Налоговые последствия новации
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые последствия новации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)5.2.5. Налоговые последствия новации
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)5.2.5. Налоговые последствия новации
Путеводитель по сделкам. Новация. Должник по первоначальному обязательствуДля покупателя (заказчика), применяющего метод начисления, новация не влечет каких-либо налоговых последствий, влияющих на признание расходов на приобретение товаров (работ, услуг) по первоначальному договору. Это обусловлено тем, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся, независимо от факта их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Осуществленное исследование позволяет прийти к следующим выводам. Для обеспечения большей убедительности предлагаемых выводов необходимо рассмотрение любых нововведений одновременно в нескольких ракурсах. Во-первых, анализ любых новаций должен предполагать изучение не только их существа, но и предпосылок, итогов, последствий, что достигается при междисциплинарном освещении проблематики. Во-вторых, неизбежно и необходимо рассмотрение любых нововведений в контексте их соответствия основам, принципам, сущности принятой концепции правового регулирования. В-третьих, немаловажным является и вопрос о соотнесении новаций с наиболее перспективными направлениями развития налогового законодательства, в том числе и при разрешении системных проблем налогообложения. При определении перспектив правового регулирования во избежание принятия правовых норм, входящих в противоречие с избранной правовой концепцией, главным ориентиром должны быть фундаментальные ценности. В основе пересмотра самой концепции должен лежать ценностный подход. И в вопросе о выборе правового инструментария в решении тех или иных проблем определяющее значение должны иметь не цели и характер желаемых последствий (как в случае с легализацией), а ценности и принципы правового регулирования, что особенно важно в случае с проблемами сложными, давними и системными.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Осуществленное исследование позволяет прийти к следующим выводам. Для обеспечения большей убедительности предлагаемых выводов необходимо рассмотрение любых нововведений одновременно в нескольких ракурсах. Во-первых, анализ любых новаций должен предполагать изучение не только их существа, но и предпосылок, итогов, последствий, что достигается при междисциплинарном освещении проблематики. Во-вторых, неизбежно и необходимо рассмотрение любых нововведений в контексте их соответствия основам, принципам, сущности принятой концепции правового регулирования. В-третьих, немаловажным является и вопрос о соотнесении новаций с наиболее перспективными направлениями развития налогового законодательства, в том числе и при разрешении системных проблем налогообложения. При определении перспектив правового регулирования во избежание принятия правовых норм, входящих в противоречие с избранной правовой концепцией, главным ориентиром должны быть фундаментальные ценности. В основе пересмотра самой концепции должен лежать ценностный подход. И в вопросе о выборе правового инструментария в решении тех или иных проблем определяющее значение должны иметь не цели и характер желаемых последствий (как в случае с легализацией), а ценности и принципы правового регулирования, что особенно важно в случае с проблемами сложными, давними и системными.
Путеводитель по сделкам. Новация. Кредитор по первоначальному обязательствуПри подписании соглашения о новации обязательства заемщика по договору займа прекращаются (п. 1 ст. 414 ГК РФ). Для бывшего заимодавца это не влечет каких-либо последствий, поскольку средства, переданные по договору займа и полученные в счет его погашения, в целях налогообложения не учитываются (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).
Статья: Бесплатный доступ к социально значимым интернет-сайтам в России: новый налог и вызов для конкуренции?
(Хуснутдинов А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)В статье исследуется недавняя новация в законодательстве о возложении обязательств на операторов связи по обеспечению бесплатного доступа к социально значимым информационным ресурсам (сайтам). Автором показано изменение подхода законодателя к регулированию Интернета в двух аспектах: в отклонении от преимущественно "ограничительного" подхода к регулированию, а также в аспекте возложения на операторов связи социально значимых функций и предоставления им компенсации за реализацию этих функций. Показаны потенциальные осложнения, связанные с данной новацией, которые касаются обеспечения конкуренции между интернет-ресурсами, а также финансовой затратности реализации бесплатного доступа к интернет-ресурсам за счет средств операторов, в условиях отсутствия формализованных в законодательстве механизмов компенсации затрат и обязательств, уже возложенных на операторов связи так называемым законом Яровой. В статье исследуются с конституционно-правовых позиций обязанности операторов предоставить бесплатный доступ к социально значимым информационным ресурсам. Проводятся параллели между данной обязанностью операторов и налоговыми обязательствами, выраженными в натуральной форме (налогом в натуральной форме), и высказывается позиция, что, несмотря на то что de jure налог может выплачиваться только в денежной форме, de facto данная обязанность может быть отнесена к налоговым. Кроме того, со ссылкой на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации проанализирована юридическая техника изложения новых норм с точки зрения критериев, установленных для налоговых норм. Высказана также позиция о негативных последствиях для рыночной конкуренции между интернет-ресурсами, проистекающих из данной новации в условиях ухода с российского рынка множества международных интернет-компаний. В заключительной части статьи автор предлагает изменения в федеральном законодательстве, которые в большей степени соответствовали бы растущей социальной значимости доступа в Интернет и которые могли бы решить возникшие в связи с появлением данной новации противоречия.
(Хуснутдинов А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)В статье исследуется недавняя новация в законодательстве о возложении обязательств на операторов связи по обеспечению бесплатного доступа к социально значимым информационным ресурсам (сайтам). Автором показано изменение подхода законодателя к регулированию Интернета в двух аспектах: в отклонении от преимущественно "ограничительного" подхода к регулированию, а также в аспекте возложения на операторов связи социально значимых функций и предоставления им компенсации за реализацию этих функций. Показаны потенциальные осложнения, связанные с данной новацией, которые касаются обеспечения конкуренции между интернет-ресурсами, а также финансовой затратности реализации бесплатного доступа к интернет-ресурсам за счет средств операторов, в условиях отсутствия формализованных в законодательстве механизмов компенсации затрат и обязательств, уже возложенных на операторов связи так называемым законом Яровой. В статье исследуются с конституционно-правовых позиций обязанности операторов предоставить бесплатный доступ к социально значимым информационным ресурсам. Проводятся параллели между данной обязанностью операторов и налоговыми обязательствами, выраженными в натуральной форме (налогом в натуральной форме), и высказывается позиция, что, несмотря на то что de jure налог может выплачиваться только в денежной форме, de facto данная обязанность может быть отнесена к налоговым. Кроме того, со ссылкой на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации проанализирована юридическая техника изложения новых норм с точки зрения критериев, установленных для налоговых норм. Высказана также позиция о негативных последствиях для рыночной конкуренции между интернет-ресурсами, проистекающих из данной новации в условиях ухода с российского рынка множества международных интернет-компаний. В заключительной части статьи автор предлагает изменения в федеральном законодательстве, которые в большей степени соответствовали бы растущей социальной значимости доступа в Интернет и которые могли бы решить возникшие в связи с появлением данной новации противоречия.
Статья: Принципы правовой модификации отношений в налоговой сфере
(Журавлева О.О.)
("Финансовое право", 2023, N 7)В последние годы в ней происходят существенные преобразования, в частности, применяются экспериментальные специальные налоговые режимы, изменяются в связи с технологической трансформацией способы внесения средств в бюджетную систему, осуществления взаимодействия между налоговыми органами и обязанными лицам, в том числе появляются новые виды контроля.
(Журавлева О.О.)
("Финансовое право", 2023, N 7)В последние годы в ней происходят существенные преобразования, в частности, применяются экспериментальные специальные налоговые режимы, изменяются в связи с технологической трансформацией способы внесения средств в бюджетную систему, осуществления взаимодействия между налоговыми органами и обязанными лицам, в том числе появляются новые виды контроля.
Статья: Имущественное налогообложение в контексте интеграционных процессов субъектов Российской Федерации
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<1> О последствиях увеличения налоговой нагрузки см., например: Дерина О.В., Морозова Г.В. Налоговая нагрузка: экономическая сущность и роль в регулировании социально-экономической сферы // Вестник Мордовского университета, 2009; Стецюнич Ю.Н., Гретченко И.И. Способы налоговой экономии в свете новаций налогового законодательства // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. N 1-2 (58). С. 3 - 5; Пансков В.Г. Налоговое регулирование как инструмент подъема экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. N 3. С. 86 - 99 и др.
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<1> О последствиях увеличения налоговой нагрузки см., например: Дерина О.В., Морозова Г.В. Налоговая нагрузка: экономическая сущность и роль в регулировании социально-экономической сферы // Вестник Мордовского университета, 2009; Стецюнич Ю.Н., Гретченко И.И. Способы налоговой экономии в свете новаций налогового законодательства // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. N 1-2 (58). С. 3 - 5; Пансков В.Г. Налоговое регулирование как инструмент подъема экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. N 3. С. 86 - 99 и др.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-покупателя новацию ее обязательства по оплате товара по договору купли-продажи в заемное обязательство, оформленное простым беспроцентным векселем, и оплату этого векселя при его предъявлении контрагентом в установленный срок?..
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку иных требований для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит, в результате новации обязательства по оплате товара в заемное обязательство никаких налоговых последствий в отношении принятой к вычету суммы НДС у организации не возникает.
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку иных требований для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит, в результате новации обязательства по оплате товара в заемное обязательство никаких налоговых последствий в отношении принятой к вычету суммы НДС у организации не возникает.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)К моменту заключения дополнительного соглашения объект строительства был возведен. При этом изменение валюты долга привело к увеличению суммы долга предприятия перед иностранной компанией в два раза (с 1 млрд до 2 млрд руб.). Налогоплательщик компенсировал иностранной компании последствия неблагоприятного изменения курса валюты.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)К моменту заключения дополнительного соглашения объект строительства был возведен. При этом изменение валюты долга привело к увеличению суммы долга предприятия перед иностранной компанией в два раза (с 1 млрд до 2 млрд руб.). Налогоплательщик компенсировал иностранной компании последствия неблагоприятного изменения курса валюты.
Статья: Субсидиарная ответственность - размер имеет значение
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Также важно на этапе выездной налоговой проверки не совершать действия, которые впоследствии могут привести к негативным последствиям, в том числе в процедуре банкротства.
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Также важно на этапе выездной налоговой проверки не совершать действия, которые впоследствии могут привести к негативным последствиям, в том числе в процедуре банкротства.
Статья: Налогово-правовые последствия совместных завещаний
(Бриль Г.Д.)
("Финансовое право", 2024, N 1)В-третьих, эта новация не только не потребовала дополнительных расходов федерального бюджета, но и не повлекла никаких налогово-правовых последствий. Дополнительное бремя уплаты налогов ни на кого не легло. Убытки тоже никто нести с учетом новых новелл не должен. В то же время все эти изменения предоставили новые возможности завещателям для мотивации именно тех наследников, которые, по их мнению, решили не планировать зарабатывать в жизни сами. И мы предлагаем рассмотреть эти перспективы как логичный повод для образования налогово-правовых последствий.
(Бриль Г.Д.)
("Финансовое право", 2024, N 1)В-третьих, эта новация не только не потребовала дополнительных расходов федерального бюджета, но и не повлекла никаких налогово-правовых последствий. Дополнительное бремя уплаты налогов ни на кого не легло. Убытки тоже никто нести с учетом новых новелл не должен. В то же время все эти изменения предоставили новые возможности завещателям для мотивации именно тех наследников, которые, по их мнению, решили не планировать зарабатывать в жизни сами. И мы предлагаем рассмотреть эти перспективы как логичный повод для образования налогово-правовых последствий.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Существенным отличием налоговых правоотношений от частноправовых является то, что они могут возникать и существовать только в правовой форме и только на основе норм законодательства. Эта особенность все чаще приводит к желанию постоянно трансформировать законодательство о налогах и сборах, поскольку появление новых явлений в гражданской сфере тут же порождает желание отразить специфику их налоговых последствий в законодательстве о налогах и сборах. Вместе с тем это не всегда оправданно, поскольку загромождает законодательство, индивидуализирует его, что усложняет его применение. Представляется, что главной проблемой является отнюдь не несовершенство законодательства о налогах и сборах, а утраченная способность его применять. Большинство новаций цифровой экономики можно уложить в традиционные конструкции, однако особенность существующих к ней подходов заключается в том, что ее акторы всячески стараются убедить в ее уникальности, для того чтобы пересмотреть в свою пользу сложившиеся правила <1>, что может быть оправдано с точки зрения создания стимулов, однако должно подчиняться порядку и правилам их установления. Кроме того, необходимо понимать, что стремление трансформировать законодательство о налогах и сборах, прежде чем произойдет определение правовой сущности новых явлений в правоотношениях по их обороту, может привести к еще большим рискам <2>, связанным с дальнейшей переквалификацией, однако возможно и обратное, когда наличие налоговых преимуществ приводит к деформации гражданско-правовой природы договора <3>. В связи с этим правовое регулирование цифровой экономики требует системности, которой в настоящее время в российском праве не наблюдается.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Существенным отличием налоговых правоотношений от частноправовых является то, что они могут возникать и существовать только в правовой форме и только на основе норм законодательства. Эта особенность все чаще приводит к желанию постоянно трансформировать законодательство о налогах и сборах, поскольку появление новых явлений в гражданской сфере тут же порождает желание отразить специфику их налоговых последствий в законодательстве о налогах и сборах. Вместе с тем это не всегда оправданно, поскольку загромождает законодательство, индивидуализирует его, что усложняет его применение. Представляется, что главной проблемой является отнюдь не несовершенство законодательства о налогах и сборах, а утраченная способность его применять. Большинство новаций цифровой экономики можно уложить в традиционные конструкции, однако особенность существующих к ней подходов заключается в том, что ее акторы всячески стараются убедить в ее уникальности, для того чтобы пересмотреть в свою пользу сложившиеся правила <1>, что может быть оправдано с точки зрения создания стимулов, однако должно подчиняться порядку и правилам их установления. Кроме того, необходимо понимать, что стремление трансформировать законодательство о налогах и сборах, прежде чем произойдет определение правовой сущности новых явлений в правоотношениях по их обороту, может привести к еще большим рискам <2>, связанным с дальнейшей переквалификацией, однако возможно и обратное, когда наличие налоговых преимуществ приводит к деформации гражданско-правовой природы договора <3>. В связи с этим правовое регулирование цифровой экономики требует системности, которой в настоящее время в российском праве не наблюдается.