Налоговая проверка 3 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая проверка 3 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, инспекция вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки за три календарных года, предшествующих году назначения проверки, а также одного периода текущего года.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, инспекция вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки за три календарных года, предшествующих году назначения проверки, а также одного периода текущего года.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 70 "Сроки направления требования об уплате задолженности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Гражданин оспорил конституционность ст. 70 НК РФ, поскольку она допускает направление налогоплательщику требования об уплате налогов, сборов и страховых взносов и осуществление их принудительного взыскания по истечении трех лет с момента завершения налогового периода, за который производится такое взыскание. В частности, в деле налогоплательщика суды пришли к выводу, что налоговым органом соблюден срок для направления в 2021 году налогоплательщику требования об уплате страховых взносов, в том числе за 2017 год, а также срок для их принудительного взыскания. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что оспариваемая норма устанавливает только трехмесячный срок для направления требования с момента выявления недоимки и не регулирует иных вопросов, связанных с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщиков. Установленный срок для направления требования не связан с датой образования недоимки, сроками проведения налоговой проверки, трехлетним предельным сроком глубины охвата выездной налоговой проверки или датой принятия решения по ее результатам, а также сроком давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Гражданин оспорил конституционность ст. 70 НК РФ, поскольку она допускает направление налогоплательщику требования об уплате налогов, сборов и страховых взносов и осуществление их принудительного взыскания по истечении трех лет с момента завершения налогового периода, за который производится такое взыскание. В частности, в деле налогоплательщика суды пришли к выводу, что налоговым органом соблюден срок для направления в 2021 году налогоплательщику требования об уплате страховых взносов, в том числе за 2017 год, а также срок для их принудительного взыскания. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что оспариваемая норма устанавливает только трехмесячный срок для направления требования с момента выявления недоимки и не регулирует иных вопросов, связанных с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщиков. Установленный срок для направления требования не связан с датой образования недоимки, сроками проведения налоговой проверки, трехлетним предельным сроком глубины охвата выездной налоговой проверки или датой принятия решения по ее результатам, а также сроком давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам12.4.1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛА О ТРЕХЛЕТНЕМ ПЕРИОДЕ,
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Суды указали, что проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. При этом НК РФ не ограничено право налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций за период, выходящий за пределы трехлетнего срока. Следовательно, возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока, согласно абзацу шестому п. 10 ст. 89 НК РФ, соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланс частных и публичных интересов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Суды указали, что проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. При этом НК РФ не ограничено право налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций за период, выходящий за пределы трехлетнего срока. Следовательно, возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока, согласно абзацу шестому п. 10 ст. 89 НК РФ, соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланс частных и публичных интересов.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за август - сентябрь 2023 года
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Установленный ст. 70 НК РФ трехмесячный срок направления требования налогоплательщику не связан с датой образования соответствующей недоимки, со сроками проведения налоговой проверки, с трехлетним предельным сроком глубины охвата выездной налоговой проверки или датой принятия решения по ее результатам, а также со сроком давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Поэтому ст. 70 НК РФ как определяющая исключительно срок направления налоговым органом требования налогоплательщику не регулирует иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов.
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Установленный ст. 70 НК РФ трехмесячный срок направления требования налогоплательщику не связан с датой образования соответствующей недоимки, со сроками проведения налоговой проверки, с трехлетним предельным сроком глубины охвата выездной налоговой проверки или датой принятия решения по ее результатам, а также со сроком давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Поэтому ст. 70 НК РФ как определяющая исключительно срок направления налоговым органом требования налогоплательщику не регулирует иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов.
Статья: Налоговый мониторинг: на пути к успешному IPO
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 42)Налоговый мониторинг предусматривает быстрое закрытие периодов, открытых для налоговой проверки (вместо трех лет период проверки закрывается в течение 1 года и 9 месяцев). Если в конце сентября компания не получила мотивированных мнений в отношении операций предыдущего года - можно поздравить бухгалтера, период успешно закрыт. Таким образом, сумма налоговых резервов быстрее восстанавливается, увеличивая прибыль компании. Компания в мониторинге также освобождается от штрафов, что дополнительно способствует уменьшению налоговых резервов в МСФО-отчетности.
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 42)Налоговый мониторинг предусматривает быстрое закрытие периодов, открытых для налоговой проверки (вместо трех лет период проверки закрывается в течение 1 года и 9 месяцев). Если в конце сентября компания не получила мотивированных мнений в отношении операций предыдущего года - можно поздравить бухгалтера, период успешно закрыт. Таким образом, сумма налоговых резервов быстрее восстанавливается, увеличивая прибыль компании. Компания в мониторинге также освобождается от штрафов, что дополнительно способствует уменьшению налоговых резервов в МСФО-отчетности.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (три календарных года, непосредственно предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки), как это предусмотрено абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (три календарных года, непосредственно предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки), как это предусмотрено абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ;
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Учитывая, что длительность выездной налоговой проверки составляет три года, привязка к решению о проведении выездной налоговой проверки вносит больше неопределенности, так как эта норма все же не обращена на будущее, а решение о проведении налоговой проверки становится точкой отчета для обратной силы закона, и для разных организаций этот период обратной силы закона будет разным.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Учитывая, что длительность выездной налоговой проверки составляет три года, привязка к решению о проведении выездной налоговой проверки вносит больше неопределенности, так как эта норма все же не обращена на будущее, а решение о проведении налоговой проверки становится точкой отчета для обратной силы закона, и для разных организаций этот период обратной силы закона будет разным.
Вопрос: Об отмене вышестоящими налоговыми органами решений, вынесенных по результатам бездекларационных камеральных проверок в отношении доходов физлиц, по истечении трехлетнего срока после их вынесения.
(Письмо ФНС России от 15.10.2025 N БВ-4-7/9261@)Вопрос: Об отмене вышестоящими налоговыми органами решений, вынесенных по результатам бездекларационных камеральных проверок в отношении доходов физлиц, по истечении трехлетнего срока после их вынесения.
(Письмо ФНС России от 15.10.2025 N БВ-4-7/9261@)Вопрос: Об отмене вышестоящими налоговыми органами решений, вынесенных по результатам бездекларационных камеральных проверок в отношении доходов физлиц, по истечении трехлетнего срока после их вынесения.
Готовое решение: В каких случаях налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию
(КонсультантПлюс, 2025)к выездной налоговой проверке корректируемого периода, даже если он выходит за пределы трех лет, которые предшествуют году ее подачи (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
(КонсультантПлюс, 2025)к выездной налоговой проверке корректируемого периода, даже если он выходит за пределы трех лет, которые предшествуют году ее подачи (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
Статья: Налоговые преступления: тонкая настройка ответственности в 2022 году и на перспективу
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)Наличие специального повода также критикуется из-за ограниченных возможностей налоговых органов по выявлению налоговых нарушений, сокращенного срока давности (трехлетняя давность налоговых проверок в противоположность пока еще 10-летней давности по уклонению в особо крупном размере в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 78 УК РФ) <6>. Первый аргумент в условиях все возрастающей цифровизации государственного управления (а налоговая область, что ни для кого не секрет, одна из самых прогрессивных в этом отношении) и тесного сотрудничества налоговых органов с правоохранительными вряд ли состоятелен. На второй аргумент можно ответить тем, что даже при новом старом порядке сохраняются возможности выхода за пределы трех лет налоговой проверки. Что же касается уклонения в пределах от четырех до 10 лет "уголовной" давности, почему бы не рассматривать невозможность уголовного преследования в такой ситуации как своего рода компенсацию бездействия государственных органов в надлежащий срок?
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 11)Наличие специального повода также критикуется из-за ограниченных возможностей налоговых органов по выявлению налоговых нарушений, сокращенного срока давности (трехлетняя давность налоговых проверок в противоположность пока еще 10-летней давности по уклонению в особо крупном размере в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 78 УК РФ) <6>. Первый аргумент в условиях все возрастающей цифровизации государственного управления (а налоговая область, что ни для кого не секрет, одна из самых прогрессивных в этом отношении) и тесного сотрудничества налоговых органов с правоохранительными вряд ли состоятелен. На второй аргумент можно ответить тем, что даже при новом старом порядке сохраняются возможности выхода за пределы трех лет налоговой проверки. Что же касается уклонения в пределах от четырех до 10 лет "уголовной" давности, почему бы не рассматривать невозможность уголовного преследования в такой ситуации как своего рода компенсацию бездействия государственных органов в надлежащий срок?
Статья: Памятка бухгалтеру по приему-передаче дел
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 10)Если организация подлежит обязательному аудиту, можно договориться с аудитором о проведении промежуточного этапа аудиторской проверки на дату передачи дел. Важно иметь представление о соответствии бухгалтерской и налоговой отчетности положениям учетной политики и действующему законодательству хотя бы за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих текущему году. Поскольку период, который может охватить выездная налоговая проверка, составляет 3 года <11>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 10)Если организация подлежит обязательному аудиту, можно договориться с аудитором о проведении промежуточного этапа аудиторской проверки на дату передачи дел. Важно иметь представление о соответствии бухгалтерской и налоговой отчетности положениям учетной политики и действующему законодательству хотя бы за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих текущему году. Поскольку период, который может охватить выездная налоговая проверка, составляет 3 года <11>.
Готовое решение: В каких случаях представляется уточненная декларация по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)к проведению выездной налоговой проверки за пределами трехлетнего срока (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
(КонсультантПлюс, 2025)к проведению выездной налоговой проверки за пределами трехлетнего срока (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Исключение N 2. Если налоговый орган назначил выездную налоговую проверку за последний трехлетний налоговый период срока давности налогового контроля, то выявленная в результате этой налоговой проверки недоимка может быть взыскана и за фактическими пределами трех лет, так как существует "...взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении" <13>.
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Исключение N 2. Если налоговый орган назначил выездную налоговую проверку за последний трехлетний налоговый период срока давности налогового контроля, то выявленная в результате этой налоговой проверки недоимка может быть взыскана и за фактическими пределами трех лет, так как существует "...взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении" <13>.