Налоговая безопасность
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая безопасность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Земельный налог: Налоговый орган исчислил (доначислил) земельный налог без применения льготной ставки, установленной для ограниченных в обороте земель
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик считает, что имеет право на применение пониженной ставки земельного налога, которая установлена для ограниченных в обороте земель, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик считает, что имеет право на применение пониженной ставки земельного налога, которая установлена для ограниченных в обороте земель, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил казенному учреждению земельный налог по ставке 1,5 процента вместо 0,3 процента, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ для участков, ограниченных в обороте и предоставленных для обеспечения обороны и безопасности. По мнению налогового органа, спорные участки фактически не используются для целей обороны и безопасности, в связи с чем налог подлежит уплате по общей ставке. Казенное учреждение оспорило доначисление, указав, что данные земельные участки предназначены для обеспечения обороны и безопасности, поскольку на них расположены здания, закрепленные за войсковой частью. Следовательно, на основании подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ они ограничены в обороте. Суд признал доначисление правомерным и указал, что сам по себе факт нахождения имущества войсковой части на участках не имеет правового значения для применения пониженной ставки. В ходе осмотра участков было установлено, что фактически они не использовались для обеспечения обороны и безопасности, так как никакие воинские формирования и органы там не размещаются. Следовательно, налог подлежит уплате по ставке 1,5 процента.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил казенному учреждению земельный налог по ставке 1,5 процента вместо 0,3 процента, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ для участков, ограниченных в обороте и предоставленных для обеспечения обороны и безопасности. По мнению налогового органа, спорные участки фактически не используются для целей обороны и безопасности, в связи с чем налог подлежит уплате по общей ставке. Казенное учреждение оспорило доначисление, указав, что данные земельные участки предназначены для обеспечения обороны и безопасности, поскольку на них расположены здания, закрепленные за войсковой частью. Следовательно, на основании подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ они ограничены в обороте. Суд признал доначисление правомерным и указал, что сам по себе факт нахождения имущества войсковой части на участках не имеет правового значения для применения пониженной ставки. В ходе осмотра участков было установлено, что фактически они не использовались для обеспечения обороны и безопасности, так как никакие воинские формирования и органы там не размещаются. Следовательно, налог подлежит уплате по ставке 1,5 процента.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Угрозы налоговой безопасности государства: правовое измерение
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)5. Органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении ими функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)5. Органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении ими функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Федеральный закон от 13.06.2023 N 208-ФЗ
"Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации"2) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, лиц рядового и начальствующего состава, которые уволены из органов внутренних дел Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, Национальной полиции Украины, органов и подразделений налоговой милиции Украины, Бюро экономической безопасности Украины, финансово-экономической полиции Донецкой Народной Республики, финансовой полиции Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины, Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, органов и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы Донецкой Народной Республики, гражданской защиты Луганской Народной Республики и которым в установленном порядке были присвоены специальные звания, и членов их семей;
"Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации"2) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, лиц рядового и начальствующего состава, которые уволены из органов внутренних дел Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, Национальной полиции Украины, органов и подразделений налоговой милиции Украины, Бюро экономической безопасности Украины, финансово-экономической полиции Донецкой Народной Республики, финансовой полиции Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины, Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, органов и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы Донецкой Народной Республики, гражданской защиты Луганской Народной Республики и которым в установленном порядке были присвоены специальные звания, и членов их семей;
Статья: Взаиморасчеты в холдинговых структурах: риски, ценообразование и налогообложение
(Рыбакова (Крысина) А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 38)Основная причина возникновения налоговых рисков кроется в том, что бизнес-подразделения не всегда учитывают нюансы налогового законодательства, преследуя бизнес-цели, не противоречащие другим кодексам. И специалисты, отвечающие за налоговую безопасность холдинга, могут узнать о совершенных сделках уже постфактум.
(Рыбакова (Крысина) А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 38)Основная причина возникновения налоговых рисков кроется в том, что бизнес-подразделения не всегда учитывают нюансы налогового законодательства, преследуя бизнес-цели, не противоречащие другим кодексам. И специалисты, отвечающие за налоговую безопасность холдинга, могут узнать о совершенных сделках уже постфактум.
Готовое решение: Раздельный учет НДС при реализации векселей
(КонсультантПлюс, 2025)Однако следовать такой позиции рискованно. Если вы хотите избежать споров с налоговой, безопаснее вести раздельный учет НДС.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако следовать такой позиции рискованно. Если вы хотите избежать споров с налоговой, безопаснее вести раздельный учет НДС.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Система налоговой безопасности призвана отвечать современным вызовам и тенденциям проверок налоговых и правоохранительных органов. Основными направлениями должны стать превентивная работа и профилактика наступления негативных последствий, своевременная оценка рисков и проработка правовых последствий совершаемых действий с учетом действующего законодательства и судебной практики.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Система налоговой безопасности призвана отвечать современным вызовам и тенденциям проверок налоговых и правоохранительных органов. Основными направлениями должны стать превентивная работа и профилактика наступления негативных последствий, своевременная оценка рисков и проработка правовых последствий совершаемых действий с учетом действующего законодательства и судебной практики.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Для определения понятия цифрового публичного финансового контроля необходимо учесть еще один аспект, который связан с цифровизацией публичных финансов. Ю.В. Леднева определяет "сферу цифровизации публичных финансов как использование цифровых технологий при осуществлении финансовой деятельности государства и муниципальных образований; как проявление воздействия цифровизации на финансовое право; как появление цифровых сущностей, в частности цифрового бюджета, цифрового налога, цифровой валюты; как проявление воздействия финансового права на цифровизацию" <1>. Представляется, что корректнее говорить не о влиянии финансового права на цифровизацию, а наоборот, поскольку именно появление новых явлений, технологий, инструментов в финансовой деятельности государства обусловливает необходимость правового регулирования новых возникающих общественных отношений и явлений. В настоящее время использование цифровых технологий затрагивает абсолютно все виды финансовых отношений, хотя и в различной степени. Вопросы влияния цифровизации на финансовое право рассматривается в работах ряда ученых, например, И.И. Кучерова <2>, И. Цинделиани <3>, Ю.В. Ледневой <4>, Н.В. Омелехиной <5>. Все авторы отмечают и исследуют именно влияние цифровых технологий на предмет, принципы финансового права, механизм правового регулирования финансовых отношений, осуществление финансовой деятельности, в том числе во взаимодействии с информационными системами, на бюджетные и налоговые правоотношения, обеспечение финансовой безопасности.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Для определения понятия цифрового публичного финансового контроля необходимо учесть еще один аспект, который связан с цифровизацией публичных финансов. Ю.В. Леднева определяет "сферу цифровизации публичных финансов как использование цифровых технологий при осуществлении финансовой деятельности государства и муниципальных образований; как проявление воздействия цифровизации на финансовое право; как появление цифровых сущностей, в частности цифрового бюджета, цифрового налога, цифровой валюты; как проявление воздействия финансового права на цифровизацию" <1>. Представляется, что корректнее говорить не о влиянии финансового права на цифровизацию, а наоборот, поскольку именно появление новых явлений, технологий, инструментов в финансовой деятельности государства обусловливает необходимость правового регулирования новых возникающих общественных отношений и явлений. В настоящее время использование цифровых технологий затрагивает абсолютно все виды финансовых отношений, хотя и в различной степени. Вопросы влияния цифровизации на финансовое право рассматривается в работах ряда ученых, например, И.И. Кучерова <2>, И. Цинделиани <3>, Ю.В. Ледневой <4>, Н.В. Омелехиной <5>. Все авторы отмечают и исследуют именно влияние цифровых технологий на предмет, принципы финансового права, механизм правового регулирования финансовых отношений, осуществление финансовой деятельности, в том числе во взаимодействии с информационными системами, на бюджетные и налоговые правоотношения, обеспечение финансовой безопасности.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В должностном регламенте также может устанавливаться требование о наличии дополнительного профессионального образования в определенной области. Например, в соответствии с положениями ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В этой связи к гражданским служащим, должностные обязанности которых связаны с осуществлением закупок товаров и заключением государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для нужд государственного органа, рекомендуется устанавливать требование о наличии высшего образования по специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение", "Экономическая безопасность", а также направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Экономика", "Менеджмент", "Финансы и кредит", "Государственный аудит" или требование о наличии высшего образования любой специальности (направления подготовки) при условии наличия диплома о профессиональной переподготовке по программе в сфере закупок товаров, работ, услуг и заключение гражданско-правовых договоров, предметом которых является их поставка, для обеспечения государственных нужд объемом более 1 000 часов.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В должностном регламенте также может устанавливаться требование о наличии дополнительного профессионального образования в определенной области. Например, в соответствии с положениями ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В этой связи к гражданским служащим, должностные обязанности которых связаны с осуществлением закупок товаров и заключением государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для нужд государственного органа, рекомендуется устанавливать требование о наличии высшего образования по специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение", "Экономическая безопасность", а также направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Экономика", "Менеджмент", "Финансы и кредит", "Государственный аудит" или требование о наличии высшего образования любой специальности (направления подготовки) при условии наличия диплома о профессиональной переподготовке по программе в сфере закупок товаров, работ, услуг и заключение гражданско-правовых договоров, предметом которых является их поставка, для обеспечения государственных нужд объемом более 1 000 часов.
Статья: Налоговая безопасность государства: аксиологический подход
(Маслов К.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)"Налоги" (журнал), 2021, N 3
(Маслов К.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)"Налоги" (журнал), 2021, N 3
Статья: Гармонизация косвенных налогов в Европейском союзе: общие положения
(Пономарева К.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<*> Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта N 20-011-00292 "Правовое обеспечение налоговой безопасности государства в условиях международной экономической интеграции".
(Пономарева К.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<*> Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта N 20-011-00292 "Правовое обеспечение налоговой безопасности государства в условиях международной экономической интеграции".
Статья: Добросовестность контрагента: проблемы определения границ должной осмотрительности
(Клоницкая А.Ю., Михайлов А.В.)
("Аудитор", 2025, N 7)В данной статье рассмотрены актуальные вопросы проявления должной (коммерческой) осмотрительности налогоплательщиками при выборе контрагентов. Особое внимание уделено анализу судебной практики по ст. 54.1 НК РФ, проблеме "технических компаний" и стандартам проверки контрагентов. На основе писем и разъяснений ФНС России, а также арбитражных дел выявлены ключевые риски и предложены направления совершенствования мероприятий по проявлению должной осмотрительности. По итогам работы сделаны выводы о том, как коммерческая осмотрительность влияет на снижение рисков при выборе контрагента с целью обеспечения экономической и налоговой безопасности хозяйствующих субъектов.
(Клоницкая А.Ю., Михайлов А.В.)
("Аудитор", 2025, N 7)В данной статье рассмотрены актуальные вопросы проявления должной (коммерческой) осмотрительности налогоплательщиками при выборе контрагентов. Особое внимание уделено анализу судебной практики по ст. 54.1 НК РФ, проблеме "технических компаний" и стандартам проверки контрагентов. На основе писем и разъяснений ФНС России, а также арбитражных дел выявлены ключевые риски и предложены направления совершенствования мероприятий по проявлению должной осмотрительности. По итогам работы сделаны выводы о том, как коммерческая осмотрительность влияет на снижение рисков при выборе контрагента с целью обеспечения экономической и налоговой безопасности хозяйствующих субъектов.