Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем

Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, НДФЛ, единый налог по УСН, сделав вывод об утрате налогоплательщиком права на применение ЕНВД и УСН. При определении налоговых обязательств инспекцией применялся расчетный метод. Суд признал доначисление правомерным. Суд установил, что в ходе проверки налогоплательщик не представил первичные бухгалтерские и иные документы, необходимые для определения размера полученных доходов и произведенных расходов, сославшись на прекращение обязанности по их хранению. Также налогоплательщик ссылался на некорректность запроса инспекцией сведений об аналогичных налогоплательщиках и, соответственно, неверное определение налоговых обязательств. Суд указал, что налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений налогоплательщика, непредставления необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Определение сумм налогов на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках не является единственно возможным способом расчета налоговых обязательств. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе применить расчетный метод на основании имеющейся информации о налогоплательщике. В данном случае расчет был произведен на основании сведений, содержащихся в платежных документах, выписках о движении денежных средств по расчетным счетам предпринимателя, полученных от контрагентов информации и документов, а также документов, полученных в ходе камеральных налоговых проверок. Суд пришел к выводу, что при применении расчетного метода инспекция правомерно использовала имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
По итогам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль налоговый орган сделал вывод о занижении налоговой базы по налогу на прибыль и доначислил налог. К выводу о занижении налоговой базы налоговый орган пришел, поскольку по налогу на прибыль была подана нулевая декларация, а в налоговых декларациях по НДС за тот же период была отражена реализация. Применив подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговый орган определил сумму налога на прибыль расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике. Для определения размера дохода в соответствии со ст. 93.1 НК РФ налоговый орган истребовал документы (информацию) у организаций, указанных в книге продаж налогоплательщика (то есть только в доходной части), расходы были приняты только в виде оплаты труда по имеющимся у инспекции справкам 2-НДФЛ (иные расходы не учтены, информация у организаций, указанных в книге покупок налогоплательщика, запрошена не была). Суд пришел к выводу, что налоговый орган неверно применил расчетный метод, использовав лишь неполные данные о самом налогоплательщике, данные об аналогичных налогоплательщиках налоговым органом не собирались и не анализировались. Суд признал доначисление налога на прибыль неправомерным, отметив, что налогоплательщиком была представлена уточненная налоговая декларация, показатели которой должен был проанализировать налоговой орган, представление нулевой налоговой декларации обусловлено техническим сбоем. Налоговым органом не соблюдены условия применения расчетного метода.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)
В силу подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
8. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.