Налоговые льготы религиозных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые льготы религиозных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 381 "Налоговые льготы" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Налогоплательщик не является религиозной организацией, поэтому не вправе применить налоговую льготу, хотя спорное имущество относится к объектам религиозного назначения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Налогоплательщик не является религиозной организацией, поэтому не вправе применить налоговую льготу, хотя спорное имущество относится к объектам религиозного назначения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ"Учитывая изложенное, организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, на территории Московской области льгота по налогу на имущество в отношении имущества религиозного назначения не может быть предоставлена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретико-правовое осмысление кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений в контексте новейшей конституционной реформы
(Судакова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)2. Нормативный компонент кооперационной модели помимо Конституции РФ пока может базироваться на положениях Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) "О свободе совести и о религиозных объединениях", нормах Гражданского кодекса РФ (ст. 123.26 - 123.28), подзаконных актах, законах субъектов РФ, затрагивающих сферу реализации свободы совести и вероисповедания. На наш взгляд, в перспективе базовый Федеральный закон N 125-ФЗ нуждается в системном обновлении. Ведь его стержневая основа сформирована на заре построения в постсоветской России светского государства, предполагающего полноценную реализацию свободы совести и вероисповедания. В качестве образца были взяты либеральные стандарты, характерные для западных стран. Данный Закон, по нашему мнению, существенно сужает значение религиозной сферы до уровня частной жизни людей. Это верно лишь отчасти. Базовый Закон в сфере свободы совести и вероисповедания обязательно должен отражать позицию государства по отношению к нравственно-этическому аспекту духовно-просветительской деятельности религиозных объединений, брать во внимание тот результат, который эта деятельность предполагает и приносит в итоге. В частности, Федеральный закон N 125-ФЗ в п. 4 ч. 2 ст. 4 предусматривает, что "в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство... не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону". Часть 3 этой же статьи подчеркивает, что "государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями". В ч. 3 ст. 18 указано, что "государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий". Однако при всей логичности и целесообразности данных законоположений системы четких критериев оценки культурно-просветительской и нравственно-этической деятельности религиозных объединений со стороны государства в базовом Законе пока не зафиксировано, меры государственной поддержки не конкретизированы, прозрачный механизм ее предоставления не обозначен, конкретные условия ее получения для религиозных объединений не определены. Необходимо последовательное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти федерального, регионального уровней и органов местного самоуправления с религиозными объединениями в направлении совершенствования нравственного климата в российском обществе. Главной движущей силой такого взаимодействия должны выступать традиционные духовно-нравственные ценности, охраняемые действующей Конституцией РФ.
(Судакова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)2. Нормативный компонент кооперационной модели помимо Конституции РФ пока может базироваться на положениях Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) "О свободе совести и о религиозных объединениях", нормах Гражданского кодекса РФ (ст. 123.26 - 123.28), подзаконных актах, законах субъектов РФ, затрагивающих сферу реализации свободы совести и вероисповедания. На наш взгляд, в перспективе базовый Федеральный закон N 125-ФЗ нуждается в системном обновлении. Ведь его стержневая основа сформирована на заре построения в постсоветской России светского государства, предполагающего полноценную реализацию свободы совести и вероисповедания. В качестве образца были взяты либеральные стандарты, характерные для западных стран. Данный Закон, по нашему мнению, существенно сужает значение религиозной сферы до уровня частной жизни людей. Это верно лишь отчасти. Базовый Закон в сфере свободы совести и вероисповедания обязательно должен отражать позицию государства по отношению к нравственно-этическому аспекту духовно-просветительской деятельности религиозных объединений, брать во внимание тот результат, который эта деятельность предполагает и приносит в итоге. В частности, Федеральный закон N 125-ФЗ в п. 4 ч. 2 ст. 4 предусматривает, что "в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство... не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону". Часть 3 этой же статьи подчеркивает, что "государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями". В ч. 3 ст. 18 указано, что "государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий". Однако при всей логичности и целесообразности данных законоположений системы четких критериев оценки культурно-просветительской и нравственно-этической деятельности религиозных объединений со стороны государства в базовом Законе пока не зафиксировано, меры государственной поддержки не конкретизированы, прозрачный механизм ее предоставления не обозначен, конкретные условия ее получения для религиозных объединений не определены. Необходимо последовательное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти федерального, регионального уровней и органов местного самоуправления с религиозными объединениями в направлении совершенствования нравственного климата в российском обществе. Главной движущей силой такого взаимодействия должны выступать традиционные духовно-нравственные ценности, охраняемые действующей Конституцией РФ.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)5. Установление льгот по земельному налогу. В настоящий момент ст. 395 НК РФ предусматривает стандартный перечень лиц, имеющих льготы по земельному налогу (религиозные организации, судостроительные организации, резиденты особой экономической зоны и т.д.), не учитывая задачи перехода к "зеленой" экономике. Аналогичным образом в муниципальных правовых актах (даже при расширении федерального перечня лиц, имеющих льготы) <8> не предусматриваются стимулирующие льготы для организаций, использующих возобновляемые энергетические объекты, осуществляющих выращивание органической продукции и т.д., что требует обсуждения и исправления.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)5. Установление льгот по земельному налогу. В настоящий момент ст. 395 НК РФ предусматривает стандартный перечень лиц, имеющих льготы по земельному налогу (религиозные организации, судостроительные организации, резиденты особой экономической зоны и т.д.), не учитывая задачи перехода к "зеленой" экономике. Аналогичным образом в муниципальных правовых актах (даже при расширении федерального перечня лиц, имеющих льготы) <8> не предусматриваются стимулирующие льготы для организаций, использующих возобновляемые энергетические объекты, осуществляющих выращивание органической продукции и т.д., что требует обсуждения и исправления.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
(ред. от 08.08.2024)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.