Налоговый потенциал
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый потенциал (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)"Налоги" (журнал), 2025, N 1
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)"Налоги" (журнал), 2025, N 1
Статья: Налог на недвижимое богатство: перспективы введения и оценка фискального потенциала
(Корытин А.В.)
("Финансы", 2023, N 3)Фискальный потенциал налогообложения недвижимого богатства
(Корытин А.В.)
("Финансы", 2023, N 3)Фискальный потенциал налогообложения недвижимого богатства
Нормативные акты
Статья: Направления совершенствования финансово-правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)В условиях российской финансово-правовой системы "мягкие" бюджетные ограничения стали привычной практикой, порождающей множество дискуссий среди экономистов и юристов [1]. Одним из ключевых аргументов в пользу существования таких ограничений является их способность обеспечивать финансовую стабильность в период кризисов, когда субъекты Федерации сталкиваются с непредвиденными расходами и необходимостью срочного выделения дополнительных бюджетных средств бюджетам этих субъектов. Однако это также создает стимулы для региональных властей полагаться на дополнительные межбюджетные трансферты, выделяемые из федерального бюджета, не заботясь о рациональном использовании собственных ресурсов и не предпринимая усилий для увеличения собственной доходной базы. Такая практика непосредственно влияет на налоговое администрирование в субъектах Российской Федерации. Когда субъекты Российской Федерации рассчитывают на то, что федеральное правительство способно компенсировать их бюджетный дефицит, интерес к разработке и внедрению эффективного финансово-правового регулирования системы сбора налогов резко снижается. В свою очередь это приводит к тому, что налоговый потенциал субъектов остается не полностью реализованным, а бюджетные средства расходуются неэффективно.
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)В условиях российской финансово-правовой системы "мягкие" бюджетные ограничения стали привычной практикой, порождающей множество дискуссий среди экономистов и юристов [1]. Одним из ключевых аргументов в пользу существования таких ограничений является их способность обеспечивать финансовую стабильность в период кризисов, когда субъекты Федерации сталкиваются с непредвиденными расходами и необходимостью срочного выделения дополнительных бюджетных средств бюджетам этих субъектов. Однако это также создает стимулы для региональных властей полагаться на дополнительные межбюджетные трансферты, выделяемые из федерального бюджета, не заботясь о рациональном использовании собственных ресурсов и не предпринимая усилий для увеличения собственной доходной базы. Такая практика непосредственно влияет на налоговое администрирование в субъектах Российской Федерации. Когда субъекты Российской Федерации рассчитывают на то, что федеральное правительство способно компенсировать их бюджетный дефицит, интерес к разработке и внедрению эффективного финансово-правового регулирования системы сбора налогов резко снижается. В свою очередь это приводит к тому, что налоговый потенциал субъектов остается не полностью реализованным, а бюджетные средства расходуются неэффективно.
Статья: Совершенствование института налогового администрирования на основе цифровых технологий: опыт стран БРИКС
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Наибольшей трансформации под воздействием применения цифровых технологий подверглась система налогового администрирования как в России, так и в других странах БРИКС. За годы существования этой организации между странами-участниками было подписано большое количество международных соглашений, среди которых Меморандум о сотрудничестве между налоговыми администрациями стран БРИКС 2017 г. В соответствии с этим документом государства БРИКС должны создать механизм укрепления налогового потенциала (Capacity Building Mechanism) <2>. Однако начало было положено еще в г. Нью-Дели в 2013 г., когда была достигнута договоренность о расширении сотрудничества в сфере налогового администрирования <3>. В последующем были предусмотрены ежегодные встречи руководителей и экспертов налоговых администраций государств - участников БРИКС на территории председательствующей страны.
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Наибольшей трансформации под воздействием применения цифровых технологий подверглась система налогового администрирования как в России, так и в других странах БРИКС. За годы существования этой организации между странами-участниками было подписано большое количество международных соглашений, среди которых Меморандум о сотрудничестве между налоговыми администрациями стран БРИКС 2017 г. В соответствии с этим документом государства БРИКС должны создать механизм укрепления налогового потенциала (Capacity Building Mechanism) <2>. Однако начало было положено еще в г. Нью-Дели в 2013 г., когда была достигнута договоренность о расширении сотрудничества в сфере налогового администрирования <3>. В последующем были предусмотрены ежегодные встречи руководителей и экспертов налоговых администраций государств - участников БРИКС на территории председательствующей страны.
Статья: Многокомпонентные комплексные руды: особенности применения адвалорных и специфических ставок НДПИ
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)13. Блошенко Т.А., Поздняев А.С. Разработка техногенных и россыпных месторождений: налоговый потенциал // Экономика. Налоги. Право. 2015. N 3. С. 87 - 93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-tehnogennyh-i-rossypnyh-mestorozhdeniy-nalogovyy-potentsial.
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)13. Блошенко Т.А., Поздняев А.С. Разработка техногенных и россыпных месторождений: налоговый потенциал // Экономика. Налоги. Право. 2015. N 3. С. 87 - 93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-tehnogennyh-i-rossypnyh-mestorozhdeniy-nalogovyy-potentsial.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
Статья: Особенности налогообложения в юго-западных субъектах Российской Федерации
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)<1> Цепелев О.А., Чупракова К.Е. Оценка использования налогового потенциала в контексте социально-экономического развития региона // Налоги и налогообложение. 2022. N 1. С. 10 - 27.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)<1> Цепелев О.А., Чупракова К.Е. Оценка использования налогового потенциала в контексте социально-экономического развития региона // Налоги и налогообложение. 2022. N 1. С. 10 - 27.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Первый вариант предмета - человек (лицо) - характерен для подушного (статусного) налогообложения, но в настоящее время он встречается редко (в том числе страховые взносы, уплачиваемые "за себя" индивидуальными предпринимателями и рядом самозанятых лиц в виде фиксированной суммы, - п. 3 ст. 420 НК РФ; например, за расчетный период 2023 года - 45 842 р. - п. 1.2 ст. 430 НК РФ). В Древнем Риме такие платежи обозначались как tributum capitis - подушный сбор <1>. Исходя из Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П подушное налогообложение не учитывает финансового потенциала различных налогоплательщиков, что при чрезмерно высоком налоге означает взыскание существенно большей доли из имущества неимущих или малоимущих граждан и меньшей доли - из имущества более состоятельных граждан.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Первый вариант предмета - человек (лицо) - характерен для подушного (статусного) налогообложения, но в настоящее время он встречается редко (в том числе страховые взносы, уплачиваемые "за себя" индивидуальными предпринимателями и рядом самозанятых лиц в виде фиксированной суммы, - п. 3 ст. 420 НК РФ; например, за расчетный период 2023 года - 45 842 р. - п. 1.2 ст. 430 НК РФ). В Древнем Риме такие платежи обозначались как tributum capitis - подушный сбор <1>. Исходя из Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П подушное налогообложение не учитывает финансового потенциала различных налогоплательщиков, что при чрезмерно высоком налоге означает взыскание существенно большей доли из имущества неимущих или малоимущих граждан и меньшей доли - из имущества более состоятельных граждан.