Налоговые органы в своей деятельности руководствуются
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые органы в своей деятельности руководствуются (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Также налоговый орган пришел к выводу о неправомерном принятии к вычету НДС и учету налогоплательщиком расходов при приобретении товара у другого контрагента. Налоговый орган установил, что у контрагента отсутствовали необходимые условия для поставок данного товара (в частности, оборудование для его производства или затраты на его приобретение у другого лица, складские помещения, персонал). Налоговый орган установил, что фактическим поставщиком и производителем данной продукции является лицо, взаимозависимое с номинальным поставщиком, которое обладает необходимым оборудованием, работниками, помещением, транспортом для осуществления поставок продукции. Установив фактического поставщика товара, налоговый орган, руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, признал неправомерным в полном объеме принятие к вычету НДС по данным сделкам и учет по ним расходов. Суд признал правомерным отказ в принятии к вычету НДС, поскольку реальный поставщик товара применял УСН. Вместе с тем суд отметил, что полное исключение из состава затрат стоимости приобретенных товаров противоречит действующему законодательству, учитывая реальность поставки и последующее использование налогоплательщиком товара в своей производственной деятельности, и признал незаконным доначисление налога на прибыль в данной части.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Также налоговый орган пришел к выводу о неправомерном принятии к вычету НДС и учету налогоплательщиком расходов при приобретении товара у другого контрагента. Налоговый орган установил, что у контрагента отсутствовали необходимые условия для поставок данного товара (в частности, оборудование для его производства или затраты на его приобретение у другого лица, складские помещения, персонал). Налоговый орган установил, что фактическим поставщиком и производителем данной продукции является лицо, взаимозависимое с номинальным поставщиком, которое обладает необходимым оборудованием, работниками, помещением, транспортом для осуществления поставок продукции. Установив фактического поставщика товара, налоговый орган, руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, признал неправомерным в полном объеме принятие к вычету НДС по данным сделкам и учет по ним расходов. Суд признал правомерным отказ в принятии к вычету НДС, поскольку реальный поставщик товара применял УСН. Вместе с тем суд отметил, что полное исключение из состава затрат стоимости приобретенных товаров противоречит действующему законодательству, учитывая реальность поставки и последующее использование налогоплательщиком товара в своей производственной деятельности, и признал незаконным доначисление налога на прибыль в данной части.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Также налоговый орган пришел к выводу о неправомерном принятии к вычету НДС и учету налогоплательщиком расходов при приобретении товара у другого контрагента. Налоговый орган установил, что у контрагента отсутствовали необходимые условия для поставок данного товара (в частности, оборудование для его производства или затраты на его приобретение у другого лица, складские помещения, персонал). Налоговый орган установил, что фактическим поставщиком и производителем данной продукции является лицо, взаимозависимое с номинальным поставщиком, которое обладает необходимым оборудованием, работниками, помещением, транспортом для осуществления поставок продукции. Установив фактического поставщика товара, налоговый орган, руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, признал неправомерным в полном объеме принятие к вычету НДС по данным сделкам и учет по ним расходов. Суд признал правомерным отказ в принятии к вычету НДС, поскольку реальный поставщик товара применял УСН. Вместе с тем суд отметил, что полное исключение из состава затрат стоимости приобретенных товаров противоречит действующему законодательству, учитывая реальность поставки и последующее использование налогоплательщиком товара в своей производственной деятельности, и признал незаконным доначисление налога на прибыль в данной части.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Также налоговый орган пришел к выводу о неправомерном принятии к вычету НДС и учету налогоплательщиком расходов при приобретении товара у другого контрагента. Налоговый орган установил, что у контрагента отсутствовали необходимые условия для поставок данного товара (в частности, оборудование для его производства или затраты на его приобретение у другого лица, складские помещения, персонал). Налоговый орган установил, что фактическим поставщиком и производителем данной продукции является лицо, взаимозависимое с номинальным поставщиком, которое обладает необходимым оборудованием, работниками, помещением, транспортом для осуществления поставок продукции. Установив фактического поставщика товара, налоговый орган, руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, признал неправомерным в полном объеме принятие к вычету НДС по данным сделкам и учет по ним расходов. Суд признал правомерным отказ в принятии к вычету НДС, поскольку реальный поставщик товара применял УСН. Вместе с тем суд отметил, что полное исключение из состава затрат стоимости приобретенных товаров противоречит действующему законодательству, учитывая реальность поставки и последующее использование налогоплательщиком товара в своей производственной деятельности, и признал незаконным доначисление налога на прибыль в данной части.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как применяются письма Минфина России по вопросам налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы в своей деятельности обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина России, которые адресованы им (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.02.2020 N 03-11-11/12408). В то же время налоговые органы на местах в первую очередь руководствуются разъяснениями ФНС России, в том числе согласованными с Минфином России или с аналогичной позицией (Письма ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@, Минфина России от 12.10.2011 N 03-02-08/110). Также они ориентируются на актуальную судебную практику - в первую очередь на акты высших судов (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097)).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы в своей деятельности обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина России, которые адресованы им (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.02.2020 N 03-11-11/12408). В то же время налоговые органы на местах в первую очередь руководствуются разъяснениями ФНС России, в том числе согласованными с Минфином России или с аналогичной позицией (Письма ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@, Минфина России от 12.10.2011 N 03-02-08/110). Также они ориентируются на актуальную судебную практику - в первую очередь на акты высших судов (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097)).
Статья: Правовое регулирование функционирования налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровой экономики
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Поэтому, говоря об отсутствии какой-то конкретной нормы, позволяющей урегулировать налоговые правоотношения, нужно не забывать о многообразии форм права, позволяющих урегулировать данные отношения. В данном случае мы можем говорить и о принципах правах, и о возможности индивидуального правового регулирования, например, в процессе разрешения налогового спора судебные органы, "безусловно, должны руководствоваться принципами права при осуществлении своей деятельности" <2>.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Поэтому, говоря об отсутствии какой-то конкретной нормы, позволяющей урегулировать налоговые правоотношения, нужно не забывать о многообразии форм права, позволяющих урегулировать данные отношения. В данном случае мы можем говорить и о принципах правах, и о возможности индивидуального правового регулирования, например, в процессе разрешения налогового спора судебные органы, "безусловно, должны руководствоваться принципами права при осуществлении своей деятельности" <2>.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 3. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 3. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)3. Межрайонная инспекция по КН является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками регионального уровня, основным видом экономической деятельности которых является ________ (далее - крупнейшие налогоплательщики регионального уровня), а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)3. Межрайонная инспекция по КН является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками регионального уровня, основным видом экономической деятельности которых является ________ (далее - крупнейшие налогоплательщики регионального уровня), а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.