Налоговый маневр
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый маневр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налоговые льготы для IT-компаний
(Издательство "Главная книга", 2025)В рамках налогового маневра IT-компаниям предоставлены льготы по страховым взносам, налогу на прибыль и НДС.
(Издательство "Главная книга", 2025)В рамках налогового маневра IT-компаниям предоставлены льготы по страховым взносам, налогу на прибыль и НДС.
Статья: Полномочия субъектов, обеспечивающих финансирование публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 3)В развитие гипотезы реализации бюджетно-налогового маневра в сфере публичных закупок <*> акцентировано внимание на полномочиях субъектов, обеспечивающих финансирование публичных закупок, которые предложено разделить на субъекты общей и специальной компетенции.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 3)В развитие гипотезы реализации бюджетно-налогового маневра в сфере публичных закупок <*> акцентировано внимание на полномочиях субъектов, обеспечивающих финансирование публичных закупок, которые предложено разделить на субъекты общей и специальной компетенции.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Этот вывод подтверждается в п. 12 Приложения к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли", в котором разъясняется, что налоговые агенты определяют момент возникновения налоговой базы по дате перечисления иностранной компании оплаты (предоплаты) за товары, работы, услуги.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Этот вывод подтверждается в п. 12 Приложения к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли", в котором разъясняется, что налоговые агенты определяют момент возникновения налоговой базы по дате перечисления иностранной компании оплаты (предоплаты) за товары, работы, услуги.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Статья: Эстоппель в налоговом праве: непоследовательное поведение публичного субъекта и защита правомерных ожиданий налогоплательщика
(Изотов А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В двух последних спорах судьями затронута важная проблема разумного поведения налогоплательщика с предъявлением особых требований к уровню системного толкования (разграничение ошибочности и безошибочности подзаконного акта) и телеологического толкования норм права (соотнесение целей законодательных изменений при проведении "налогового маневра" с буквальным содержанием подзаконной нормы).
(Изотов А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В двух последних спорах судьями затронута важная проблема разумного поведения налогоплательщика с предъявлением особых требований к уровню системного толкования (разграничение ошибочности и безошибочности подзаконного акта) и телеологического толкования норм права (соотнесение целей законодательных изменений при проведении "налогового маневра" с буквальным содержанием подзаконной нормы).
Статья: Проблемы реализации налоговых отношений в условиях цифровой трансформации
(Затулина Т.Н.)
("Современное право", 2024, N 10)Идет глобальная перестройка миропорядка, сопряженная для суверенной России с политико-экономическими кризисами. Еще в 2014 году Президент РФ заявил о необходимости решительного налогового маневра, создании современной налоговой системы, оптимизации тех налогов, от которых зависит прежде всего экономический рост. Спустя полгода глава государства ставит задачу создания единой системы налогов и сборов, их администрирования для общих целей консолидации бюджета [6, с. 8].
(Затулина Т.Н.)
("Современное право", 2024, N 10)Идет глобальная перестройка миропорядка, сопряженная для суверенной России с политико-экономическими кризисами. Еще в 2014 году Президент РФ заявил о необходимости решительного налогового маневра, создании современной налоговой системы, оптимизации тех налогов, от которых зависит прежде всего экономический рост. Спустя полгода глава государства ставит задачу создания единой системы налогов и сборов, их администрирования для общих целей консолидации бюджета [6, с. 8].
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В пояснительной записке к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, которым были установлены описанные выше правила налогообложения компаний - разработчиков программного обеспечения, было указано, что принятие законопроекта не приведет к негативным экономическим и финансовым последствиям. Финансово-экономическое обоснование, напротив, явно показывало, что принятие законопроекта приведет к ежегодным выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 32 млрд рублей <2>. Доходы федерального бюджета остались на том же уровне, что и до принятия закона. Очевидно, что увеличение (или сокращение) количества соответствующих налогоплательщиков не оценивалось <3>, и потенциально сумма выпадающих доходов оказалась больше. Компенсацию выпадающих доходов, согласно финансово-экономическому обоснованию, предполагается произвести за счет исключения льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении программного обеспечения, не включенного в реестр российского программного обеспечения <4>. В средствах массовой информации эти изменения налогового законодательства назвали налоговым маневром в IT-отрасли <5>. Однако выпадающие доходы возникли у бюджетов субъектов РФ, а дополнительные поступления от НДС подлежат зачислению целиком в федеральный бюджет. Таким образом, федеральный бюджет получает в результате маневра дополнительные доходы, в то время как бюджеты субъектов прямой компенсации не имеют. Таким образом, вопросы компенсации бюджетам субъектов РФ выпадающих доходов остаются нерешенными <6>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В пояснительной записке к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, которым были установлены описанные выше правила налогообложения компаний - разработчиков программного обеспечения, было указано, что принятие законопроекта не приведет к негативным экономическим и финансовым последствиям. Финансово-экономическое обоснование, напротив, явно показывало, что принятие законопроекта приведет к ежегодным выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 32 млрд рублей <2>. Доходы федерального бюджета остались на том же уровне, что и до принятия закона. Очевидно, что увеличение (или сокращение) количества соответствующих налогоплательщиков не оценивалось <3>, и потенциально сумма выпадающих доходов оказалась больше. Компенсацию выпадающих доходов, согласно финансово-экономическому обоснованию, предполагается произвести за счет исключения льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении программного обеспечения, не включенного в реестр российского программного обеспечения <4>. В средствах массовой информации эти изменения налогового законодательства назвали налоговым маневром в IT-отрасли <5>. Однако выпадающие доходы возникли у бюджетов субъектов РФ, а дополнительные поступления от НДС подлежат зачислению целиком в федеральный бюджет. Таким образом, федеральный бюджет получает в результате маневра дополнительные доходы, в то время как бюджеты субъектов прямой компенсации не имеют. Таким образом, вопросы компенсации бюджетам субъектов РФ выпадающих доходов остаются нерешенными <6>.
Статья: Особенности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров
(Поляков А.Е., Дмитриева О.А., Шестемиров А.А.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Особая актуальность обозначенной проблемы подчеркивается необходимостью выполнения в 2024 г. Федеральной таможенной службой Российской Федерации (далее - ФТС России) прогнозного значения по перечислению денежных средств в федеральный бюджет в размере 7,4 трлн руб. (+14% относительно значения 2023 г.) <1> в условиях проведенного налогового маневра в нефтяной отрасли, по результатам которого установлены нулевые ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и некоторые категории товаров, выработанных из нефти, и снижения объемов экспортируемого газа вследствие совершенных терактов на трубопроводах "Северный поток" и "Северный поток - 2". В этих условиях должностными лицами таможенных органов принимаются меры по доначислению таможенных платежей посредством увеличения таможенной стоимости как перемещаемых через границу товаров, так и товаров, которые были ранее ввезены на территорию Евразийского экономического союза. При этом ключевыми инструментами для такого увеличения основы исчисления таможенных платежей в 2022 - 2024 гг. стали дивиденды и лицензионные платежи.
(Поляков А.Е., Дмитриева О.А., Шестемиров А.А.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Особая актуальность обозначенной проблемы подчеркивается необходимостью выполнения в 2024 г. Федеральной таможенной службой Российской Федерации (далее - ФТС России) прогнозного значения по перечислению денежных средств в федеральный бюджет в размере 7,4 трлн руб. (+14% относительно значения 2023 г.) <1> в условиях проведенного налогового маневра в нефтяной отрасли, по результатам которого установлены нулевые ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и некоторые категории товаров, выработанных из нефти, и снижения объемов экспортируемого газа вследствие совершенных терактов на трубопроводах "Северный поток" и "Северный поток - 2". В этих условиях должностными лицами таможенных органов принимаются меры по доначислению таможенных платежей посредством увеличения таможенной стоимости как перемещаемых через границу товаров, так и товаров, которые были ранее ввезены на территорию Евразийского экономического союза. При этом ключевыми инструментами для такого увеличения основы исчисления таможенных платежей в 2022 - 2024 гг. стали дивиденды и лицензионные платежи.
Статья: О роли и проблемах налогового стимулирования в развитии радиоэлектронной промышленности
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Налоговые льготы для субъектов радиоэлектронной промышленности. В последние несколько лет Правительство Российской Федерации активно использует налоговые инструменты для поддержки наиболее приоритетных отраслей, реализуя налоговые маневры. Один из таких маневров предусмотрен для рассматриваемой отрасли. Рассмотрим более подробно пакет налоговых льгот, который разработан для радиоэлектроники.
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Налоговые льготы для субъектов радиоэлектронной промышленности. В последние несколько лет Правительство Российской Федерации активно использует налоговые инструменты для поддержки наиболее приоритетных отраслей, реализуя налоговые маневры. Один из таких маневров предусмотрен для рассматриваемой отрасли. Рассмотрим более подробно пакет налоговых льгот, который разработан для радиоэлектроники.
Интервью: Переход от УСН к общему налоговому режиму: требуется реформа законодательства
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)- В.З.: В основу формирования переходного режима может быть положен налоговый маневр: определение лимита доходов не по лицу, а по группе взаимозависимых лиц с одновременным повышением лимита и введением прогрессивной шкалы налоговых ставок исходя из официальных размеров микро- и малого бизнеса (см. таблицу). Размер ставок и конкретные лимиты необходимо рассчитать исходя из показателей бизнеса и последствий для федерального и региональных бюджетов.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)- В.З.: В основу формирования переходного режима может быть положен налоговый маневр: определение лимита доходов не по лицу, а по группе взаимозависимых лиц с одновременным повышением лимита и введением прогрессивной шкалы налоговых ставок исходя из официальных размеров микро- и малого бизнеса (см. таблицу). Размер ставок и конкретные лимиты необходимо рассчитать исходя из показателей бизнеса и последствий для федерального и региональных бюджетов.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)На это обращено внимание в Письме ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли".
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)На это обращено внимание в Письме ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли".