Налоговый учет полученных субсидий
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый учет полученных субсидий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.17 "Порядок признания доходов и расходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил единый налог, уплачиваемый при применении УСН, указав, что в налоговую базу неправомерно не включена субсидия, предоставленная налогоплательщику в целях возмещения части затрат на приведение помещений, зданий, строений и сооружений в соответствие с нормативными требованиями: антисептирование, утепление и отделку гостевых домов. По мнению налогового органа, положения п. 1 ст. 346.17 НК РФ применяются только в отношении субсидий, направленных на возмещение затрат, которые были фактически понесены после ее получения и за ее счет. В случае если затраты произведены за счет средств налогоплательщика, а субсидия впоследствии покрыла эти расходы либо направлена на возмещение неполученных доходов, применяется порядок, установленный статьей 346.15 НК РФ. Инспекция полагала, что в данном случае полученная обществом субсидия не может быть признана средством целевого финансирования, поскольку подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлен закрытый перечень средств целевого финансирования, в котором спорные средства не поименованы. Суд признал доначисление единого налога неправомерным. Суд указал, что в соответствии с подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ и подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ полученные субсидии будут учитываться при определении налоговой базы по УСН. Вместе с тем ст. 346.17 НК РФ установлены отдельные правила для учета субсидий для целей УСН. Согласно указанной норме положения абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ применяются как при расходовании средств субсидий после их получения, так и в целях возмещения расходов налогоплательщика, произведенных в налоговом периоде до получения средств субсидий в этом же налоговом периоде. Для целей УСН доходом являются не собственно денежные средства, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени. В рассматриваемом деле судом не установлено фактов нарушения налогоплательщиком условий получения субсидий, а также их нецелевого использования. Следовательно, полученные субсидии не могут быть квалифицированы в качестве дохода в целях исчисления налога по УСН.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил единый налог, уплачиваемый при применении УСН, указав, что в налоговую базу неправомерно не включена субсидия, предоставленная налогоплательщику в целях возмещения части затрат на приведение помещений, зданий, строений и сооружений в соответствие с нормативными требованиями: антисептирование, утепление и отделку гостевых домов. По мнению налогового органа, положения п. 1 ст. 346.17 НК РФ применяются только в отношении субсидий, направленных на возмещение затрат, которые были фактически понесены после ее получения и за ее счет. В случае если затраты произведены за счет средств налогоплательщика, а субсидия впоследствии покрыла эти расходы либо направлена на возмещение неполученных доходов, применяется порядок, установленный статьей 346.15 НК РФ. Инспекция полагала, что в данном случае полученная обществом субсидия не может быть признана средством целевого финансирования, поскольку подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлен закрытый перечень средств целевого финансирования, в котором спорные средства не поименованы. Суд признал доначисление единого налога неправомерным. Суд указал, что в соответствии с подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ и подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ полученные субсидии будут учитываться при определении налоговой базы по УСН. Вместе с тем ст. 346.17 НК РФ установлены отдельные правила для учета субсидий для целей УСН. Согласно указанной норме положения абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ применяются как при расходовании средств субсидий после их получения, так и в целях возмещения расходов налогоплательщика, произведенных в налоговом периоде до получения средств субсидий в этом же налоговом периоде. Для целей УСН доходом являются не собственно денежные средства, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени. В рассматриваемом деле судом не установлено фактов нарушения налогоплательщиком условий получения субсидий, а также их нецелевого использования. Следовательно, полученные субсидии не могут быть квалифицированы в качестве дохода в целях исчисления налога по УСН.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик выставил в адрес покупателей корректировочные счета-фактуры (с уменьшением объема поставки), поскольку судебными актами с покупателей (потребителей) была взыскана задолженность за поставленный ресурс в меньшем объеме, а также в связи с предоставлением налогоплательщику субсидии, направленной на возмещение понесенных экономических потерь (выпадающих доходов). Налоговый орган отказал налогоплательщику в принятии к вычету НДС на основании корректировочных счетов-фактур. Суд признал отказ правомерным, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий при определении налоговой базы не учитываются. При получении налогоплательщиком субсидии изменение стоимости реализованных ресурсов, в том числе изменение тарифа на ресурсы и (или) уточнение количества (объема) реализованных ресурсов, у продавца не происходит. Таким образом, получение налогоплательщиком субсидии не является основанием для составления корректировочных счетов-фактур, поскольку при этом не происходит уменьшение налоговых обязательств, а происходит возмещение понесенных экономических потерь (выпадающих доходов). Также суд отметил, что размер подлежащей взысканию с потребителей задолженности был уменьшен судом не в связи с изменением объема поставленной тепловой энергии, а по причине изменения методики ее расчета, при этом в корректировочных счетах-фактурах налогоплательщик в одностороннем порядке изменил объем поставленной тепловой энергии, но при этом объем тепловой энергии, полученной от поставщика - производителя тепловой энергии, не корректировал. Суд указал, что само по себе наличие судебных актов о взыскании с покупателей (потребителей) задолженности за поставленную энергию для целей налогообложения не имеет значения, поскольку взыскание задолженности в меньшей сумме связано не с наличием оснований, предусмотренных п. 13 ст. 171 НК РФ, а с применением различных методик.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик выставил в адрес покупателей корректировочные счета-фактуры (с уменьшением объема поставки), поскольку судебными актами с покупателей (потребителей) была взыскана задолженность за поставленный ресурс в меньшем объеме, а также в связи с предоставлением налогоплательщику субсидии, направленной на возмещение понесенных экономических потерь (выпадающих доходов). Налоговый орган отказал налогоплательщику в принятии к вычету НДС на основании корректировочных счетов-фактур. Суд признал отказ правомерным, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий при определении налоговой базы не учитываются. При получении налогоплательщиком субсидии изменение стоимости реализованных ресурсов, в том числе изменение тарифа на ресурсы и (или) уточнение количества (объема) реализованных ресурсов, у продавца не происходит. Таким образом, получение налогоплательщиком субсидии не является основанием для составления корректировочных счетов-фактур, поскольку при этом не происходит уменьшение налоговых обязательств, а происходит возмещение понесенных экономических потерь (выпадающих доходов). Также суд отметил, что размер подлежащей взысканию с потребителей задолженности был уменьшен судом не в связи с изменением объема поставленной тепловой энергии, а по причине изменения методики ее расчета, при этом в корректировочных счетах-фактурах налогоплательщик в одностороннем порядке изменил объем поставленной тепловой энергии, но при этом объем тепловой энергии, полученной от поставщика - производителя тепловой энергии, не корректировал. Суд указал, что само по себе наличие судебных актов о взыскании с покупателей (потребителей) задолженности за поставленную энергию для целей налогообложения не имеет значения, поскольку взыскание задолженности в меньшей сумме связано не с наличием оснований, предусмотренных п. 13 ст. 171 НК РФ, а с применением различных методик.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субсидии: учет у плательщиков налога на прибыль
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)Правила для учета полученных субсидий в налоговых доходах
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)Правила для учета полученных субсидий в налоговых доходах
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)7.2.3. Налоговый учет субсидий в периоде их получения
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)7.2.3. Налоговый учет субсидий в периоде их получения
Нормативные акты
Обзор: "Основные изменения налогового законодательства в 2020 году"
(КонсультантПлюс, 2020)Субсидии, полученные в связи с распространением коронавируса, не учитываются в налоговой базе
(КонсультантПлюс, 2020)Субсидии, полученные в связи с распространением коронавируса, не учитываются в налоговой базе
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены указанные субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату этого налогового периода;
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены указанные субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату этого налогового периода;