Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, НДФЛ, единый налог по УСН, сделав вывод об утрате налогоплательщиком права на применение ЕНВД и УСН. При определении налоговых обязательств инспекцией применялся расчетный метод. Суд признал доначисление правомерным. Суд установил, что в ходе проверки налогоплательщик не представил первичные бухгалтерские и иные документы, необходимые для определения размера полученных доходов и произведенных расходов, сославшись на прекращение обязанности по их хранению. Также налогоплательщик ссылался на некорректность запроса инспекцией сведений об аналогичных налогоплательщиках и, соответственно, неверное определение налоговых обязательств. Суд указал, что налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений налогоплательщика, непредставления необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Определение сумм налогов на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках не является единственно возможным способом расчета налоговых обязательств. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе применить расчетный метод на основании имеющейся информации о налогоплательщике. В данном случае расчет был произведен на основании сведений, содержащихся в платежных документах, выписках о движении денежных средств по расчетным счетам предпринимателя, полученных от контрагентов информации и документов, а также документов, полученных в ходе камеральных налоговых проверок. Суд пришел к выводу, что при применении расчетного метода инспекция правомерно использовала имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, НДФЛ, единый налог по УСН, сделав вывод об утрате налогоплательщиком права на применение ЕНВД и УСН. При определении налоговых обязательств инспекцией применялся расчетный метод. Суд признал доначисление правомерным. Суд установил, что в ходе проверки налогоплательщик не представил первичные бухгалтерские и иные документы, необходимые для определения размера полученных доходов и произведенных расходов, сославшись на прекращение обязанности по их хранению. Также налогоплательщик ссылался на некорректность запроса инспекцией сведений об аналогичных налогоплательщиках и, соответственно, неверное определение налоговых обязательств. Суд указал, что налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений налогоплательщика, непредставления необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Определение сумм налогов на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках не является единственно возможным способом расчета налоговых обязательств. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе применить расчетный метод на основании имеющейся информации о налогоплательщике. В данном случае расчет был произведен на основании сведений, содержащихся в платежных документах, выписках о движении денежных средств по расчетным счетам предпринимателя, полученных от контрагентов информации и документов, а также документов, полученных в ходе камеральных налоговых проверок. Суд пришел к выводу, что при применении расчетного метода инспекция правомерно использовала имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В данном случае представлены достаточные доказательства, позволяющие установить действительный размер налоговых обязательств, в связи с чем налоговый орган правомерно не определял размер подлежащих уплате налогов расчетным путем.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В данном случае представлены достаточные доказательства, позволяющие установить действительный размер налоговых обязательств, в связи с чем налоговый орган правомерно не определял размер подлежащих уплате налогов расчетным путем.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем
(Поздышева О.Ю.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2019, N 10)"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2019, N 10
(Поздышева О.Ю.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2019, N 10)"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2019, N 10
Статья: Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем
(Ермошина Е.Л.)
("Налоговая проверка", 2017, N 2)"Налоговая проверка", 2017, N 2
(Ермошина Е.Л.)
("Налоговая проверка", 2017, N 2)"Налоговая проверка", 2017, N 2
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"При этом бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"При этом бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033
(ред. от 19.08.2022)
"О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей"В случае если продавец - налогоплательщик налога на добавленную стоимость (за исключением налогоплательщика налога на добавленную стоимость, использующего право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации) при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет иностранному дипломатическому или приравненному к нему представительству не заключил договор в письменной форме и (или) не выставил счет-фактуру, в налоговый орган представляются платежно-расчетные документы, или кассовые чеки, или бланки строгой отчетности, заполненные в установленном порядке (их копии, заверенные иностранным дипломатическим или приравненным к нему представительством), подтверждающие фактическую оплату иностранным дипломатическим или приравненным к нему представительством товаров (работ, услуг). Если в платежно-расчетных документах, или кассовых чеках, или бланках строгой отчетности отсутствует выделенная отдельной строкой сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная продавцом - налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (за исключением налогоплательщика налога на добавленную стоимость, использующего право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации), и указанный продавец не выставил счет-фактуру, налоговый орган определяет сумму налога, подлежащую возмещению, расчетным методом исходя из ставок налога на добавленную стоимость, установленных статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
(ред. от 19.08.2022)
"О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей"В случае если продавец - налогоплательщик налога на добавленную стоимость (за исключением налогоплательщика налога на добавленную стоимость, использующего право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации) при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет иностранному дипломатическому или приравненному к нему представительству не заключил договор в письменной форме и (или) не выставил счет-фактуру, в налоговый орган представляются платежно-расчетные документы, или кассовые чеки, или бланки строгой отчетности, заполненные в установленном порядке (их копии, заверенные иностранным дипломатическим или приравненным к нему представительством), подтверждающие фактическую оплату иностранным дипломатическим или приравненным к нему представительством товаров (работ, услуг). Если в платежно-расчетных документах, или кассовых чеках, или бланках строгой отчетности отсутствует выделенная отдельной строкой сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная продавцом - налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (за исключением налогоплательщика налога на добавленную стоимость, использующего право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации), и указанный продавец не выставил счет-фактуру, налоговый орган определяет сумму налога, подлежащую возмещению, расчетным методом исходя из ставок налога на добавленную стоимость, установленных статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации.