности у другого лица. Хотя согласно ст. 21 и 22 НК РФ реализация прав налогоплательщика обеспечивается соответствующими обязанностями налоговых органов. Кроме того, в случае с физическими лицами, не являющимися ИП, рассматриваемая обязанность имеет характер малоисполняемый в силу, как мы уже сказали, их неосведомленности и невысокого уровня правовой грамотности. Опыт правового регулирования взаимоотношений налоговых органов с организациями и индивидуальными предпринимателями к этой ситуации не применим. Мы убеждены, что реализация клиентоориентированного тренда совершенствования налогового регулирования - создания "незаметной", "удобной модели" уплаты налога, обеспечивающей не только простоту, комфортность уплаты налога, но и ее неизбежность <6>, - с необходимостью предполагает новации в сфере обеспечения "исполняемости" обязанностей налоговых органов.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)По нашему мнению, такой подход вряд ли правомерен. По своей правовой значимости налоговое уведомление не уступает вышеназванным документам, для которых предпочтение в вариантах вручения отдается способам, "свидетельствующим о дате его получения". Наша позиция основывается на том, что: 1) речь идет о такой категории налогоплательщиков (в большинстве своем физические лица, не являющиеся ИП), которые мало сведущи в особенностях функционирования системы налогообложения в Российской Федерации в целом и в вопросах прав и обязанностей своих и налоговых органов в частности; 2) обязанность исчислить сумму налога и направить налогоплательщику должным образом налоговое уведомление связана с определением момента возникновения у налогоплательщика обязанности внести сумму налога: не ранее получения налогового уведомления (ст. 57 НК РФ); 3) своевременное исполнение налоговой обязанности всецело зависит от факта вручения налогового уведомления; 4) при возникновении спора доказыванию налоговыми органами подлежит не просто факт направления, а получения. Законодатель же предпочитает заведомо предполагаемый факт неполучения компенсировать, с одной стороны, правом налоговых органов исчислять сумму налога за предшествующие три года, с другой - возложением на налогоплательщика обязанности в случае неполучения налогового уведомления явиться со всеми правоустанавливающими документами в налоговый орган. Таким образом, неисполнение обязанности одним лицом порождает появление новой обязанности у другого лица. Хотя согласно ст. 21 и 22 НК РФ реализация прав налогоплательщика обеспечивается соответствующими обязанностями налоговых органов. Кроме того, в случае с физическими лицами, не являющимися ИП, рассматриваемая обязанность имеет характер малоисполняемый в силу, как мы уже сказали, их неосведомленности и невысокого уровня правовой грамотности. Опыт правового регулирования взаимоотношений налоговых органов с организациями и индивидуальными предпринимателями к этой ситуации не применим. Мы убеждены, что реализация клиентоориентированного тренда совершенствования налогового регулирования - создания "незаметной", "удобной модели" уплаты налога, обеспечивающей не только простоту, комфортность уплаты налога, но и ее неизбежность <6>, - с необходимостью предполагает новации в сфере обеспечения "исполняемости" обязанностей налоговых органов.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление сообщений о наличии недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление сообщений о наличии недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств.
Статья: Меры профилактики уклонения от уплаты налогов в условиях цифровизации налогового администрирования
(Дирксен Т.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Бездекларационный порядок уплаты налогов в отношении физических лиц применяется также при уплате НДФЛ, например, с прогрессивной 15-процентной ставки, а также с доходов по банковским вкладам с суммы, превышающей 1 млн руб. Налоговый орган направляет физическим лицам налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока уплаты платежа с указанием сведений, предусмотренных п. 3 ст. 52 НК РФ <4>. Однако, учитывая технические сбои в работе регистрирующих органов и соответствующие недостатки информационных систем на текущем этапе их развития, п. 2.1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков по сообщению налоговым органам о наличии у них объектов налогообложения в случае неполучения налоговых уведомлений. Такое сообщение представляется налогоплательщиком (как физическими лицами, так и организациями) однократно не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за его непредставление п. 3 ст. 129.1 НК РФ установлена ответственность в размере штрафа, составляющего 20% от неуплаченной суммы налога, привлечение к которой осуществляется без проведения налоговой проверки в соответствии со ст. 101.4 НК РФ. В связи с этим нельзя согласиться с А.В. Изотовым в том, что в рамках реализации бездекларационного порядка уплаты налогов не возникает правоотношений по привлечению к налоговой ответственности <5>.
(Дирксен Т.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Бездекларационный порядок уплаты налогов в отношении физических лиц применяется также при уплате НДФЛ, например, с прогрессивной 15-процентной ставки, а также с доходов по банковским вкладам с суммы, превышающей 1 млн руб. Налоговый орган направляет физическим лицам налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока уплаты платежа с указанием сведений, предусмотренных п. 3 ст. 52 НК РФ <4>. Однако, учитывая технические сбои в работе регистрирующих органов и соответствующие недостатки информационных систем на текущем этапе их развития, п. 2.1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков по сообщению налоговым органам о наличии у них объектов налогообложения в случае неполучения налоговых уведомлений. Такое сообщение представляется налогоплательщиком (как физическими лицами, так и организациями) однократно не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за его непредставление п. 3 ст. 129.1 НК РФ установлена ответственность в размере штрафа, составляющего 20% от неуплаченной суммы налога, привлечение к которой осуществляется без проведения налоговой проверки в соответствии со ст. 101.4 НК РФ. В связи с этим нельзя согласиться с А.В. Изотовым в том, что в рамках реализации бездекларационного порядка уплаты налогов не возникает правоотношений по привлечению к налоговой ответственности <5>.