Налоговая тайна статья
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая тайна статья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ"Пункт 3 статьи 14 Закона N 223-ФЗ определено, что член СРО по запросу СРО обязан предоставить всю информацию, необходимую для проведения проверки, за исключением информации, составляющей государственную или налоговую тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен статьей 5 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", перечень сведений, составляющих, налоговую тайну, определены статьей 102 НК РФ, ни в том, ни в другом случае, персональные данные граждан - получателей финансовых услуг в состав государственной или налоговой тайны не входят."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трудинспекторы получили доступ к налоговой тайне
("Главная книга", 2024, N 6)"Главная книга", 2024, N 6
("Главная книга", 2024, N 6)"Главная книга", 2024, N 6
Статья: У Роструда появится доступ к налоговой тайне
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)"ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)"ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 17. Соблюдение коммерческой, служебной, банковской, налоговой тайны должностными лицами Банка России
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 17. Соблюдение коммерческой, служебной, банковской, налоговой тайны должностными лицами Банка России
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
(ред. от 17.11.2025)Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
Статья: Свидетельский иммунитет в гражданском судопроизводстве: история вопроса и нерешенные проблемы
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Перечень лиц, обладающих иммунитетом от свидетельства, носит исчерпывающий характер. В то же время он не отражает всего спектра тайн, предусмотренных законодательством. Так, лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну (ст. 313 НК РФ). Сотрудник таможенного органа обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан (ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"). Все служащие кредитной организации обязаны хранить банковскую тайну (ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности (ст. 358 ТК РФ). Статья 60 Основ законодательства об охране здоровья граждан обязывает врача хранить врачебную тайну. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законом. Работник обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель и его контрагенты (п. 2 ч. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 13 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Перечень тайн обширен и имеет тенденцию к увеличению.
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Перечень лиц, обладающих иммунитетом от свидетельства, носит исчерпывающий характер. В то же время он не отражает всего спектра тайн, предусмотренных законодательством. Так, лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну (ст. 313 НК РФ). Сотрудник таможенного органа обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан (ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"). Все служащие кредитной организации обязаны хранить банковскую тайну (ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности (ст. 358 ТК РФ). Статья 60 Основ законодательства об охране здоровья граждан обязывает врача хранить врачебную тайну. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законом. Работник обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель и его контрагенты (п. 2 ч. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 13 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Перечень тайн обширен и имеет тенденцию к увеличению.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамОтметим, что ст. 13.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Однако данная статья КоАП РФ не распространяется на случаи разглашения указанной информации, которые влекут уголовную ответственность. Таким образом, при разглашении налоговой тайны ст. 13.14 КоАП РФ не применяется.
Статья: Пределы действия нормы, предусмотренной статьей 272 Уголовного кодекса РФ
(Винокуров В.Н., Федорова Е.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Во-вторых, если в компьютерную информацию как предмет преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ, включать сведения, составляющие тайну личной жизни человека (ст. 137 УК РФ), тайну переписки (ст. 138 УК РФ), банковскую, коммерческую тайну (ст. 183 УК РФ), то наказание за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 272 УК РФ, должно быть больше чем два года лишения свободы. Это позволило бы говорить о том, что совершение преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ, "поглощает" такие действия, как собирание сведений, составляющих личную тайну (ст. 137 УК РФ), тайну переписки (ст. 138 УК РФ), банковскую, коммерческую, налоговую тайну (ст. 183 УК РФ). Однако санкции норм, предусмотренных ст. 137, 138, 183 УК РФ, устанавливают наказание до двух лет лишения свободы, поэтому неправомерное получение доступа к сведениям, составляющим, например, банковскую тайну, в электронной форме требует квалификации по совокупности преступлений. Разумеется, общественная опасность получения указанных сведений, существующих в электронной форме, выше, поскольку использование компьютера облегчает их сбор и распространение. Поэтому нормы, предусмотренные ст. 137, 138, 155, 183 УК РФ, целесообразно дополнить квалифицирующим признаком "совершение деяния с использованием компьютерной техники" <16>.
(Винокуров В.Н., Федорова Е.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Во-вторых, если в компьютерную информацию как предмет преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ, включать сведения, составляющие тайну личной жизни человека (ст. 137 УК РФ), тайну переписки (ст. 138 УК РФ), банковскую, коммерческую тайну (ст. 183 УК РФ), то наказание за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 272 УК РФ, должно быть больше чем два года лишения свободы. Это позволило бы говорить о том, что совершение преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ, "поглощает" такие действия, как собирание сведений, составляющих личную тайну (ст. 137 УК РФ), тайну переписки (ст. 138 УК РФ), банковскую, коммерческую, налоговую тайну (ст. 183 УК РФ). Однако санкции норм, предусмотренных ст. 137, 138, 183 УК РФ, устанавливают наказание до двух лет лишения свободы, поэтому неправомерное получение доступа к сведениям, составляющим, например, банковскую тайну, в электронной форме требует квалификации по совокупности преступлений. Разумеется, общественная опасность получения указанных сведений, существующих в электронной форме, выше, поскольку использование компьютера облегчает их сбор и распространение. Поэтому нормы, предусмотренные ст. 137, 138, 155, 183 УК РФ, целесообразно дополнить квалифицирующим признаком "совершение деяния с использованием компьютерной техники" <16>.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Суды заключили, что отказ инспекции в ответе по существу запроса незаконен, так как запрошенная информация отсутствует в открытом доступе, но не является налоговой тайной (ст. 102 НК РФ), налогоплательщик имеет право на ее получение в силу ст. 8, 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2021 г. N 17АП-6867/2021-АК по делу N А50-17/2021, Постановление АС УО от 22 июня 2021 г. по делу N А50-19906/2020).
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Суды заключили, что отказ инспекции в ответе по существу запроса незаконен, так как запрошенная информация отсутствует в открытом доступе, но не является налоговой тайной (ст. 102 НК РФ), налогоплательщик имеет право на ее получение в силу ст. 8, 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2021 г. N 17АП-6867/2021-АК по делу N А50-17/2021, Постановление АС УО от 22 июня 2021 г. по делу N А50-19906/2020).
Статья: Вправе ли компания запросить у налоговиков сведения о количестве и движении денежных средств по счетам должника?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. Они указали, что право на получение информации, указанной в запросе компании, не является абсолютным. Его реализация имеет ряд ограничений, связанных прежде всего с информацией, относящейся к налоговой тайне, определенной ст. 102 НК РФ.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. Они указали, что право на получение информации, указанной в запросе компании, не является абсолютным. Его реализация имеет ряд ограничений, связанных прежде всего с информацией, относящейся к налоговой тайне, определенной ст. 102 НК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 17. Соблюдение коммерческой, служебной, банковской, налоговой тайны должностными лицами Банка России
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 17. Соблюдение коммерческой, служебной, банковской, налоговой тайны должностными лицами Банка России
Статья: Обязана ли ИФНС сообщить кредитору о движении денежных средств по счетам должника
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 7)Суды исходили из того, что налоговый орган не владеет полной и актуальной информацией о количестве и движении денежных средств по счетам должника в банках. Право кредитора на получение этой информации не является абсолютным, его реализация имеет ряд ограничений, связанных прежде всего с информацией, относящейся к налоговой тайне (ст. 102 НК РФ), а также с установленными НК РФ основаниями, сроками и процедурой запроса таких сведений в банковских и иных учреждениях. Законодатель установил исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть запрошены взыскателем, в частности у налоговых органов. Следовательно, отказ инспекции не противоречит налоговому законодательству и не нарушает права и законные интересы общества-взыскателя.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 7)Суды исходили из того, что налоговый орган не владеет полной и актуальной информацией о количестве и движении денежных средств по счетам должника в банках. Право кредитора на получение этой информации не является абсолютным, его реализация имеет ряд ограничений, связанных прежде всего с информацией, относящейся к налоговой тайне (ст. 102 НК РФ), а также с установленными НК РФ основаниями, сроками и процедурой запроса таких сведений в банковских и иных учреждениях. Законодатель установил исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть запрошены взыскателем, в частности у налоговых органов. Следовательно, отказ инспекции не противоречит налоговому законодательству и не нарушает права и законные интересы общества-взыскателя.
Готовое решение: Как налоговый орган предоставляет конфиденциальную информацию об организациях и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)если интересующая вас организация (ИП, физлицо) дала согласие на признание налоговой тайны о ней общедоступной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)если интересующая вас организация (ИП, физлицо) дала согласие на признание налоговой тайны о ней общедоступной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Готовое решение: Какие сведения являются налоговой тайной
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговая тайна не подлежит разглашению. Однако налоговый орган в некоторых случаях обязан передавать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговая тайна не подлежит разглашению. Однако налоговый орган в некоторых случаях обязан передавать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").