Налоговая проверка уточненной декларации
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая проверка уточненной декларации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд установил, что налоговый орган провел камеральную налоговую проверку уточненной декларации (корр. 1), по результатам которой составил акт, в котором предполагается доначисление НДС в связи с неправомерным применением вычета в отношении "технического" контрагента. После получения акта общество представило уточненную декларацию (корр. 2), в которой вычеты по спорному контрагенту были исключены, но заявлены вычеты по другому поставщику.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд установил, что налоговый орган провел камеральную налоговую проверку уточненной декларации (корр. 1), по результатам которой составил акт, в котором предполагается доначисление НДС в связи с неправомерным применением вычета в отношении "технического" контрагента. После получения акта общество представило уточненную декларацию (корр. 2), в которой вычеты по спорному контрагенту были исключены, но заявлены вычеты по другому поставщику.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 69 "Требование об уплате задолженности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования инспекции об уплате налога, поскольку оно было выставлено в период проведения налоговой проверки уточненной декларации, до вступления в законную силу решения налогового органа. Суд отклонил аргументы налогоплательщика, отметив, что основанием для требования об уплате налога может служить как решение по результатам налоговой проверки, так и представленная налоговая декларация. В последнем случае инспекция указывает в требовании сумму налога, которую налогоплательщик отразил в декларации, но фактически не перечислил в бюджет. Поскольку общество не уплатило сумму налога, заявленную как в первичной, так и в последующих уточненных декларациях, суд признал спорное требование правомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования инспекции об уплате налога, поскольку оно было выставлено в период проведения налоговой проверки уточненной декларации, до вступления в законную силу решения налогового органа. Суд отклонил аргументы налогоплательщика, отметив, что основанием для требования об уплате налога может служить как решение по результатам налоговой проверки, так и представленная налоговая декларация. В последнем случае инспекция указывает в требовании сумму налога, которую налогоплательщик отразил в декларации, но фактически не перечислил в бюджет. Поскольку общество не уплатило сумму налога, заявленную как в первичной, так и в последующих уточненных декларациях, суд признал спорное требование правомерным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)По результатам налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетный период налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль организаций, пени, а также общество привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)По результатам налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетный период налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль организаций, пени, а также общество привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)По результатам камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по НДС, представленных обществом, налоговый орган вынес решения об отказе в возмещении налога и о привлечении общества к ответственности за неполную уплату налога.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)По результатам камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по НДС, представленных обществом, налоговый орган вынес решения об отказе в возмещении налога и о привлечении общества к ответственности за неполную уплату налога.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- во-первых, запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, к которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация). Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- во-первых, запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, к которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация). Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки;
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)- результаты камеральной или повторной выездной налоговой проверки (в части уточнения) уточненных налоговых деклараций налогоплательщиков могут быть учтены налоговым органом в счет выявленной выездной налоговой проверкой задолженности посредством внесения налоговым органом изменений, а также отмены ранее принятого решения по результатам выездной налоговой проверки;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)- результаты камеральной или повторной выездной налоговой проверки (в части уточнения) уточненных налоговых деклараций налогоплательщиков могут быть учтены налоговым органом в счет выявленной выездной налоговой проверкой задолженности посредством внесения налоговым органом изменений, а также отмены ранее принятого решения по результатам выездной налоговой проверки;
Статья: К чему приведет подача уточненной декларации после окончания проверки, но до вынесения решения
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)В статье с учетом примеров из судебной практики анализируются правовые последствия подачи уточненных налоговых деклараций после окончания налоговой проверки и до вынесения решения налоговым органом. Какими могут быть действия налоговой инспекции после получения уточненной декларации? В каких случаях не получится зачесть переплату по налогу, отраженную в уточненной декларации? Вправе ли налоговый орган, проводящий выездную или камеральную проверку после подачи уточненной декларации, выявить новые нарушения?
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)В статье с учетом примеров из судебной практики анализируются правовые последствия подачи уточненных налоговых деклараций после окончания налоговой проверки и до вынесения решения налоговым органом. Какими могут быть действия налоговой инспекции после получения уточненной декларации? В каких случаях не получится зачесть переплату по налогу, отраженную в уточненной декларации? Вправе ли налоговый орган, проводящий выездную или камеральную проверку после подачи уточненной декларации, выявить новые нарушения?
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ1.4. Должна ли инспекция проводить одновременную камеральную проверку нескольких уточненных деклараций за разные налоговые периоды, поданных в одно и то же время?
Статья: Генезис принципа добросовестности в налоговом праве
(Кукушкин Д.С.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Вместе с тем в более ранних делах Верховный Суд РФ последовательно декларировал необходимость соблюдения принципа добросовестности налогового администрирования. Одним из ярких примеров применения указанной доктрины, безусловно, является дело ПАО "Т Плюс" <24>. Позитивный закон (в данном случае Налоговый кодекс РФ) не устанавливает сроков, в рамках которых налоговый орган может принять решение о назначении повторной выездной налоговой проверки в связи с подачей налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. По этой причине с формальной точки зрения повторная выездная налоговая проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время. Однако Верховный Суд РФ с таким подходом не согласился и обоснованно указал, что решение о назначении повторной выездной налоговой проверки принимается с учетом разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации. Указанная позиция сегодня активно развивается и в судах нижестоящих инстанций <25>.
(Кукушкин Д.С.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Вместе с тем в более ранних делах Верховный Суд РФ последовательно декларировал необходимость соблюдения принципа добросовестности налогового администрирования. Одним из ярких примеров применения указанной доктрины, безусловно, является дело ПАО "Т Плюс" <24>. Позитивный закон (в данном случае Налоговый кодекс РФ) не устанавливает сроков, в рамках которых налоговый орган может принять решение о назначении повторной выездной налоговой проверки в связи с подачей налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. По этой причине с формальной точки зрения повторная выездная налоговая проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время. Однако Верховный Суд РФ с таким подходом не согласился и обоснованно указал, что решение о назначении повторной выездной налоговой проверки принимается с учетом разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации. Указанная позиция сегодня активно развивается и в судах нижестоящих инстанций <25>.
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В практике возник вопрос конституционности норм НК РФ в части установления сроков принятия решения о проведении такой проверки. Конституционным Судом РФ <6> были сделаны достаточно важные выводы, а именно он дал оценку абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ. Вопросы сроков в налоговых правоотношениях не раз вызывали споры в судебной практике, в данном случае возник вопрос, с какой даты исчисляется срок, в пределах которого ФНС России должна принимать решение о проведении проверки по контролируемой сделке, ключевой момент был обозначен, если налогоплательщик подает уточненное уведомление. Для назначения проверки по контролируемой сделке устанавливается срок не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках (абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ). Налоговый орган считает, и его поддержали в этом все инстанции арбитражных судов, что если подается уточненное уведомление, то срок начинает течь с даты подачи нового уведомления. Получается, что данное правило устанавливается по аналогии с камеральной проверкой, где при подаче уточненной налоговой декларации срок проверки начинается с даты подачи новой декларации.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В практике возник вопрос конституционности норм НК РФ в части установления сроков принятия решения о проведении такой проверки. Конституционным Судом РФ <6> были сделаны достаточно важные выводы, а именно он дал оценку абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ. Вопросы сроков в налоговых правоотношениях не раз вызывали споры в судебной практике, в данном случае возник вопрос, с какой даты исчисляется срок, в пределах которого ФНС России должна принимать решение о проведении проверки по контролируемой сделке, ключевой момент был обозначен, если налогоплательщик подает уточненное уведомление. Для назначения проверки по контролируемой сделке устанавливается срок не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках (абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ). Налоговый орган считает, и его поддержали в этом все инстанции арбитражных судов, что если подается уточненное уведомление, то срок начинает течь с даты подачи нового уведомления. Получается, что данное правило устанавливается по аналогии с камеральной проверкой, где при подаче уточненной налоговой декларации срок проверки начинается с даты подачи новой декларации.
Вопрос: О налоговой проверке при представлении ответственным участником КГН уточненной декларации с уменьшением налоговых обязательств участника КГН, в отношении которого проводится налоговый мониторинг.
(Письмо ФНС России от 14.02.2023 N ШЮ-4-22/1730@)Вопрос: О налоговой проверке при представлении ответственным участником КГН уточненной декларации с уменьшением налоговых обязательств участника КГН, в отношении которого проводится налоговый мониторинг.
(Письмо ФНС России от 14.02.2023 N ШЮ-4-22/1730@)Вопрос: О налоговой проверке при представлении ответственным участником КГН уточненной декларации с уменьшением налоговых обязательств участника КГН, в отношении которого проводится налоговый мониторинг.
Интервью: Отражение на ЕНС начислений по декларациям
("Главная книга", 2023, N 23)То есть по итогам такой проверки сумма обязательств перед бюджетом по декларации будет уменьшена. Соответственно, если камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации к уменьшению завершена без нарушений, то соответствующее начисление должно отражаться на ЕНС, как если бы первоначальная декларация была представлена с корректными данными. То есть в большинстве случаев не на дату завершения камеральной проверки такой декларации, а на более раннюю дату.
("Главная книга", 2023, N 23)То есть по итогам такой проверки сумма обязательств перед бюджетом по декларации будет уменьшена. Соответственно, если камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации к уменьшению завершена без нарушений, то соответствующее начисление должно отражаться на ЕНС, как если бы первоначальная декларация была представлена с корректными данными. То есть в большинстве случаев не на дату завершения камеральной проверки такой декларации, а на более раннюю дату.