Налоговая льгота носит заявительный характер
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая льгота носит заявительный характер (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2024 N 88а-3886/2024 по делу N 2а-1250/2023 (УИД 25RS0010-01-2023-000503-69)
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Необращение административного ответчика в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы не лишает его права на получение таковой; обстоятельства использования объектов налогообложения в предпринимательских целях подлежали установлению в ходе рассмотрения дела, чего судами не сделано.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Отвергая как несостоятельный довод административного ответчика о том, что он, как индивидуальный предприниматель, использующий упрощенную систему налогообложения, имеет льготу по уплате налога на доходы физических лиц, суды сослались на то, что само по себе наличие статуса индивидуального предпринимателя и применение им упрощенной системы налогообложения не свидетельствует об освобождении от уплаты налога на имущества физических лиц в отношении конкретного имущества, поскольку такая налоговая льгота предоставляется при использовании этого имущества в предпринимательской деятельности, и освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц носит заявительный характер.
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Необращение административного ответчика в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы не лишает его права на получение таковой; обстоятельства использования объектов налогообложения в предпринимательских целях подлежали установлению в ходе рассмотрения дела, чего судами не сделано.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Отвергая как несостоятельный довод административного ответчика о том, что он, как индивидуальный предприниматель, использующий упрощенную систему налогообложения, имеет льготу по уплате налога на доходы физических лиц, суды сослались на то, что само по себе наличие статуса индивидуального предпринимателя и применение им упрощенной системы налогообложения не свидетельствует об освобождении от уплаты налога на имущества физических лиц в отношении конкретного имущества, поскольку такая налоговая льгота предоставляется при использовании этого имущества в предпринимательской деятельности, и освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц носит заявительный характер.
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18.01.2023 по делу N 66а-108/2023 (УИД 59OS0000-01-2022-000386-12)
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 07.10.2022, которым отказано в признании недействующим Закона Пермского края от 27.11.2020 N 600-ПК "О признании утратившим силу Закона Пермского края "Об установлении налоговой ставки налога на имущество организаций для налогоплательщиков, реализующих инвестиционные соглашения, предметом которых является реализация "приоритетного инвестиционного проекта" на территории Пермского края".Разрешая заявленные требования суд, с учетом вышеприведенных норм права пришел к выводу, что отмена Законом Пермского края от 27 ноября 2020 года N 600-ПК налоговых льгот по налогу на имущество организаций произведена в пределах предоставленной законодателю субъекта Российской Федерации исключительной компетенции, не связана с характеристиками либо объектами инвестиционного соглашения, не носит индивидуального характера и не поставлена в зависимость от запрещенных пунктом 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельств, поэтому прав административного истца не нарушает.
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 07.10.2022, которым отказано в признании недействующим Закона Пермского края от 27.11.2020 N 600-ПК "О признании утратившим силу Закона Пермского края "Об установлении налоговой ставки налога на имущество организаций для налогоплательщиков, реализующих инвестиционные соглашения, предметом которых является реализация "приоритетного инвестиционного проекта" на территории Пермского края".Разрешая заявленные требования суд, с учетом вышеприведенных норм права пришел к выводу, что отмена Законом Пермского края от 27 ноября 2020 года N 600-ПК налоговых льгот по налогу на имущество организаций произведена в пределах предоставленной законодателю субъекта Российской Федерации исключительной компетенции, не связана с характеристиками либо объектами инвестиционного соглашения, не носит индивидуального характера и не поставлена в зависимость от запрещенных пунктом 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельств, поэтому прав административного истца не нарушает.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определяя размер недоимки, налоговый орган обязан самостоятельно (без обращения налогоплательщика) применять пониженные налоговые ставки и тарифы, императивно установленные законом. При рассмотрении материалов проверки плательщик должен быть уведомлен о наличии не использованной им льготы
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По результатам камеральной проверки расчета по страховым взносам за 2020 г. обществу были доначислены страховые взносы на суммы, выплаченные работникам в качестве компенсации за использование личного имущества. Несмотря на то что законом тариф страховых взносов для субъектов МСП с 01.04.2020 снижен до 15%, инспекция осуществила доначисление по тарифу 30%, полагая, что пониженный страховой тариф - это налоговая льгота, применение которой носит заявительный характер. А поскольку такого заявления не поступало, налоговый орган был лишен возможности применить его самостоятельно.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По результатам камеральной проверки расчета по страховым взносам за 2020 г. обществу были доначислены страховые взносы на суммы, выплаченные работникам в качестве компенсации за использование личного имущества. Несмотря на то что законом тариф страховых взносов для субъектов МСП с 01.04.2020 снижен до 15%, инспекция осуществила доначисление по тарифу 30%, полагая, что пониженный страховой тариф - это налоговая льгота, применение которой носит заявительный характер. А поскольку такого заявления не поступало, налоговый орган был лишен возможности применить его самостоятельно.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Арбитражный суд Уральского округа дополнил данную позицию, указав, что обязательный для налогоплательщика характер налоговой ставки прямо свидетельствует об отличиях налоговой ставки от налоговой льготы, в связи с чем она носит не заявительный, а обязательный характер применения. Также суд отметил, что предусмотренные законодательством термины "дифференцированная налоговая ставка" и "налоговая льгота" обладают различной правовой природой и абсолютно неидентичны (Постановление от 08.11.2019 N Ф09-6251/19 по делу N А50-34464/2018).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Арбитражный суд Уральского округа дополнил данную позицию, указав, что обязательный для налогоплательщика характер налоговой ставки прямо свидетельствует об отличиях налоговой ставки от налоговой льготы, в связи с чем она носит не заявительный, а обязательный характер применения. Также суд отметил, что предусмотренные законодательством термины "дифференцированная налоговая ставка" и "налоговая льгота" обладают различной правовой природой и абсолютно неидентичны (Постановление от 08.11.2019 N Ф09-6251/19 по делу N А50-34464/2018).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 04.06.2024 N БВ-4-7/6187@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Суды, принимая во внимание положения статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что применение налоговых льгот носит заявительный характер, пришли к выводу, что у налогового органа отсутствовало право самостоятельного перерасчета налоговых обязательств без заявления общества о применении льготы в виде пониженных тарифов по уплате страховых взносов.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Суды, принимая во внимание положения статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что применение налоговых льгот носит заявительный характер, пришли к выводу, что у налогового органа отсутствовало право самостоятельного перерасчета налоговых обязательств без заявления общества о применении льготы в виде пониженных тарифов по уплате страховых взносов.
<Письмо> ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@
<О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам>Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.
<О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам>Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.